Индеец майя рассказал

Элеонора Касымова
ЗАПИСКИ ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ

-Как тебя зовут? – спросила я паренька - торговца с петушком на голове.

-Сантьяго, - гордо сообщил он.

-Сантьяго, ты  же хороший малый, давай сторгуемся – я беру этот опал, но не за 20, а 15!

-Нет, синьора, это не цена. Везли издалека. Из Китая.

-Понимаю, что набиваешь цену, но ты, должно быть, знаешь – в твоей родной  Мексике добывают именно такой  опал. Так что «везли издалека»… - я потрепала его торчащие петушиным гребнем густо смазанные гелем  волосы.

Сантьяго улыбнулся, догадываясь, что перед ним знающий толк в камнях покупатель.  Пришлось  пустить в ход неоспоримый аргумент:

-Синьора, это сильный энергетический камень и покупаете вы его не в каком-то там  магазине, а в зоне силы! У самого подножия пирамиды майя! Это дорогого стоит! Ведь пирамида  – одна из семи чудес света!

И он был прав! За моей спиной, в 30  метрах, возвышалась одна из самых известных пирамид  майя – Кукулькана., что находится в мексиканской Чичен-Ице.

-Сантьяго,  понимаю,  ты любыми способами пытаешься заинтересовать меня, но эта пирамида, хотя и очень древняя, не относится к семи чудесам света.
В следующий момент мой  внутренний голос прошептал:  «Чего привязалась к парню? Он хочет продать товар дороже.  Не хочешь, иди с Богом!».

Однако,  в моих руках лежал черный опал - один из ценных среди этого вида камней. Внутри, словно волны океана, разбегались серебристые круги, придавая ему таинственный свет. Может ли черный колер соперничать с  яркими цветами природы? Оказывается, может. У черного тоже  свои оттенки, как у того, что держу в руках. От восхищения я приложила камень, размером с ладонь,  к уху в надежде услышать голос древности. Сантьяго внимательно следил за моими действиями и улыбался. Чувствуя, что не отступлюсь,  решил уступить:

-Ладно, синьора, забирайте! И все же  наша пирамида, если не седьмое, то восьмое чудо света!

Я  бы и без уступки купила камень, и без уговоров насчет места силы.  Интриговал сам процесс торговли. Каюсь, однако  уметь торговаться – своего рода искусство. Человек – существо тщеславное,  везде стремится  показать свое превосходство!

Я  взяла чудо-камень и вновь приложила к уху. Камень вобрал в себя лучи дневного солнца и щедро отдавал  тепло.

 Вдруг, как мне показалось, земля подо мной дрогнула,  и я услышала гомон толпы. Разные интонации, непонятные звуки.  Вокруг было не много туристов, заповедник закрывался, но гул исходил откуда-то сбоку.  Я повернула голову – два туриста торговались с потомком майя, убеждая продать маску дешевле. Но даже торг, что называется, рогом в землю, не мог издавать подобный гул.

То был не испанский язык – звучали  односложные слова. Я не лингвист, но где-то читала, что у  майя было много диалектов и их язык относился к майя-соке языковой группе. Что означает больше гласных, чем согласных букв.

«Голосовые галлюцинации»! - Не успев  развить  мысль, почувствовала  неведомую  силу, потянувшую  к главной пирамиде этих мест.

Рядом засеменил гид,  увлеченно рассказывая об истории загадочного народа.  Я прибавила шаг  и подошла ближе к величественному сооружению. Но физически  прикоснуться к древности не получилось - пирамиду ограждал крепкий канат.

«Это было наше святое, жертвенное место, а вы носитесь по его лестницам, как дикие, без уважения и почтения к предкам», - услышала я чей-то голос. Обернулась – никого.
 
Голос продолжал возмущаться:

-Ни один  раз здесь падали ваши люди, разбивали носы и лбы. Один даже кувырком скатился с лестницы. Приехала, по-вашему,  «скорая», увезла беднягу. Жив остался. А ведь в наше время с самой высокой ступени сбрасывали пленных. Внизу оказывалось человеческое месиво. И это не удивительно – смотри: четыре грани пирамиды, каждая из 91 лестницы, еще одна на самом верху, площадка.  Разве можно уцелеть? Знаешь, почему столько лестниц?

