395 День юмора 01 04 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 395. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». День юмора. 01.04.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Плакат «В советском море врагу горе». Художник В.М. Брискин. 1945.


В предыдущем:

«В вашем возрасте я страдал только от любви, а вы - то насморк, то грипп, то триппер!»
(из обращения командира корабля, капитана 2 ранга Евгнения Петровича Назарова к экипажу БПК «Свирепый» во время вечерней поверки. Март. 1974).

Я не поведал и сотой доли океана флотского юмора, шуток, розыгрышей и приколов, среди которых немало весьма жёстких и грубых традиционных «шуточек» годков и начальников.

Общение с двумя «молодыми» из РТС и БЧ-4 и «годком», старшим специалистом СПС, старшиной 1 статьи Андреем Павловым оказалось очень плодотворным.

Я всё боялся, что собьюсь с верного тона в общении с ними, но им было очень интересно делать необычную радиогазету на тему флотского юмора и мы опять «загорелись» идеей проведения новой (очередной) игры в военно-морской КВН. Теперь Андрей Павлов был её инициатором, генератором и организатором…

Делать радиогазету очень интересно. Сначала надо побороть волнение ответственности и смущения перед микрофоном, научиться говорить складно, размеренно, без пауз, без «э-э-э!», «м-э-э-э!», «вот» и «значит». Потом с искренним волнением и открытием самого себя прослушать свою запись с магнитофона и «увидеть-услышать» свои огрехи. Потом снова записать, послушать, записать – послушать и т.д.

Оказалось, что одно дело свободно говорить и общаться, а другое дело – говорить перед микрофоном, зная, что тебя будут слушать и оценивать твою речь и слова сотни любопытных дружеских и недружеских ушей, умов, личностей.

С каким замиранием дыхания и взглядов слушали «молодые» себя в записи на магнитофоне! Как трудно, оказалось, побороть косноязычие и говорить в микрофон что-то или читать текст с листа без запинки, с выражением, с чувством, с толком, с расстановкой…

Но с каким ликованием ребята слушали себя, когда всё получилось и радиопередача, наконец, была «свёрстана» и мы её прослушали целиком – от начала до конца. Это был «шедевр»…

Я через эти ощущения и чувства уже проходил, поэтому с «отеческой усмешкой» смотрел на ребят и радовался вместе с ними и за них. Я тогда ликовал в одиночку, а здесь и теперь мы ликовали вместе.

У был уверен, что завтра 2 апреля 1974 года эта передача о флотском юморе произведёт фурор, потому что все наши шутки мы в конце записи уже разыгрывали в лицах и с артистическим мастерством…

«Молодые» матросы были очень довольны, а Андрей Павлов так «загорелся» нашим творчеством, что мы решили завтра, послезавтра и каждый день встречаться и готовить всё новые радиопередачи, готовить новый КВН. Это было чертовски здорово и я был очень благодарен Андрею за поддержку и понимание.

«Начало положено», - записал я в свой дневник-ежедневник ночью с 1 на 2 апреля 1974 года. – «Так что, Саня, не надо думать, что ты один. Нас много, просто очень трудно ребятам поверить в себя, в тебя, в твоё дело, трудно побороть страх, незнание, а может быть и беспомощность в чём-то необычном, но только так вырастают люди, только в борьбе с самим собой постигается и выявляется личность человека, постигается жизнь».

Поздно вечером перед отбоем, после того, как командир корабля, капитан 2 ранга Е.П. Назаров и замполит, старший лейтенант А.В. Мерзляков прослушали запись передачи о флотском юморе, они дали «добро» на её выпуск в громкоговорящую внутрикорабельную связь и экипаж БПК «Свирепый» на боевых постах вахты, в кубриках, в каютах и кают-компаниях услышали трепетные молодые голоса «молодых» («салаг») и уверенный глуховатый голос годка – Андрея Павлова.

Реакция экипажа БПК «Свирепый» была предсказуемой – одни хвалили, другие упрекали за то, что не рассказали о множестве традиционных флотских приколах типа «похода на клотик» или «заточки рашпилем лап якоря», а третьи ругали за «беззубый юмор», то есть без мата и острого словца.

При этом исключительно все были довольны выходом этой радиопередачи и требовали продолжения…

На следующий день все упражнялись в военно-морских шутках-прибаутках, рассказывали друг другу о былых приколах, розыгрышах, юморных случаях и т.д. Вот так и прошёл «день смеха» 1 апреля 1974 года на БПК «Свирепый».

Предложения и требования «продолжения банкета флотского юмора» сыпались, как из «рога изобилия», но теперь не только я один, но и молодые матросы и Андрей Павлов хорошо понимали и знали, как на самом деле хлопотно, ответственно и трудно даётся эта весёлая юморная лёгкость, какой это труд – веселить и развлекать моряков.

Что-то я начал уставать и немного раздражаться от напряжения моей работы комсоргом корабля, я всё сильнее и сильнее стал желать себе смены…