Кузя

Валерий Орлов-Корф
 

Звонок в прихожей был неожиданный и неприятный. Стрелки часов явственно упирались в цифру десять вечера. В это святое семейное время Иван Иванович со своей супругой Ольгой Ивановной лежали в небольшой кухне на мягком кожаном диване и наслаждались просмотром телевизионной передачи.
- Вот кого-то нелегкая принесла! - сказал Иван Иванович и вопросительно посмотрел на супругу.
- Вот сходи и посмотри! Незнакомым -  не открывай! - ответила  та.
Иван Иванович как шарик скатился с дивана, нащупал короткими ножками старые тапочки и поплелся к входной двери. Конечно, ему не очень хотелось вылезать из-под теплого пледа, отрывать свое пухлое тельце от жаркого бока жены, но приказ Ольги Ивановны был для него закон. Ее мощная фигура и громкий голос давали ему особенную прыть для исполнения  желаний  супруги.
Странно было всем видеть их вместе. Ольга Ивановна – высокая, дородная женщина, и Иван Иванович – маленький, толстый колобочек, казалось, были не совместимыми элементами в этой жизни. Но на самом деле, не было крепче семейного союза, чем у них. Конечно, Иван Иванович никогда не думал о такой супруге; жили с мамочкой в однокомнатной квартире тихо и спокойно. Иногда видел Оленьку, которая по вечерам от метро шла за ним. Слышал от соседей, что эта девушка была городской спортивной знаменитостью, но с ней не здоровался и старался ее не замечать. Его пугала мощная фигура женщины, которая в баскетболе, а Оля была капитаном городской команды и главной нападающей, имела большие достоинства, а вот в семейной жизни – это еще вопрос?! Но случай познакомил и соединил их.
Однажды, в конторе, где служил Иван Иванович, у начальника был юбилей. Сослуживцы устроили после рабочего дня праздничный стол; начальник восседал в центре, а Иван Ивановича посадил рядом, потому что тот был меньше его на целых пять сантиметров. А как приятно начальству смотреть на маленького подчиненного и посмеиваться над ним. Конечно, Иван Ивановичу это было не очень приятно, но волю начальника он уважал. За такое послушание Иван Ивановичу начальник подарил свой старый кожаный портфель с серебряной табличкой. Поздно вечером, после приятного застолья, Иван Иванович с красивым портфелем, нетвердой походкой шел от метро к своему дому. Весь мир казался ему радостным и счастливым, и он старался со всеми встречными здороваться, и благожелательно всем улыбаться. Недалеко от его дома, к нему подошли двое парней и прохрипели пьяными голосами:
- Не тяжело, папаша, тебе нести такой портфель? Давай поможем! - И тут же сильный удар по голове опрокинул Иван Ивановича на землю.
Он попытался подняться, но вонючая коленка придавила его грудь. Какие-то сальные руки копошились  в карманах пиджака.  Но произошло чудо – две фигуры неестественно забарахтались в воздухе и шлепнулись по разные стороны от лежащего Ивана Ивановича. Его бережно подняли, отряхнули, и грубоватый женский голос спросил:
- Ну как вы себя чувствуете? Я помогу вам дойти до дома!
Иван Иванович узнал в женщине свою соседку. Ту самую баскетболистку, которую он всегда обходил стороной. Они подружились и скоро, под ненавязчивым давлением девушки, Иван Иванович попросил ее стать его женой. Квартирный вопрос решили быстро: из комнаты Оленьки и жилья Ивана Ивановича сделали небольшую удобную двухкомнатную квартиру. А после того, как его мать ушла в иной мир, они оказались полноправными владельцами всего жилищного состояния.
Иван Иванович боязливо подошел к входной двери и тихо спросил:
- Кто там?
Глухой голос ему ответил:
- Иваныч, не валяй дурака – открывай соседу! Что не узнаешь?! Или испугался!? Что тебе бояться – если Ольга рядом; она любого мужика завалит. Открывай! Я вам подарок принес!
Иван Иванович вернулся к жене и передал разговор. Та нехотя встала, подошла к дверям, открыла их и вопросительно посмотрела на соседа. Тот лебезящим голосом проговорил:
- Оленька, тебе очень нравились мои собачки, и ты просила щеночка. Вот я тебе и принес подарок – щенка от моей старшей суки! Продаю очень дешево, можно сказать, просто дарю! Всего пять сотен!