Я машинально покачала головой. В следующую минуту поняла  - со мной общается дух древних майя. По спине пробежали мурашки,   и я провалилась в  мистику.
-Если сложить все ступени, плюс верхнюю площадку, - продолжал мысленный  разговор Некто, - получится  365.  Ровно столько, сколько дней в году. Эта пирамида – наш календарь. По ней мы определяли время сева и жатвы.  Для нас пирамида – жизнь,  для вас шалость - побегать, покрошить сооружение… и не лень забираться на двадцати четырёх метровую высоту!

-Не обижайся, – мысленно ответила я. - Вы давно ушли, оставили этот мир и земли. Ваши творения достались потомкам в виде памятников. 
Я включилась  в диалог.

– Наши ученые доказали, что вы, древние майя, были продвинутыми в знаниях. Но как, откуда ?  Нам  интересно. И пощупать, и побегать тоже интересно.
Голос помолчал. Потом вновь раздалось:

-Зачем же растаскивать  пирамиду? Каждый норовит утащить отсюда  камень!
Мне стало стыдно – наверное,  невидимый майя умеет читать мысли: я тоже тайно лелеяла мысль о камне с пирамиды. В это время до слуха донесся голос гида, который кому-то  отвечал на аналогичный вопрос:

-Здесь не осталось камней для сувениров. Мелких днем с огнем не найдете, а отколупить не получится. Правда, у моего друга есть пара штук, но это надо идти к нему домой. Здесь, недалеко, - добавил он, ставя ударение на последнем предложении.

Узнаю своих, людей нашего времени – делать деньги на всем!
Голос, как мне показалось, тоже прислушался к разговору. Через мгновение продолжил:

-Послушай, что я скажу. Хотя,  нет…  Сначала послушай, что говорит гид.

Я подошла к мексиканцу, который продолжил рассказ об  истории индейцев и с гордостью рассказывал и своих предках.

-… Почему, говорите, здешние майя покинули свои дома? Очень простое объяснение. На протяжении пятнадцати месяцев не было дождей. Начался голод, болезни, обезвоживание людей. Жертвы не принимались богами,  и люди  вынуждены были покинуть  свои  очаги.

-Есть еще версия, что они вообще исчезли. Ведь ни скелетов, ни подобие могил не найдено, - дополнил рассказ гида один из туристов.

- Майя сжигали тела. Считалось, что так душа быстрее достигнет Бога. Прах помещали в глиняные кувшины и муровали в стенах. Вон там, - гид указал на древнюю стену.

Что-то в этом роде я читала у эзотериков. Якобы «доказано» (вопрос кем и как), что душа обитает среди живых сорок дней,  а  потом покидает  наш бренный  мир. Именно в это время  разрывается та самая серебристая  нить, соединяющая через пуповину   тело и душу. Астральное тело  поднимается ввысь, а физическое подвергается гниению. Но если тело кремировать, физические процессы, удерживающие душу, мгновенно  останавливает огонь.

«Фу, - подумала я, - какие  страшности лезут в голову». Я вспомнила кадры из документального фильма про древний индийский город смерти  Варанаси, где сжигаются на кострах тела умерших. Ежедневно по 200-300 трупов. Если, конечно, родственники имеют возможность купить полтонны древесины.  Майя, не умирали так интенсивно, как в Индии, поэтому в Чичен- Ице  не было надобности создавать специальные места смерти.

-Не думай о вечном, наслаждайся жизнью здесь и сейчас. – Я вновь услышала Голос. - Человечество когда-нибудь поймет, что землю надо беречь от гнили. Тело отработало свой срок, все! Нельзя  засорять землю, которая поит и кормит.

- Я тоже думаю,  что это вопрос времени. Сейчас нас, землян, семь миллиардов. А через 50 лет, говорят ученые, будет десять. Вопрос о захоронении человека рано или поздно  встанет…  Но,  честное слово, мне не хотелось бы сейчас о смерти.

