Смертельное хобби

Дмитрий Кашканов
Игорь Иванович всю свою жизнь отлетал в гражданской авиации. Начинал с Ан-2, были в послужном списке Туполя и Илы, Эрбасы и Боинги. Был капитаном, инструктором, начальником Инспекции по безопасности полетов, даже директорствовал некоторое время. Казалось, что летная работа будет всегда, но однажды на медкомиссии Игорю Ивановичу настоятельно посоветовали подумать о пенсии и подкрепили совет заключительной кардиограммой.

Игорь Иванович подергался, прозвонил несколько "каналов", но в итоге смирился. Огорченно махнул рукой и оформил увольнение в связи с выходом на заслуженный отдых.

Сидеть на пенсии оказалось тяжелым делом. Копание огорода и выращивание огурцов не спасало от скуки. Машина была в привычно идеальном состоянии и не требовала к себе внимания, дома "мужской работы" почти не было. Внуки приезжали редко, да и особо не лезли к деду с расспросами. Сидели, уткнувшись в свои планшеты.

Спасаясь от безделья и тоски, Игорь Иванович придумал снова начать летать. Для воплощения своей идеи он не стал записываться на покатушки в аэроклуб, а решил сделать свой самолет. Вот так просто - сделать, и самому на нем летать!

Игорь Иванович взялся за дело основательно и системно. Несколько месяцев ушли на чтение подзабытых учебников по аэродинамике, конструкции самолетов, расчетам прочности. Еще пару месяцев заняло само проектирование будущей машины. И почти полгода в подвальной домашней мастерской из стеклопластика выклеивался самолет, подбирались к нему двигатель и необходимые пилотажные приборы.

Наконец, сверкающий белой краской одномоторный "Стриж" Игорь Иванович привез на трейлере на частный аэродром. Укатанная травяная полоса и кусок неба с пяток километров в округе - вот и все, что было предоставлено для счастья частникам-любителям и самодельщикам вроде Игоря Ивановича.

От услуг испытателя Игорь Иванович решительно отказался. Уж чего-чего, а летать по небу он умел, хоть конечно и подзабыл немного, как это летать без бустеров, компьютеров и прочих необходимых профессиональному пилоту вещей.

"Стриж" выкатили на полосу. Коллеги потрогали краску, провернули пропеллер, поцокали языками. Игорь Иванович уселся в кабину, сосредоточился, крикнул "От винта!" запустил двигатель и повел свою маленькую птичку в первую пробежку по полю. Самолетик не "косил", послушно за ручкой приподнимал и опускал нос.

Освоившись с рулением, Игорь Иванович приехал в начало полосы к ожидающим коллегам. "Буду подлетывать!" - уверенно сообщил он собравшимся. В самолет долили израсходованные гонкой и рулежкой пять литров бензина, проверили на наличие подтеков масла. Все было в норме и Игорю Ивановичу летный консилиум дал "добро" на взлет.

Игорь Иванович зацепился взглядом за направление полосы, дал полный газ, разогнался до расчетной скорости и плавно потянул ручку на себя. Самолет легко и уверенно отошел от полосы и устремился в набор. Игоря Ивановича захлестнула волна ликования. Расчеты аэродинамики - это одно, но все равно поверить, что твой самолет летает, можно только тогда, когда он летит в реальном небе, а ты не борешься с косяками, а получаешь удовольствие от легкости и плавности полета.

После первого круга стало ясно, что самолет устойчив, легок, послушен. Конечно, хотелось еще полетать, но надо было выяснить, как самолет поведет себя на посадке. Игорь Иванович развернул самолет в торец полосы и убрал газ. Посадка прошла великолепно! Самолет состоялся!

После остановки, секунду подумав, Игорь Иванович прикинул остаток топлива и решил не ехать на стоянку, а еще разок взлететь и покрутить своего "Стрижа" в пилотаже. Он отрулил в начало полосы, и мимо удивленных и восторженных лиц коллег начал уверенный разбег. Разогнался немного больше расчетной скорости и свечкой ушел в набор высоты.

