Эпизод I. Меч Судьбы. Глава 3

Дмитрий Привратник
 В очередном городе Могута не стала наниматься, сообщив, что вдвоём с Агнияром сподручнее, а то ей уже сколько раз приходилось не в меру ретивым кавалерам зубы выбивать. А так все решат, что они вместе.
- Ты прости, - потупился Агнияр, - но у меня суженая есть.
- Да не переживай, я ж понарошку, - усмехнулась дева. – Не боись, приставать не стану.

Наконец, когда все деньги уже давно закончились, им повезло наняться к купцу, идущему в те же места. На сей раз купец оказался "нормальным", что можно было понять сразу, поскольку Агнияр с Могутой оказались не первыми воинами, нанятыми им.
- Извини, - вздохнул купец, - но твоей девушке я лишь полсуммы заплачу.
- Да она воин получше меня! Выставь любого из нанятых с тобой против неё – сам убедишься.
- Да я разве спорю, - махнул рукой наниматель. – Только меня другие воины не поймут, прибавки потребуют. Хорошо – две трети, большего не проси.
- Мы согласны, - решительно тряхнула головой Могута.

На сей раз дорога прошла без происшествий, получив обещанную плату, товарищам пришлось почти всю её потратить на тёплую одежду, поскольку стояла уже середина осени, и по утрам знатно примораживало. Приодевшись, Агнияр сотоварищи встал посередь улицы. Здесь к ним подошли двое, как оказалось, местный князь вошёл в конфликт с соседом. Кто прав, кто виновен – поди разбери, а брань намечалась нешуточной, первые стычки уже произошли. И вот местный князь собирал ещё одну дружину – наёмную, поскольку у соседа дружина была поболее. С этим предложением и обратились двое к Агнияру сотоварищи. Предлагали они, надо признать, очень и очень выгодные условия, таковых воины ещё не встречали, даже Могута, повидавшая на своём коротком веку немало. Агнияр отказался сразу – другое дело его ждёт.

Что странно – воительнице предложили не меньшую сумму, только иди, но и она, на удивление Агнияра, отказалась. Агнияр отвёл своих приятелей в сторонку:
- Могута, да и ты, Проныра, мне сейчас надлежит разузнать – где сии ведуны живут. Скорее всего – в лесах. Потому я и отказался от столь выгодных условий – торопиться мне надобно, в течение года обещал обернуться. Так что… какая вам корысть со мной тащиться?
- Ну… я пока с тобой не рассчитался за твой подарок.
- Ты мне ничего не должен, Проныра. А то ведь таким темпом ты и за несколько лет не рассчитаешься. Воровать же я по-прежнему тебе позволить не могу.
- А вот пока не рассчитаюсь, всё тебе придётся меня терпеть.
- Как знаешь, Могута, с тобой мы, значит, прощаемся? Подумай – где ты ещё сможешь заработать, как не на этой сече? Ты хороший боец – выживешь. Как я могу отблагодарить тебя за ратную науку?
- А что – надоела уже?
- Да не о том речь…, - смутился Агнияр.
- Мне ваша компания нравится, и на ведунов охота взглянуть. А на счёт того, чтобы наняться в дружину к местному князю… Ты знаешь, Агнияр, слишком выгодное предложение тоже подозрительно. Либо пошлют наёмников на верную смерть, либо ничего не заплатят в конце. Князья - они, знаешь ли, не дураки, выгоду свою блюсти умеют. Так что идём.

Про ведунов узнали у местного волхва, который, узнав в чём дело, поскрёб кончик носа и подробно объяснил – как добраться, пожелав напоследок удачного пути. Однако даже с подробными объяснениями разыскать ведунов удалось не сразу. Помогло то, что в глухомани путники наткнулись на древнее капище, где имелись лики всех богов, даже тёмных. Те, правда, стояли поодаль, однако же стояли. Вскоре появились сами ведуны – три старца с длинными, крючковатыми посохами, седыми бородами и хмурыми взглядами из-под кустистых бровей, да с ними четыре паренька. Увидев поджидавших, старцы ещё больше нахмурились:
- Так и есть, недаром мы почуяли чужаков возле нашего капища. Сказывайте – с чем пожаловали. Может заплутали?
Выслушав Агнияра, старцы долго о чём-то совещались, после вперёд выступил имеющий самую длинную бороду.
- Нет у нас власти помочь твоему горю, ратник. Однако же кое-что подскажем, поелику не за своей корыстью к нам шёл, а за ради сестры младшей. На север от нас, среди болот, живёт старуха, Ведою звать, уж ежели она тебе не поможет – значит точно никто не поможет, разве что боги единые.
- Э-э-э, простите, мудрейшие, а север – это где?