-Ты спросила, я – ответил. Словом, гид прав – мы сжигали тела. Но не все. У майя было больше 40 городов и в каждом – свои обычаи.  Было племя, которое хоронило тела в саркофагах и, не поверишь, в космических комбинезонах. Нас было немало – более двадцати миллионов. Правда, когда приплыли испанцы,  индейцев стали безжалостно истреблять. Много  наших людей погибло, заразившись экзотическими, как сказали бы ваши ученые, болезнями для этих мест -  чумы, оспы и другой заразы. У  майя не было сопротивляемости  к таким  чудовищным  напастям.

А вот почему мы ушли с насиженных мест, никто не узнает. Хотя если взглянуть на историю человечества, можно найти немало мест, откуда уходят люди. В вашем мире  разве не опустевают  деревни? У каждого времени свои причины. Но нам нравится, что гипотез много. Занимайтесь разгадками, меньше времени останется на войны. Человек не доживает даже до ста лет, а хочет иметь столько, словно бессмертен. Посмотри на меня. Видишь? Нет, не видишь, потому, что превратился  в дух.  Невидимый  дух. Сожалею, что при жизни ходил в походы за чужим добром. Свое забрать не смог.

Наставление из глубин прошлого мне не понравилось.

-Кто бы говорил! Вы сами-то,  вон, какие войны затевали. Сколько невинных жертв  приносили богам. В колодцы, сеноды, скольких  девственниц  побросали! И вообще, говорят, на вершине пирамиды частенько приносились жертвы.

В это время возле пирамиды я, словно наяву,  увидела полупрозрачные тела индейцев майя. Они вели юношу к жертвеннику.  Он шел уверенным шагом,  высоко подняв голову. Чуть заметная улыбка украшала красивое лицо.  Через пару минут юноша  предстанет перед богом, откуда попадет в рай.

Вокруг пирамиды  стояли люди.  Я обратила внимание на ребенка лет шести-семи, прижавшегося  к матери:

-Куда его ведут?

-Он – пленник, малыш. Сейчас его принесут в жертву Богу дождя. Это надо, обязательно надо, иначе будет засуха и  нам нечего будет есть.

Мальчишка зажмурил глаза и отвернулся. В это время палач, уложив на каменную плиту молодое и красивое тело юноши спиной вниз, поднял нож, напоминающий мачете. Еще секунда и,  мастерски пробив смертоносным оружием  грудь юноши,  вытащил трепещущееся сердце. Он поднял его на вытянутой руке вверх и народ, увидев, как пар поднимется к небу, возликовал. Этот пар увидела и я, хотя нас разделяло несколько десятков метров. Потом труп сбросили с площадки, и он покатился вниз, окропляя кровью каждую из  91 ступени. Вдали показалась зарница.  Люди пустились в пляс. Бог принял дар и в ответ дарит дождь.

От увиденного,  я едва не лишилась чувств.

- Зверство, - тихо произнесла я, расстроившись из-за   прерванной жизни молодого пленника. – Как можно убивать живое существо?

-Хочешь перенестись со мной к другим народам? Везде существовал обряд жертвоприношения. И более чудовищный.

Но с меня хватит увиденного:  я замахала руками. Стоявшие рядом туристы с любопытством посмотрели на меня.

-Муха, - сказала я, чтобы не вызывать подозрений. Ведь одновременно находилась в двух измерениях.

-Так было не всегда, - продолжал  Голос. – Позже мы стали приносить в жертву животных.

-А животных не жалко? – продолжала я негодовать.

На что Некто ответил:

-Сама же сказала, мы были темными людьми. А что скажешь про своих современников? До сих пор приносят животных в жертву.

