Академику Г. И. Будкеру 50 лет

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Герш Ицкович (Андрей Михайлович) Будкер, академик (1918-1977)


1 мая Андрею Михайловичу Будкеру исполнилось 50 лет. Мы продолжали поддерживать дружеские отношения. Я часто звонил ему по телефону, мне нужны были его советы мудрого человека. Он живо интересовался моей новой работой и жалел, что я работаю не с ним.

Он мне постоянно говорил, что я заслуживаю большего, но сейчас у него такой работы нет. Но вот скоро он получит Постановление ЦК и СМ СССР и начнёт новое дело, тогда он позовёт меня, чтобы я возглавил эту работу.

Мне на новой работе приходилось много взаимодействовать с Сибирским отделением АН СССР по части строительства и получения технических условий на подключение к коммуникациям, и мнение Будкера было для меня оселком, на котором я опробовал возможные решения.

Ведь за ними приходилось идти сначала к заместителю председателя СО АН Б.В, Белянину, а потом выработанные нами решения утверждать на Президиума СО АН. Будкер был членом Президиума СО АН, и он предлагал мне более чёткие формулировки решений, а некоторые из них отвергал:

– Они не пройдут, – говорил он.

На заседании Президиума СО АН он поддерживал меня не раз и не два, и это значительно помогло нам развиваться интенсивно на нашем новом месте – Президиум СО АН разрешил нам строить здания в микрорайоне «Щ» напротив комбината полуфабрикатов, и мы привязали к местности первый спроектированный корпус, названный корпусом СКБ.

Все остальные отраслевые институты и КБ получали земли на Правом берегу, и только мы попали в микрорайон «Щ».

Заслуга в этом конечно, не только академика Будкера, академик Лаврентьев тоже поддерживал нас, но поддержка носила ограниченный характер. Были принципиальные моменты в развитии Академгородка, которые ограничивали эту поддержку.

На тот период времени академик Лаврентьев считал, что предельная численность всех микрорайонов Академгородка не могла превышать 36 тыс. жителей, и если бы мы заявили о своём значительном росте, он бы нас не поддержал.

Не поддержал бы и в том случае, если бы мы захотели построить в микрорайоне «Щ» опытное производство. Все попытки построить производства академик Лаврентьев решительно пресекал, отправляя желающих на Правый или даже Левый берег, а то и в Бердск.

Но был и вопрос, по которому академик Будкер сам несколько раз звонил мне. Хотя зарплаты инженеров и рабочих в ИЯФ были выше наших, тем не менее, желающих перейти к нам на работу было достаточно много.

Будкер понимал, что с этим трудно бороться, но всё же звонил мне и просил как-то притормозить этот процесс. В то же время для него это тоже был показатель нашей успешной работы по развитию нашего ГСКБ и моей, в частности. Он умел ценить такие кадры и обычно приглашал в свой институт.

В эту пору я начал контактировать с его заместителем Александром Абрамовичем Нежевенко, до работы в ИЯФе он был директором крупного предприятия. Он был удивительно мудрым человеком, и его советами я не раз тоже пользовался.