Опять немного посовещавшись, длиннобородый ведун, вздохнув, подозвал к себе одного из пареньков.
- Ступай с ними, Буковиц, а то им ни в жизнь не сыскать. Ты же помнишь, куда мы тебя водили, когда ты посвящение проходил?
Паренёк, возрастом даже помоложе, чем Агнияр с Пронырой, помнил, и дальше в чащобу малый отряд пошёл уже с прибавкой на одного. Из-за того ли, что путь до Веды был не близок, либо Буковиц не очень хорошо всё же помнил дорогу и плутал, а может из-за того, что маленький отряд двигался по чащобе да по буреломам, но времени ушло немало.

По утрам лужи уже покрывались ледком, который таял лишь заполдень, иной раз небо даже днём сыпало белой крупой, ещё немного – и снег ляжет уже до вешних денёчков. Водоплавающие птицы потянулись к тем водоёмам, что не замерзали даже в самые трескучие морозы. Таковые были разбросаны повсюду, более же всего их имелось на центральной линии, пересекающей материк с востока на запад. Остальные птицы предпочитали зимовать по окраинам материка, там, говорят, морозы не в пример слабее, либо вовсе улетали, знать всё-таки имелся на юге ещё один материк. Зверь лесной сделал уже на зиму все необходимые припасы, кое-кто жира нагулял, иные в норах да дуплах склады устроили, волки начали сбиваться в стаи. Наконец Буковиц вывел остальных к болоту с тёмной, почти чёрной, водой.
- Вот, мавкино* болото, сейчас уже недалече осталось – обогнуть его и всё, пришли.

 Покосившаяся, сложенная из толстых – в аршин* – брёвен изба хмуро щурилась на пришедших подслеповатыми окошками без наличников, оттого казавшихся безбровыми. Буковиц внезапно остановился:
- Я довёл, а идти внутрь мне не особо хочется. Так что здесь вас обожду – любопытно узнать, что Веда расскажет.
- Я… тоже туда не сунусь, - поёжился Проныра.
- Иди один, Агнияр, всё же это твоё личное дело. А мы уж тебя здесь дождёмся, - внезапно засмущалась отважная воительница.
Агнияр вздохнул и пошёл один. Тяжёлая дубовая дверь поддалась со скрипом, неохотно впуская чужака. В горнице, расположившейся прямо на земле, без подклети, стояла большая печь. На лавке за столом сидела высокая, сухощавая старуха с седой косой, на подоконнике светил жёлтыми глазами филин. По избе шастали, нося дрова, таская воду, драя песком чугунки, а то и просто вроде как без всякого дела, маленькие существа. Весьма странного вида существа… все, как один, лохматые, с мерзкими физиономиями, иные даже с рожками и хвостами, заправлял ими старичок с волосами в пол и вполне себе человеческим ликом, на котором лишь глаза не соответствовали людским – огромные, сжелта, с вертикальным зрачком, да ушки остроконечные – не человеческие. Старичок – не больше двух пядей, выглядел просто богатырём по сравнению с остальными. 