Вдруг я вспомнила случай из жизни современников. Кажется,  в шестидесятых годах прошлого века,  в  Чили мощно содрогнулась земля. Следом прокатилось цунами. Погибло огромное количество людей. Некоторые чилийцы решили, что чем-то прогневили бога моря и принесли в жертву маленького мальчика, считая   детские души безгрешными.  Они расчленили ребёнка и повесили на шестах на побережье.  От воспоминаний от прочитанной статьи в те годы,  я вспотела. И сейчас дрожь пробежала по телу.  Куда меня заносит пытливый ум? Зачем  затрагиваю темы о  позорных страницах человеческой истории?

В следующий момент поймала себя на мысли, что   разговор из диалога превращается в спор.    И чего я распылилась? Задела критика в адрес современников? Хотя, понимала, что предок прав.   Сознавала,  человек – существо агрессивное и зависть, ненасытность - следствие войн, тяжелым бременем лежит на всем его существовании. Человек и мир – понятия несовместимые.

Напрасно   на него «гнала», сами не лучше.

Пока внутренне возмущалась, рассуждала, шум вокруг утих.

-Эй!  Ты где?  Обиделся что ли? Извини, если что не так.  Принимаю твои упреки. Ты прав – в ваше время люди все же были темные, поступки – соответственно.  У вас, говорят, даже письменности не было. Все, что знаем о вас – рисунки на стенах и камнях.

В ухе послышалось хмыканье. Усмехается. Следом   -  покашливание.

-Духи тоже кашляют? – удивилась я.

-Ученые, говоришь?  - Дух рассмеялся, не ответив на мой вопрос.  - Вы бы уже определились – была письменность или нет.  Одни из ваших говорят не было, другие – была. Письменность была. До прихода испанцев у нас было несколько  тысяч  рукописных книг. Пришли испанцы и все книги сожгли.

Не успел Дух договорить, как передо мной вновь появилось видение. На месте, где минуту назад  совершался обряд жертвоприношения,  появились  другие фигуры.

Возле пирамиды горел огромный костер. Вокруг собрались люди далеко не индейской внешности.

- Боже! – воскликнула я, вновь приковав к себе внимание туристов.

Это были испанцы! Одетые в черные и коричневые костюмы,  они что-то громко выкрикивали, размахивали руками и поддерживали пламя костра, как мне показалось, одинакового формата дощечками.  Некоторые из них одеты в одежду монахов. Руководил искусственным пожаром  небольшого роста монах с мышиными глазами.  Присмотревшись,  я не  поверила глазам: в пылающий костер бросались книги!  В подтверждение сказанному о письменности Духом, я увидела книгу в удивительном исполнении. Одну из них, готовясь бросить в костер, держал высокий, худощавый иноземец. Он раскрыл книгу -  гармошкуи тупо всматривался в иероглифы.  Знаки казались настоящими произведениями искусства. Каллиграфически выписанные  на светлой бумаге, изготовленной из дерева, не иначе, они складывались в рукопись, свидетельствующую  о жизни майя.

-Чего ты там ищешь? – грозно выкрикнул  «мышиный» монах долговязому исполнителю постыдного действа.

-Или тебя тоже за непослушание  растянуть на дыбе, как этих дикарей, и ошпарить кипятком?

Долговязый  от  испуга  забросил книгу в костер с такой силой,  что мерно горевшее пламя раздалось салютом.

-То-то, - продолжал орать мышиный король, - в этих, с позволения сказать книгах, сплошные суеверия.   Не надо даже вникать, ибо эти знания смущают нашу душу дьявольскими соблазнами.

Недалеко от места преступления из-за густо растущих пальм выглядывали индейцы.

Я видела их глаза, отражающие такое  горе, что впору самой заплакать.
Вдруг грянул гром. Откуда ни возьмись,  набежали черные тучи и пролились редкостным  для этих мест градом. Снежные комья с горох больно ударяли по головам инквизиторов, а пламя костра мгновенно затухло под натиском небесной стихии.  Каскадоры  бросились бежать, а из-за пальм выскочили индейцы. Один из них, проворный  мальчишка, схватил ящик с оставшимися книгами и исчез в джунглях…