Ольга Ивановна пригласила его в квартиру и выяснила – в чем причина такой дешевой продажи породистого щенка дога. Такой щенок стоит не менее десяти тысяч рублей. Оказалось все очень просто – щенок был бракованный. Физически – он был здоровый, но на нем было клеймо вырождения породы – белесые пятна на морде и груди указывали, что он родился от старых родителей и, в будущем, никаких наград или выступлений от него нельзя будет получить. Соседская старая сука мышастого дога уже по старости не могла приносить здоровое потомство. Этот бракованный щенок подлежал уничтожению, но сосед по своей доброте подарил ему жизнь. Он знал, что такие щенки иногда могут перехитрить природу и стать полноценными, но чаще, они болеют и быстро погибают.  Поэтому сосед не стал вдаваться в подробности продажи, а просто предложил живого щенка, скрыв от Оленьки часть ценной информации.
Ольга Ивановна давно мечтала о крупном красивом доге, как у соседа. Когда она видела на улице этого неказистого мужичка с двумя великолепными собаками, ее сердце просто сжималось  в маленький клубок зависти, который рос и охватывал женщину всю. И она себя спрашивала: «А почему она не может зависти такую собаку?»  Сейчас этот момент наступил – судьба дает ей в руки желаемое. Некоторая неуверенность была в ее глазах: как щенка вырастить, что с ним делать в маленькой квартире, чем он может помочь семье в финансовом отношении? Все эти «НО», несколько охлаждали ее пыл в приобретении животного. Правда, она вспомнила, что и у соседа тоже небольшая двухкомнатная квартира, где живет он с женой, матерью и еще помещаются две большие собаки. Сосед с женой практически не работают. Они пристроились в соседнем большом магазине охранниками, но там всю работу выполняют их доги. А им надо привести на ночь собак, отпустить их гулять по залам, а самим спокойно устроиться в кабинете на диване и отдыхать до утра, по очереди.  Дирекция магазина платит им зарплату, выделяет питание собакам. От этого питания кормится вся семья. А когда собаки поймали двух ночных воров, соседу заплатили большую премию, показывали по телевизору. Щенки от этих собак стоят баснословные деньги. Так что, при правильном подходе к этому делу, можно хорошо и счастливо жить с собакой. Иван Иванович тоже может после своей работы поспать не дома, а в каком-нибудь магазине на диванчике – все равно от него нет мужской пользы. А заработанные деньги – всегда пригодятся! Квартира у них небольшая, но двухкомнатная. В маленькой комнате, где спит муж, поместится и собака, а в большой – она останется с кошкой. А через каких-то пять месяцев она будет прогуливаться по улицам и наслаждаться завистливыми взглядами прохожих.
Помечтав о таком скором счастливом будущем, Ольга Ивановна дала свое согласие на приобретение щенка. Сосед тут же исчез, а через минуту появился с большой дорожной сумкой, из которой выглядывала плюшевая голова с большими влажными глазами. Ольга Ивановна протянула руку к ней и боязливо погладила; щенок лизнул влажным языком пальцы новой хозяйки.
«Вот и познакомились! Звать  собачку – Кузя!»  - сказал сосед покупателям, получил деньги и отправился в свою квартиру.
Щенок быстро вылез из сумки, отряхнулся, посмотрел по сторонам и пошел изучать новое жилье. Обследовав коридор, все хорошенько пронюхав, он наделал в углу небольшую лужу, и деловито пошел в комнату Ольги Ивановны. Там у батареи он увидел белую живую игрушку – кошку. Весело замотав хвостом, щенок бросился к ней, и сунул свой нос в ее пушистый мех. Кошка на мгновение застыла в изумлении, а потом дала когтистую затрещину нарушителю ее спокойной жизни. Кузя,  отпрянул в сторону, сел и долго тряс головой. Видимо, соображая, что не все игрушки ему дозволено трогать. В этой комнате писать он не стал, зато в соседней, у Ивана  Ивановича он сделал сразу две лужи – у дверей и у кровати. Этим дал знать, что в этом помещении он не прочь жить.
Первые десять дней сосед приходил к новым владельцам щенка, приносил корм и учил, как обращаться с собакой. Пока на улице было зимнее время, он не советовал выводить на прогулки животное. Щенок резвился в своей комнате, коридоре и кухне, а в большую комнату с белой кошкой, он только заглядывал.
Дни пролетали незаметно, щенок рос и скоро превратился в большого серого дога. Небольшие белесые пятна на его шкуре стали малозаметными, а потом и вовсе исчезли. Исполнилась, наконец, мечта Ольги Ивановны: она прогуливалась с красивейшей собакой, а сзади шла толпа зевак, и все  громко восхищались  могучим зверем.