- Ну, что встал в дверях? – глубоким, грудным голосом "поприветствовала" гостя старуха. – Проходи, коли пришёл, нечего избу выстуживать.
- Здравы будьте, бабушка. Ишь, сколько у вас анчуток в избе водится, что ж ведунов не попросите их изгнать?
- Ведунов? – хохотнула старуха. – Да я сама кого хошь изгоню. Только кто у меня работать станет? И что тебе анчутки?
- Так ведь к навьему царству относятся, бабушка!
- Относятся, ага. Только не все они злые сейчас. Часть пошла по Сварге*. Из кого, думаешь, домовые да банники всякие произошли? Вот от них – от анчуток. Со временем те и росточком стали повыше, и на людей более похожи сделались. Ну… нечего на моих анчуток пялиться, садись к столу, самовар уже поспел. А что твои друзья не заходят?
- А-а… э-э-э…
- Ладно, - махнула рукой бабка, - хотят мёрзнуть – пущай мёрзнут. От своего знакомца я этого могла ожидать, от воришки тоже – не пустит его моя изба внутрь, но вот дева ратная, странно что оробела войти.
- А откуда вы, бабушка, про моих товарищей знаете?
- Зря думаешь меня Ведой кличут? И про твою беду всё знаю, да только, добрый молодец, помочь тебе даже я не могу. Правы были те волхвы – судьба у твоей Айки такая, а судьба, мил человек, не просто так посылается – по заслугам даётся.
- Значит всё напрасно? – опечалился парень.
- Ну… от тебя будет зависеть.
- Да я ради сестрёнки на всё готов! – выпалил Агнияр, уже не удивляясь тому, что Веде известно имя его младшей сестры.
- Тогда слушай, - пододвигая гостю чай и мисочку варенья, задумчиво заговорила старуха. – В самом центре нашего материка есть море. На том море, как раз посерёдке, стоит остров, прозываемый островом Деев, то есть богов. Сей остров является отражением самого Святого Ирия на нашей земле. Да не просто отражения, а центральной осью всего этого мира, по этой самой оси свет из Ирия льётся вниз, до самого центра Земли доходя. Души праведные из царства богов обратно на землю по тому лучу спускаются, и из навьего царства отстрадавшие своё по нему же вверх поднимаются. Иные же после суда сразу в миры Сврги*. Проживают на том острове некоторые боги с богинями, в чьи задачи входит непосредственно бдеть за Землёй со всеми тварями, живущими на ней. Богини судьбы там же обитают. Ступай к ним, поклонись, они одни в силах помочь твоей Айке. Да вот только дойдёшь ли?
- Дойду, бабушка, не сумлевайся. Хоть и не ведаю – где это, центр материка?
- Э-эх, - вздохнула старуха, - совсем люди знания утратили. Ну… как дойти – я помогу.