В это время  картина  действий сменилась следующей.  Все исчезло и на сцене, каковой показалось мне место исторических событий, появились джунгли. Я увидела Чечен-Ицу с высоты птичьего полета.  Это был город-призрак. Джунгли разлеглись на улицах, сорные травы буйствовали на ступенях и крышах зданий, ползучие гады, перед которыми некогда преклонялись индейцы, захватили власть. Над городом, высоко в небе парили орлы, зорким глазом высматривая падаль…  Покосившись на меня холодным взглядом, пролетел орел и исчез из поля зрения.  Холодок пробежал по спине.  Стало страшно. Казалось, я одна на Земле,  в этом огромном диком мире, где под каждым камнем подстерегает опасность. Я взмолилась – Дух индейцев, Дух джунглей, верните меня в будущее,  в моё грешное  время! Мне жутко здесь, в неведомом краю, который на тысячу лет затерялся в непролазных лесах. И, как бывает в подобных  случаях, наобещала небу реальное и фантастически хорошее поведение.

Но вместо помощи я оказалась на вымощенном камнем дворе. Сорняки погребли под собой статую, вытесанную из горного хрусталя. Лик девушки-индейки горделиво посажен на хрупкие плечи. В руках она держала ребенка. Внизу, у подножия памятника, выгравированы иероглифы. Я услышала Голос, который перевел на понятный мне язык слова: «Женщина – жизнь!». Мимо проползла змея. «Если не ужалит гадюка!», - пронеслось в голове.  Я остолбенела. Рептилия замерла недалеко от ног и издала шипящий звук.

«Доигралась», - мысли сменяли одну за другой.  Исчезну так же, как индейцы. Лишь с разницей, что изучать мою  культуру никто не будет. А культура самая что ни наесть банальная – любопытство.

- Я рядом, - раздался Голос и меня отпустило.

-Это твои шутки, Дух? – грозно спросила я.

-Нет, игра твоего воображения.  Через пару-тройку сотен лет вы научитесь левитировать и изобретете машину времени. Тогда исчезнут страхи. Сейчас завтрашний день доступен немногим.

-Значит,  в их числе и я?

-Если тебе так хочется.

-Вытащи меня отсюда, мне страшно!

Вдруг до слуха донесся шум листвы.

«Еще одно испытание – индейцы!», решила я и приготовилась к худшему. Но вдали сверкнул какой-то металл, и вырубленные растения открыли  поляну, где показалась группа европейцев. Они лихо орудовали мачете, пробивая  в толще зарослей тропинку. Моя психика не выдерживала и я крикнула:
-Кто вы?

На зов никто не отозвался. Люди продолжали рубить деревья, приближаясь к статуе, возле которой я стояла.

-Я в плену?- задала вопрос Духу.

Дух не ответил.

Шустрый ветерок, промышлявший в этих краях, донес до слуха разговор:

-Сэр, мы возле еще одного дворца! Самое место установить табличку: «1839 год. Американский дипломат и юрист Джон Ллойд Стефенс и английский художник Фредерик Казервуд  открыли миру цивилизацию майя».

-Вы льстите нам, дорогой друг. Это все равно должно было случиться столетием раньше или столетием позже. Великое не исчезает.

Я всмотрелась в полупрозрачные фигуры людей, живших в девятнадцатом веке и, игнорируя страх, хотела переместиться на другую, их частоту, чтобы быть видимой и слышимой. Не знаю почему возникло желание, но сердце учащенно забилось от причастности к земной вечности.

-А теперь последний поход, - раздалось в ухе.-  Вновь объявился мой индейский гид.

Вскоре я  оказалась в Дрездене. То был  большой  просторный зал. На полках стояли книги, папки и прочая бумажная продукция. Пахнуло стариной. Архив, решила я, вспоминая свое журналистское прошлое, когда делала материал из архива. Тогда меня чуть не стошнило от запаха старины.
Вот и сейчас к горлу подступила горечь. Но все прошло, когда увидела вдали пожилого мужчину. Он увлеченно копался в бумагах и был настолько отрешен, что не слышал зова.

-Мсье! – Я нашла еще кое-что, - к нему шла архивный работник.

Мужчина не отвечал.

