Ян ван Хейсум. Цветочный Рафаэль

Алина Алексеева-Маркезин
ЯН Ван Хейсум.Натюрморт с виноградом и персиками на столе.

        Очень много хвалебных слов о творчестве ЯН ВАН ХЕЙСУМА 1682-1749гг. оставили его современники.  Его творчество  пришлось на 18 век,когда постепенно многие жанры голландской живописи приходили в упадок.

                О жизни Яна ван Хёйсума известно немногое. Его отец Юстус ван Хёйсум-старший, как и три его брата Юстус-младший, Иаков и Михаил, были художниками. В 1704 году он женился на Маргарите Шоутен.                Очень быстро стал ведущим нидерландским художником, мастером натюрморта. Среди его покровителей были принц Уильям Гессен, герцог Орлеанский, короли Польши и Пруссии, курфюрст Саксонии, сэр Роберт Уолпол, граф Орфордский.

                О прижизненной популярности художника свидетельствует тот факт, что на состоявшемся вскоре после смерти художника аукционе его четыре пейзажные акварели были проданы за 1032 флорина, а живописный цветочный букет — за 1245 флоринов, в то время как за «Голову старика» Рембрандта, две картины Яна Стена, натюрморт Виллема ван Алста и картину Альберта Кейпа было уплачено соответственно всего 25, 30, 19 и 13 флоринов

          РАССКАЗАТЬ О ТВОРЧЕСТВЕ ЭТОГО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ХУДОЖНИКА мне  захотелось цитатами и отзывами искусствоведов и тех людей, которые тепло отзывались о его творчестве.
                «Выдающийся живописец ХУШ столетия, писавший натюрморты с цветами и фруктами; чувствовал себя особенно уверенно в изображении представителей растительного царства. Именно в композициях с цветами и фруктами он достиг совершенства.
                Он умел вызнавать тайны природы, запечатлевать летучую красоту цветов в те мгновения, когда они особенно прекрасны, и достигать невероятной виртуозности в этом жанре благодаря правдивости и многообразию красок и почти прозрачной фактуре  цветов.

                Он первый стал изображать цветы на фоне ясного неба и превзошел всех своих предшественников в мягкости, свободе, совершенстве и жизнеподобии. Он добивался впечатления сочности и  верности цветовых пропорций.

                Был до такой степени замкнут в своем творчестве, что не позволял никому наблюдать за его работой. Его цветы красивее и натуральнее, нежели его фрукты. Капельки росы и насекомые, также изображаемые им, представляются живыми и подвижными. За свои картины брал 1000 – 1400 гульденов. В настоящее время две его акварели оцениваются в Голландии в 10 000 гульденов».
                Allg. Deutche Real-Encyklopadie

               "Цветы ван Хейсума блистают изумительными красками и предстают в своей естественной свежести, как будто роса сию минуту напечатлела на них свои жемчужины. Он включал в свои цветочные композиции также насекомых, бабочек, птиц, птичьи яйца в гнездах и т.п. – все, чем отмечено великолепное одеяние Природы.

                Часто он ставил цветы в вазы, украшенные прекрасными барельефами. В своей работе он проявлял наивысшее тщание и при наложении красок, масел и лаков убирал каждый лишний блик, стремясь создать ощущение глубокой тайны. Лессировал он до бесконечности. Краски его ясны и прочны, они по сей день не утратили своей свежести." 

Naglers Kunstler-Lexicon

                Он превзошел всех живописцев, работавших до него, в искусстве изображения цветов и фруктов, и его работы настолько прославились, что лишь титулованная знать и наиболее состоятельные горожане имели возможность приобретать их.

                Утонченный вкус, превосходный колорит, увереннейший мазок и в высшей степени точное подражание природе придают огромную ценность работам этого художника.

                В ландшафтной живописи он выдерживает сравнение с крупнейшими мастерами, а в изображении цветов и фруктов не имеет себе равных. Матовые с пушком плоды, сияние цветов, прозрачность росинок, живая подвижность, которую он сообщал своим насекомым – все восхищает в его живописи».
Аllgemeines Kunstlerlexicon, cfr. Pierers Encyclopadishes Worterbuch.

                Достиг исключительно силой своего таланта высочайшего ранга в своем искусстве. Он выразил в своих цветах все их правдоподобие, повторяя самые удивительные их краски столь нежной и живой кистью, что натура едва ли более правдива.

                Его плоды прозрачны, исполнены внутреннего свечения, особенно его виноградины – буквально видишь их мякоть и наполняющий их сок. Глядя на его насекомых, веришь, что они движутся. А его росинки! Возникает искушение поскорее смахнуть их с полотна, чтобы они не испортили шедевр.
 Marquis d’Argent, Examen critique.
               

   Поклонники совершенства в его особенном великолепии ставят ван Хейсума выше всех живописцев, когда бы то ни было работавших с цветами. Тщание, с каким он выбирал самые яркие и густые краски, находил их сочетания, очищал масло, не в малой степени способствует тому впечатлению сверкающей свежести, которое остается у видевших его работы.

                Декан пишет: «Белая грунтовка деревянных досок и холстов делалась им с теми же прилежанием и чистотой, с каким он избавлял себя от боязни, что кто-то увидит его палитры,– он рвал или уничтожал их». Он все выполнял с величайшей точностью, без малейшей небрежности, но при этом не был сухим.

                Его вкус проявился и в том, как он группировал цветы, самые светлые помещая посередине, к каждому цветку применяя отдельную краску и затемняя натуру от середины к краям. Птичьи гнезда, яйца в гнездах, оперение птиц, насекомые, бабочки, капли влаги – все представлено с большой достоверностью и дает полную иллюзию действительности.
                Heidenreichs aestetisches Worterbuch. 
    

                “Он, так сказать, соперничал с природой. Свежесть, очарование, элегантность, подлинность, колорит. Он был бы воистину богом весны, если бы флора даровала ему власть еще и над своими запахами».
 Galerie de Musee Napoleon.

  Высоко ценил творчество художника Гёте. «Естественный свет не только охватывает все части предметов, но и через световые отражения придает им ясность и отчетливость. Такой подход особенно действенен при написании тонких ветвей, игл хвойных растений или самих цветов, не имеющих широкого сплошного силуэта.
   При этом все части, благодаря краскам и китайской туши, отодвигаются друг от друга и располагаются уступами, создавая перед нами эффект самой действительности. Каждая краска, даже самая светлая, темнее, чем белая бумага, и обладает тем не менее тем же свойством, что и эффекты света и тени, которые зрительно отодвигают части картины друг от друга и от переднего плана»

Посмотреть другие работы художника можно здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/3285169