На верхней границе зоны, на двух тысячах метров, Игорь Иванович решил "пошалить". Глубокие крены вдавливали Игоря Ивановича в сиденье, горки натягивали ремни, бочка плеснула в кровь адреналин. "А теперь мертвая петля!" - крикнул сам себе Игорь Иванович и кинул самолет в пикирование, разгоняя его до максимальной скорости.

Когда стрелка указателя скорости дошла до нужной величины, Игорь Иванович решительно потянул ручку на себя. Самолет послушно задрал нос и уже через несколько секунд летел вверх колесами, ожидая команды пилота на завершение петли со снижением. Но Игорь Иванович захотел повременить и получше рассмотреть аэродром, оказавшийся над головой. Он немного отдал ручку "от себя", задрал голову и уставился на зеленый прямоугольник полосы, крыши домиков охраны, технарские будки, точки людей, кучкой ожидавших завершения полета.

Мотор внезапно чихнул и остановился.

Игорь Иванович вспотел и заметался. Первым делом попытался перевернуть самолет в нормальное положение, но только потерял на этом скорость. Самолетик угрожающе завибрировал. "Только вот перевернутого штопора мне не хватало!" - отчаянно подумал Игорь Иванович, судорожно вспоминая, как же выводить самолет из такого штопора.

Жить оставалось меньше минуты. И тут, ангел, который вполне безмятежно находился все это время за правым плечом Игоря Ивановича, наклонился к уху пилота и поинтересовался: "А что ты так разволновался? Тяни на себя, заканчивай петлю с разгоном скорости и заходи на посадку. Делов-то!" Надо сказать, что Ангел-Хранитель Игоря Ивановича налетал со своим подзащитным все его тысячи часов на всех самолетах и был прекрасно осведомлен в искусстве пилотирования, аэродинамике и прочих авиационных науках.

Игорь Иванович спорить не стал и потянул ручку на себя. "Стриж" нехотя опустил нос к земле и стал набирать живительную скорость. Но вот высота, уже частично съеденная дерганьями и раздумьями, начала катастрофически быстро уменьшаться. А скорости все не было, а самолет все еще носом в поле!

Игорь Иванович отчаянно схватил ручку на себя до упора. Это помогло мало. Самолет по вертикальной дуге падал на полосу, оставляя себе и пилоту совсем мало шансов. Летчик застыл, в напряженном ожидании смертельного удара.

Но случилось неожиданное. "Стриж" вышел из петли точно в одном метре над торцом полосы. Обессиленно пролетел пару десятков метров и, плюхнувшись колесами в примятую траву, покатился к ошалевшей от увиденного группе коллег Игоря Ивановича.

Игорь Иванович слегка трясущимися от пережитого руками открыл фонарь, тяжело вылез из тесной кабины и встал, оперевшись в белое крыло своего самолета. На спине и подмышками было мокро и противно, на носу пилота висела капля пота.

К триумфатору подбежали друзья. Все смешалось в тисканьи и радостных возгласах:
- Ну ты Игореха даешь!
- Вот он профи!
- Мастерство не пропьешь!

Игорь Иванович не стал спорить с лестными, но не совсем справедливыми оценками. Он поругал себя за перевернутый полет, подмигнул за правое плечо и упал отдохнуть на лавры победителя.

***

Повесть о мужественной профессии летчика-испытателя получилась у Игоря Ивановича на одном дыхании. Родственники и знакомые хвалили, восхищались писательским талантом и глубоким знанием предмета. Жена посоветовала отнести произведение в редакцию, ибо одно дело публиковаться на литературном сайте, а совсем другое держать в руках книжку с твоим творением.

Редактор позвонил через месяц. Сказал, что если бы на коммерческой основе, за счет автора, то он бы любую лабуду поставил в тираж, а так, кому нужна очередная история о вымирающей профессии?

Игорь Иванович забрал из секретариата конверт с рукописью. Красным фломастером поверх было: "Автору на доработку!"

Моросил нудный дождик. Игорь Иванович присел в скверике на мокрую скамейку. Положил на колени конверт. Поднял лицо к серому небу.

Что-то несильно кольнуло в боку. Вдали завыла сирена "Скорой", но Игорь Иванович её уже не услышал. Ангел-Хранитель стал безработным.

Писательское хобби - смертельно опасная штука.