-Он не услышит, пока не дочитает до конца, - сказал рядом сидящий мужчина.  – Вы не знаете Брассеру де Бурбуру! Вы не знаете этого упрямого ученого - француза! Представляете, докопался – таки до рукописи самого Диего де Ланда.

Диего де Ланда… Где-то я уже слышала в своем виртуальном путешествии это имя.

Ах, да, это тот самый монах, который предал огню тысячи книг майя. Неординарная  и сложная личность.

Парадокс -  де Ланда изучал быт, обычаи местного населения, пытался найти ключ к письменности индейцев, даже нашел тайник с 30 иероглифическими книгами.  В результате  – практически все книги  уничтожил.  Диего почему-то решил, что в них все от дьявола.  Однако, его дневник проливал свет на жизнь майя.

«Рукописи не горят!» - повторил  бы раз сказанное  Воланд  Михаила Булгакова, узнав об этой истории.

И был бы прав. Четыре книги кодекса все же удалось сберечь. Кто утаил от испанцев это сокровище, так и останется тайной. Возможно, тот самый мальчишка-майя, выскочивший из джунглей во время предания огню рукописей?

-Ну, насмотрелась? – вновь раздался голос.
-
Не ожидала, - ответила я.  – Это был сон. Не могла я галопом по древним временам.

– Знаешь в чем ваша беда? Не верите своим глазам, ушам, ощущениям.   Живу здесь несколько столетий. Летаю среди туристов. Не перестаю удивляться человеческой природе. Нынешние люди – чванливые, самоуверенные.  Вам кажется, эволюция сделала вас людьми. Нигилисты, скептики…

Слова-то  какие знает, хотя сам из девятого века, подумала я. Где-то внутри, конечно,  была во многом согласна. До приезда в Мексику я прочитала немало книг  и посмотрела фильмов  об истории этой страны. Племена майя занимали и прежде.  Однако,  чем больше вникала вглубь истории, тем больше разочаровывалась в науке.  Десятки гипотез, версий. Что же получается, каждый имеет свою субъективную точку зрения и выдает за аксиому, осторожно облачая её в слово «гипотеза». Гипотеза водными кругами расходится среди думающих и не думающих специалистов и превращается в неоспоримый факт.

-Не обижайся, но мы верим науке – пока не потрогаешь, выводов не сделаешь. Конечно, хорошо бы считать, что к нам прилетают инопланетяне и подсказывают, что и как делать. Как вы, например, думали.  Рассказывают, однажды неизвестно откуда у вас появился  один из богов и передал часть  своих знаний, дал  маис, которым накормил  всю Южную Америку и куда-то исчез. А потом вы стали наблюдать за Венерой, считая, что боги прилетают оттуда. Я даже знаю, что была обсерватория, а в ней одно из окон направлено только на Венеру.

Мне очень хотелось сразить невидимого собеседника знаниями  о  еще более интересных фактах, известных сегодня. О поразительных астрономических знаниях индейцев, умению вычислять солнечные и лунные затмения, календарной системе, введении в вычисления символа «0» - одного из величайших достижений цивилизации майя за всю её историю  и многом другом.

Голос молчал. Я даже подумала, что сеанс закончился. Но Некто подтвердил свое присутствие прокуренным кашлем.

- Все вы о нас знаете..  А главного – про богов, нет. Боги прилетали и прилетают.  Однако человек вашего времени  стал настолько самоуверенным и самовлюбленным, что считает себя чуть ли единственным родом во Вселенной. Мы первое время не знали письменности, это да,  что не мешало быть наблюдательными.  Вы,  тоже сделали много открытий. Однако, чудовищно  не наблюдательны, не способны  анализировать, видеть видимое.  В силу своего тщеславия  не хотите верить, что есть учителя, там, наверху…

Голос затрагивал вопросы, о которых я часто думаю. Вернее, стала часто думать. С возрастом, приобретая  жизненный опыт, перелистывая книги, пересматривая  фильмы.

Вскоре, однако, Некто стал общаться без охоты и даже не пытался переубеждать. 

