Информационный взрыв

Петр Барков
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗРЫВА
В своей жизни человек обрастает информацией: знаниями,  и разными полезными  предметами материального мира: инструментами, книгами, одеждой, обувью и другими- которые также имеют свой информационный след в сознании человека.
 Со временем количество вещей настолько возрастает, что  их использование становится затруднительным, поскольку трудно запомнить где, что находится,  а если эти предметы и знания не е под рукой в нужное время, то их полезные свойства не используются, а если и используются то сопровождаются затратами времени на поиски.  Объем предметов, как и знаний, постоянно расширяется не в геометрической прогрессии, а в прогрессии деления ядерного распада, увеличивая информационную энтропию сознания. Если знания человечества представляются совокупными знаниями индивидов,  то при  расширении общего знания  индивидуальные информационные возможности постоянно сужаются относительно совокупного общего знания.
Для внесения большей определенности в копилку общего знания  человечеству  в целом и каждому отдельному человеку приходится постоянно упорядочивать доступную информацию об окружающем мире.
Каждый человек, столкнувшись с большими объемами информации,  необходимой, для осмысленной деятельности вынужден приводить ее в упорядоченную форму.
Так, работая инженером по безопасности движения, я собирал вырезки из газет и журналов на темы,  соответствующие  своему профессиональному профилю. Чтобы сохранить полезную с моей точки зрения информацию, я группировал вырезки  по темам в отдельных папках. Таким же образом я поступал с книгами, формируя на полках книги по темам или направлениям их содержания. Кроме того, я конспектировал отдельные цитаты из книг и газет, записывая их в разные разделы специальной тетради или даже на  отработанных программистских перфокартах. Справедливости ради, надо отметить, что эффективно использовать эту информацию в процессе  деятельности  не получалось. Все, что удавалось записать таким образом быстро забывалось.  В памяти оставался неясный след о том, что где-то была прочитана информация  на такую-то тему, которую можно было бы использовать, но найти контекст и библиографическую ссылку редко удавалось. Использовались лишь те немногочисленные фрагменты  текстов, которые оставляли яркий эмоционально окрашенный след в памяти. Трудности с поиском точной библиографической ссылки (названия источника, издательства, страниц контекста, общего объема и  даты публикации) все  равно оставались. Поэтому  большая часть информации оказывалась в пассиве, но что-то  все же    накапливалось в подкорке головного мозга, временами всплывая в памяти, иногда  в виде озарения, как собственные идеи.
Позже, когда появились компьютеры и программы для создания баз данных, я придумал простой способ сохранения важных содержательных  фрагментов информационных источников в табличном виде  сначала на основе Microsoft Excel, а потом на СУБД Ментор    (программа разработана Лебедевым А.А.). С помощью этих программных средств можно создавать большие базы данных для накопления и ориентированного поиска содержательной информации для различных практических и теоретических задач.
        В таблицу заносится текст или его фрагменты, обладающие смысловой ценностью, а также  отражающие смысл (или ценность) ключевые слова или коды, а также библиографическая ссылка.
По ключевым словам или по их набору (в случае с СУБД Ментор) находятся фрагменты искомых текстов, необходимых для анализа или синтеза в  творческой работе.
Ниже представлен перечень  заголовков столбцов такой таблицы.
№,
Наименование фрагмента,
 Цитата,
  Ключевое слово,
Комментарий.      
Библиографическая ссылка.

Таблица позволяет по ключевому слову отобрать все строки (или столбцы в зависмости от конфигурации таблицы) с нужными записями по выбранной теме.