В конце июня город окутала невыносимая жара. Ольга Ивановна, плохо переносившая теплые месяцы, не могла долго находиться в своей квартире, запах пота собаки выгонял ее на улицу. А еще у нее появилась сыпь на коже, которая неприятно чесалась, глаза покраснели от слез, и частое чихание отравляло ей все радости жизни. Знакомый врач сразу поставил неприятный диагноз – аллергия на все меховые изделия, а так же на кошек и собак. Ольга Ивановна была в отчаянии – не хотелось расставаться с любимцами. Кошку она пристроила на даче у знакомой, а вот с собакой возникла неприятность – никто не хотел брать такое огромное животное. Правда, сосед, по знакомству, пристроил на время дога во дворе магазина. Иван Иванович сделал из ящиков будку. Привязал Кузю к забору и долго объяснял, что ему надо временно здесь пожить и поработать охранником, а он будет приходить, кормить его, прогуливаться. Пес внимательно его слушал и как будто бы понял.
Два дня все было хорошо, но на третий – случилась большая неприятность: директор магазина, полная женщина, приехала на машине со своей любимой маленькой собачкой, которая ничего не умела делать, но всех облаивала, показывая свое превосходство. Выскочив из машины, она первым делом, на собачьем языке обругала грузчика; потом, на свою беду, заметила Кузю, который мирно дремал около своих ящиков. Хозяйский дух заиграл в собачке, и она бросилась к догу, разрывая своим визгом дворовое пространство. Кузя, видимо, не сообразив, что происходит, резко вскочил и порвал веревку. Увидев, что какая-то  облезлая псина, которую и собакой назвать стыдно, лает на него – он придавил это существо лапой и устрашающе открыл пасть, куда влезло бы три таких  каратышки. Маленькая собачка сразу замолчала, дернулась, описалась и умерла от страха.
Ивану Ивановичу позвонили и велели забрать своего пса, что он быстро сделал. Погуляв с Кузей во дворе своего дома, он пришел в свою квартиру, где Ольга Ивановна встретила их слезными причитаниями о том, что она  не может жить ни с какими животными из-за своей болезни. В тоже время она дала мужу дельный совет: построй Кузе летнее жилище в лесопарковой зоне у строящейся дороги, а мы будем к нему приходить и кормить. Это недалеко и ходить к нему удобно. А, чтобы он не убежал, положи в его конуру свою рубашку и подстилку, на которой собака спала.
У лесополосы, где строили дорогу, Иван Иванович нашел возвышенное место. Соорудил из сломанного  кухонного стола собачью будку, положил туда подстилку и свою рубашку. Потом долго сидел рядом с Кузей, и рассказывал о превратностях земной жизни, объяснил собаке, что это его новый дом и, что пес должен охранять  свое жилище и его рубашку. Кузя внимательно выслушал хозяина, повилял хвостом и улегся в своей будке.
Каждый день, вечером, Иван Иванович с женой приходили к Кузе, кормили его, прогуливались с ним по лесопарковой зоне. Это было самое счастливое время для собаки, Кузя знал, что у него есть хозяин, что его не бросят как других уличных собак, что этот переезд всего лишь временное явление в его собачьей жизни. Поэтому он гордо шествовал впереди Ивана Ивановича, давая понять лесопарковым собакам о принадлежности его к этому человеку. Ольга Ивановна близко не подходила к Кузе, она издалека говорила ему ласковые слова, которые тот плохо воспринимал. Собаке нужен близкий контакт с хозяином, Кузя любил, когда его гладили по голове, смотрели в собачьи глаза и говорили с ним.
Как-то раз Иван Иванович пришел к Кузе раньше обычного. Он увидел странную картину: на холме у своей будки возлежал в позе древнего Сфинкса его дог. Он царственно рассматривал собак, которые расположились у его трона. Немного пониже лежала огромная кавказская овчарка – видимо, любимица Кузи. На земле, под холмом, лежали собаки рангом пониже – это были обычные дворняги, забытые своими хозяевами. Крупные дворняжки были в центре,  а вся остальная мелочь полукольцом охватывала холм. Особенно удивили Ивана Ивановича две маленькие кривенькие собачонки, которые никак не могли поделить  последние места в собачей иерархии. Они слабо потявкивали друг на друга и менялись местами – каждой хотелось быть ближе к царственному догу.