С этими словами Веда протянула Агнияру плоскую фигурку рыбки, сделанную из какого-то неведомого синего металла, к фигурке была привязана нить.
- Вот, берёшься за нить, тогда нос рыбки укажет тебе направление на остров Деев. Укажет, где бы ты не находился, хоть на этом материке, хоть на южном. Да только повторю тебе – нелегко до того острова добраться. Вокруг моря горы крутые такой высоты, что ни один смертный их преодолеть не может. За горами – лес, а в лесу кольцом подступы к морю опоясало Гнилое болото, то проделка тёмных сил, чтобы затруднить и без того сложный путь к острову. В болоте том чудища водятся. Вот так вот, не передумал ли?
- Не передумал, бабушка. Но как могут тёмные силы властвовать возле самого острова богов светлых?
- Они не властвуют, власти их там нет. Однако болото осталось, поскольку твари, обитающие в нём, тоже имеют право жить на Земле.
- Разреши вопрос, бабушка.
- Давай, спрашивай.
- А почто ты в таку глухомань забралась? Неужто с анчутками веселее, нежели с людьми?
Бабка вновь вздохнула, да ещё тяжельче, чем в первый раз. Пожевав губами, словно рассасывая чего, она заговорила:
- Сама-то я не из людского роду-племени. Я из пречистых крылатых дев, что обитают на вершинах тех гор, опоясывающих лес с морем, на котором остров Деев находится. По молодости захотелось мне в навье царство отправиться, поговорить с богиней Марой.
- С тёмной богиней, владыкой нави?
- Экий же ты дурень. Ну да что с тебя взять – не ведун ведь, даже не волхв. Мара – она не только богиня смерти, но и плодородия, и справедливости. По Прави она судит всех, поступающих в её царство, кого в Ирий, а кого своим детям. Вот те – точно тёмные… так уж получилось, не могут существа в нави жить, да совсем уж светлыми оставаться. Даже сама Мара холодом веет, тяжко ей там.
- Что ж не уйдёт на остров Деев?
- И оставить подземное царство на откуп своим сынкам? Те точно из него обратно никого не выпустят.
- Понятно, бабушка, но ты о себе не досказала.
- А неча перебивать. Ну, полетела я значит на остров, где вход в подземное царство находится. Крылатые девы, мил человек, летают быстрее буйных ветров, так что добралась я дотуда вскорости. А остров, вплоть до красных скал, окружающих вход, туманом ядовитым дышит. Мне бы перелететь его, и вся недолга, да любопытство заело – что за туман такой. Едва же туман коснулся моих ног… вот, гляди сам, что с ними сталось.
С этими словами старуха приподняла подол сарафана, а там – батюшки святы – вместо живых ног кости белеют.
- Вот так-то, добрый молодец, до чего пустое любопытство доводит. Но с богиней я всё-таки повидалась, поучилась у неё уму-разуму, да колдовству всяческому. А вот обратно только досюда и сумела долететь. Должен ты знать, что пречистые девы не могут очень долго вне своих вершин находиться, лишь там, ближе к Ирию, да на острове Деев, им жить можно, мы же не богини всё ж таки. А я слишком долго отсутствовала. Вот… вначале перья начали опадать, потом крылья ослабли. А уж здесь со временем они и вовсе увяли, словно цветы, побитые морозом, а после совсем отсохли. Так что я теперь ни летать, ни ходить не могу.
- Неужто, бабушка, у тебя с сёстрами никакой связи не было?
- Как не быть? Есть такая… Да только боязно мне стало возвращаться – сосвоевольничала я, да и знания, полученные от богини Мары, хотелось людям передать. Так и осталась, знания ведунам передаю, они уж через волхвов да скитников их дальше по миру распространяют. А то ведь совсем люди не по кону* жить стали, и не по божьим заветам, этак навьему миру вовсе ничего делать не придётся – люди сами под них пойдут.
- Храни тебя боги, бабушка. Может тебе помочь чем – избу поправить к примеру, а то она у тебя покосилась вся.
- Благодарствую за предложение, однако же ни к чему. Избы этой на мой век хватит, мне уж не долго осталось сидеть на лавке – лет сто, не больше.
- Сколько же тебе лет, бабушка? – ахнул Агнияр.
- Мне-то? Да почитай пять сотен уже. Для крылатых дев это не возраст, но да говорю же – воздух низин нам вреден. Да ты не переживай – ежели что, то мне лешие помогут. Ступай себе по своим делам, хватит здесь лясы точить.
Когда кмет вышел, старик-домовой, заправлявший анчутками, с укоризной уставился на Веду.
- Почто, хозяйка, не сказала ему, чтобы домой поторопился?
- А смысл какой? И положения бы не выправил, и себя погубил.
- Ага, а в сём многотрудном деле не погубит значит?
- В сём путешествии шанс выжить у него имеется, и весьма неплохой. Попади же он сейчас домой – никаких шансов.

Агнияр тем временем пересказал путникам всё, что узнал от бабки Веды. Выслушав, те задумались.
- Ну… я-то точно иду, - сплюнул сквозь выбитый зуб Проныра.
- Не знаю уж, как мы станем те горы преодолевать, - потеребила русую косу Могута, - да там на месте видно будет. Столкнуться же с чудищами мне с детства охота было.
- Упустить шанс увидеть кого-то из богинь? – Буковиц сжал лямку сумы. – Обождут мои учителя, знаю – они бы возражать не стали, а может даже заранее всё ведали, только пути к Дееву острову не знают. Так что я с вами… если возьмёте.
- А делать чего по вашему, по ведовскому, умеешь ли?
- Я сызмальства у ведунов, совсем мальчонкой волхвы меня у родителей забрали да к ним отвели, кое чему успел выучиться.
- Тогда идём.


*Мавки, или навки, - то же, что сейчас русалки.
*Аршин = 72 сантиметрам. Сажень = 2,16 метрам. Локоть = 47,4 сантиметрам. Пядь = 17, 78 сантиметрам. Вершок = 4,445 сантиметрам (4,5). Ноготь = 1.1 сантиметрам.
*Сварга – путь духовного совершенства. Одновременно это и совокупность всех верхних миров.
*Кон – природные законы существования.