Григорий Соколов - невозможное в обычном

Томас Памиес
Послушав исполнения этого гениального пианиста, долго не хочется слушать других, при всей их заслуженной славе и несомненном таланте. По - видимому, необходима  пауза, чтобы растворить в себе услышанное и спокойно поразмышлять, наслаждаясь навеянным.

В интерпретации Соколова – а играет он без нот - классики оживают. Наверное, сидя в зале и слушая свои произведения в трактовке мастера, авторы сами были бы восхищены совершенством исполнения, дополненного собственной палитрой красок преданного почитателя их таланта. Нетрудно представить мысли этих композиторов, на экране воображения читается бегущая строка: -«Какое это счастье быть выбранным маэстро Соколовым!»

В его исполнении ощущаешь как стремительный вихрь, низвергаясь, сменяется на лёгкий ветерок, едва колышущий траву. Поражает как пианист умеет передать всю эту гамму ощущений, не переходя границ пафоса. Иногда кажется, что клавиш касаются не пальцы, а крылья, настолько нежно звучит его пианиссимо.

Соколов играет для широкого круга публики и его исполнение нравится всем. Более того, оно очаровывает любого с первого аккорда, даже человека не сведущего в тонкостях пианистики, вроде пишущего эти строчки. К тому же, сам пианист Соколов внешне очень обычный человек, совершенно не ищущий признания. Все его жесты до предела скупы и минимальны. На сцене добрый мишка косолапый, неуклюже кланяющийся, который из леса попал на сцену и добравшись до рояля превратился в гения.

Cтремительный подход к роялю и едва коснувшись клавиш, происходит чудо! На вас обрушивается стихия накопленной страсти не растраченной на внешний лоск, пианист щедро делится своим могучим талантом, извлекая невероятные интонации из инструмента  доведённого  до предела возможностей. Потрясенный слушатель замирает в упоении, вслушиваясь в каждый пассаж чарующей музыки, пленившую зал и не находит разумного объяснения происходящему. В его голове только одно: - этот исполнитель “не как все”. Затем разум отступает и наступает момент, когда душа очищается от всего преходящего, зритель только теперь понимает, как же ему повезло быть свиделем этого чуда! Это наверное, и есть терапия музыкой!

Маэстро продолжает колдовать! Не рекомендуется нарушать это таинство - спонтанно раздающиеся аплодисменты восторженных почитателей нарушают концентрацию и мешают артисту, слушатели научились рукоплескать лишь когда пианист встает из-за рояля, давая понять, что произведение закончено.

Секрет не только в таланте и даровании. Соколов, в первую очередь, работяга. С пяти лет играет каждый день по несколько часов. Даже сегодня, в свои 66 лет, будучи знаменитостью, он репетирует ежедневно, включая и те дни, когда выступает с концертами, причем тратит на репетицию столько же времени или даже больше, чем на сам концерт.  К тому же, он великолепно знает механизм рояля. Профессиональные настройщики считают Григория Соколова абсолютным авторитетом в их  профессии.

Артист предпочитает сольные концерты, не любит играть с оркестром, утверждая, что дирижёры обладающие талантом аккомпанировать – большая редкость. И мало записывается, поскольку запись, по его мнению, искажает истинное звучание рояля. Он часто говорит, что этот инструмент обладает человеческими свойствами, достигая юности, зрелости и также уходя в мир иной, когда наступит черёд. По его словам, рояль производит впечатление массивного и стабильного, но он чуткий и чувствительный, как ребенок. Любопытная фраза: артист сам того не подозревая, в трех штрихах рисует собственный портрет.

Соколов играет произведения исключительно тех композиторов, которых искренне любит, правда их число внушительно. «Только в том случае музыка может тронуть зрителя, если сам исполнитель бывает ею тронут», - сказал Карл Филипп Эмануэль Бах - сам прекрасный композитор и безупречный исполнитель игры на клавире. Это о нём сказал Моцарт: «Он отец, мы — дети»

Григорий Соколов счастливый человек! Ему безразлична слава, почести и вся эта мишура. Он сам говорит, что не выступает, а просто играет на рояле. Если наступает унисон с публикой, а случается это нередко, поскольку его исполнения покоряют любого, маэстро, отключённый от пространства и времени, готов играть на бис столько, сколько публике угодно и создается впечатление, что играл бы до бесконечности. На концерте в Вене (7 декабря 2016г.) маэстро Соколов музицировал до необычно позднего для этого города времени, когда там уже спит даже память о Моцарте.

Пишу эти строчки под один из ноктюрнов Шопена (номер 20) в исполнении Григория Соколова. Бабочки по клавишам…Поэзия музыки.