Вырос в детдоме

Александр Зельцер 2
Рассказывает Михаил Михайлович Рогозин (р.1939), ветеран ПАО «Северсталь», слесарь-ремонтник, г. Череповец.

Я родился в 1939 году в деревне Харинская Абакановского сельсовета Череповецкого района Вологодской области, родители были колхозниками.
Отец - Рогозин Михаил Семенович (1902-1942) был арестован 07.09.1940 года по ложным обвинениям в политических преступлениях, с тех пор мы отца не видели.
В апреле 1941 года суд Архангельского военного округа приговорил его к 4 годам исправительно-трудовых лагерей по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР. У меня есть справка о том, что отец умер в 1942 году в лагере Вологодской области, место захоронения неизвестно. В 1956 году он был реабилитирован.
Мать - Рогозина Клавдия Ивановна (1905-1945) в 1940 году осталась одна с пятью детьми (старшему-Алексею было 15 лет, а мне, младшему, 1 год). В 1943 году Алексей ушел на фронт. Мать работала на скотном дворе, приходилось выполнять и другие работы. Зимой обычно заготовляли дрова в лесу. Валенок у мамы не было, она работала в резиновых сапогах.
 Зимой 1945 года она так простудилась в лесу, что заболела и умерла. Мне в то время было 6 лет. Троих младших детей (в том числе, и меня) определили в детдом в деревне Воронино. В то время в детдоме было не менее сотни детей (потом их число стало уменьшаться). Мы спали в большой комнате, ночью с нами всегда дежурил воспитатель. Кормили плохо, все время хотелось есть. Весной мы ходили в поле и собирали прошлогоднюю гнилую картошку. Мы пекли из неё лепешки на железных листах, они казались нам очень вкусными.
Здоровье у меня было слабое, поэтому меня два раза отвозили полечиться в санаторный детдом в село Юношеское под Грязовцем. Там кормили хорошо (5 раз в день), давали мясо, масло, рыбий жир. Учебные классы там располагались в церкви бывшего монастыря.
В 1953 году детдом в Воронино расформировали и меня перевели в другой - в село Нелазское. К тому времени жизнь начала налаживаться, стали кормить получше. Учились мы в сельской школе. В красивой сельской церкви тогда было зернохранилище.
Когда мне исполнилось 16 лет, после 9–го класса я переехал в Череповец, год учился в ФЗО в деревне Панькино, потом стал работать на стройке штукатуром. Есть фото нашей бригады (1957 год) ,где мы работаем на строительстве кинотеатра «Комсомолец».
В 1958-1961 годах я служил в армии в войсках ПВО. Служил в Ленинграде, потом, с появлением ракет - в Гатчине.
После армии работал на Череповецком металлургическом заводе слесарем в обжимном цехе( 1961-1974), затем бригадиром слесарей в цехе эмалированной посуды (1974-2000). Мой общий стаж -44 года, я - Ветеран труда, инвалид  2 группы. Награжден юбилейной медалью  «За доблестный труд. В ознаменовании 100-летия рождения В.И.Ленина» и знаком «20 лет безупречной работы на комбинате».
В 1967 году я женился, имею двух дочерей и четырех внуков.
Всю жизнь жалею, что не пришлось в детстве жить с родителями, в полной семье. И еще помню, что в детские годы постоянно испытывал чувство голода. Я выжил только потому, что находился на полном государственном обеспечении.
С детства жизнь нас разбросала, поэтому я мало общался с братьями и сестрами. В настоящее время, кроме меня, жива только сестра Анна. Сейчас я живу один.
Будущим поколениям я желаю мира, стабильности, справедливости.

      Интервью взяла Галина Евгеньевна Овчинникова, декабрь 2016 года, Череповец.