Я жаждала  раскрытия тайн мне, лично, ведь в руках ожил камень силы, позволивший оказаться в параллельном мире. 

Но если виртуальный диалог есть  мое воображение – понятное дело, откуда взяться познаниям, которых нет в подсознании. Если это портал, в который меня затянуло в месте силы, как сказал торговец полудрагоценными камнями  Сантьяго, то я здесь явно чужая и говорим на разных по понятиям языках.  А, может, тот, из прошлого, в очередной раз убедился, что раскрывая знания мироздания, человек напротив, деградирует как вид, и попал во власть жестких требований времени «пощупать»? Тогда где его сообразительность, где логика плюс новые знания о Вселенной?

В мире царствует закон противоположностей. А что между - человек пока не постиг.

Иногда  кажется, что мы недалеко ушли от майя. Пример - некоторые  современные, образованные   люди,  умея писать,  читать и считать, имея множество научных открытий,  были охвачены  паникой  по случаю приближающегося конца света в 2012 году. Рыли  катакомбы, бетонировали подвалы, запасались провизией. С магазинных  полок, как ветром, сдуло спички, свечки, консервы.  А  доверчивым и одновременно подозрительным россиянам подготовка к концу света, как подсчитали финансовые и бухгалтерские консультанты,  обошлась в 300 миллиардов рублей.
У каждого времени свои потери разума. Мне очень хотелось бы, чтобы дверь в портал прошлого была открыта, как  в музее, для всех.  А  Голос рассказывал  много интересного о своем племени и времени. Тогда кое-что мы могли бы взять от предков. Прежде всего,  доверие к  чувствам.
 
Вскоре  Голос, как послышался, так и замолк, оставляя  меня в смятении, давая понять, что человек никогда не эволюционирует  как высший вид. Существо  создано  так, чтобы каждое поколение создает свои пирамиды, оставляя потомкам много загадок.
 
Когда  мы выходили из заповедного и священного места, я обратила внимание на мексиканца, стоявшего у ворот. Это был охранник. Поймав мой взгляд, рукой указал на переодетых в одежду индейцев майя мексиканцев.

-Синьора, не хотите фото на память?  С индейцами! Они, как и все мы здесь, потомки майя.

Идея получить фото за 15 долларов меня, конечно, зацепила. «Майя» подмигивали, посвистывали, махали руками. Как говорили в советские времена, им необходимо выполнить дневной план по сбору денег.

-А что насчет вашего календаря? – вырвалось у меня.
Охранник почесал затылок.

-А, вы про это… Так про конец света мы только от туристов и узнаем. У всего есть начало, есть и конец, - философски заключил он. - И календари не вечны, когда-то кончаются. Как сейчас, современные – выпустили тираж, закончился, выпускают следующий. Теперь очередь за нашим поколением, у нас должен быть свой календарь.

-Почему у тебя глаза светло -  серые, не как у других? – перевела я тему.

-От матери, она из редкой народности в Мексике, светлоглазых.

-Ты хорошо видишь? - не унималась я, задавая один глупый вопрос за другим.

-Вижу хорошо, хотя пишу не особо грамотно, и читаю медленно…   Пра-пра-прадедам бы не понравилось.

-Не обижайся, я шучу, про глаза.  Ведь чистокровных майя, говорят, почти не осталось. Смешение испанской и индейской кровей  явили миру  черноглазых, светлоглазых, зеленоглазых  мексиканцев.

Пока беседовала с охранником, фотомодели в облике майя сняли с себя древний наряд и облачились в футболки и шорты.  Фотографию на память  получить не удалось.

Я  покидала заповедное место с трепетом в сердце и  теплым камнем в руке.  Если когда-нибудь благодаря ему вновь  откроется портал в прошлое, я сделаю снимок с настоящими майя. И оставлю им на память фотоаппарат. Позже наши потомки сочинят легенду, про  богиню, которая внезапно появилась и так же исчезла,  научив майя фотоделу.

Фантазия, конечно, но где  достоверные  знания  о майя?

Декабрь, 2016 год.

Сиэтл.