«Ну, все как у людей!» - подумал Иван Иванович.
Собаки заметили человека и нехотя отошли от холма. Кузя, не меняя своей царственной позы, небрежно посмотрел в сторону хозяина и слабо пошевелил хвостом. Иван Иванович опасливо посмотрел на свору собак, и нерешительно направился к своему догу. Поставил перед ним кастрюлю с супом и быстро отошел в сторону за кусты. Кузя не торопясь встал во весь свой прекрасный рост, обнюхал пищу, и принялся медленно поглощать ее. Все собаки снова встали по своему рангу, и,  принюхиваясь, жадно смотрели  в сторону своего предводителя. Закончив с трапезой, Кузя величественно отошел от кастрюли, и его место заняла овчарка. Поведение этой собаки еще больше удивило Ивана Ивановича: насытившись, она, то ли случайно, а может специально опрокинула кастрюлю, которая покатилась в сторону  остальных собак. Там еще находились остатки пищи, из-за которых произошел настоящий бой. А Кузя с подругой, лежа на холме, наслаждались зрелищем собачей борьбы. Через десять минут  бои окончились, кастрюля была чисто вылизана, собаки разбрелись по лесу. Только две маленькие собачонки, ругаясь между собой, тщательно выискивали остатки пищи.
Иван Иванович еще некоторое время постоял за кустами, подошел к догу, погладил его по массивной голове, поговорил с ним, и пошел к своему дому. Ольга Ивановна, услышав рассказ об увиденном, тоже захотела быть зрителем такого спектакля. Но, увы, ей не удалось насладиться собачьим представлением – она попала в больницу из-за своих болезней, где ее за месяц подлечили, но запретили всякий контакт со зверьми. Иван Иванович каждый день носил пищу Кузе и, иногда, наблюдал  за похожим поведением собак.
Лето быстро пролетело, наступили осенние дождливые дни. Супруги никак не могли устроить Кузю в хорошие руки, и тому приходилось жить в своей летней резиденции. Строительство дороги все ближе приближалось к месту жительства Кузи. Иван Иванович сначала хотел перенести собачий домик подальше в лес, но ему пообещали в одном магазине устроить Кузю и его охранниками. Надо было только подождать несколько дней, основное разрешение должен дать директор, который отдыхал где-то на море. Поэтому дом Кузи супруги решили временно не трогать; зато Ольга Ивановна подарила догу свое нестарое зимнее пальто, которым утеплили будку.
В начале октября выпал первый снег. Иван Иванович вместе с обычной кастрюлей взял и детскую железную лопатку, для очистки территории около собачьего жилья. То,  что он увидел – повергло его в шок: на месте будки бульдозером была проделана широкая колея. Остатки домика были частью раздавлены, а частью завалены землей и снегом. В стороне,  из-под досок, виднелось зимнее пальто Ольги Ивановны, которое слабо шевелилось. Иван Иванович приподнял пальто и увидел дрожащую ногу Кузи. Расчистив  это злополучное место, он освободил тело собаки. Кузя почти не подавал признаков жизни; он был без сознания. Только слабо шевелящиеся ноги говорили, что жизнь еще теплится в его теле.
Накрыв собаку пальто, Иван Иванович побежал домой, чтобы сообщить страшную весть Ольге Ивановне. Во дворе своего дома он встретил соседа-собачника, который сообщил адрес ближайшей ветеринарной клиники. Через пятнадцать минут Иван Иванович уже рассказывал молодой женщине-ветеринару о случившемся. Та, выслушав его сбивчивый рассказ, быстро взяла сумку с инструментами и лекарствами; на служебной легковой машине за считанные минуты они добрались до места трагедии. Проверив пульс и выслушав биение сердца, она сделала два укола, в ногу и грудину. Потом подошла к Ивану Ивановичу и холодно сказала:
- Зачем так издеваться над собакой? Она же живое существо! Такая породистая собака! Жаль будет, если она погибнет! У нее сломаны кости ног и груди, двухстороннее воспаление легких. Мы ее возьмем в клинику на лечение, если она выживет, то отдадим в заботливые руки. А к вам большая просьба – не посещать ее и постараться забыть! Некоторые собаки бывают злопамятные – у вас могут случиться большие неприятности!
Иван Иванович, стоял с опущенной головой, не смея взглянуть в глаза молодой женщине. Когда машина с Кузей уехала, он аккуратно вытащил кастрюлю с супом, отряхнул пальто Ольги Ивановны, положил его рядом с едой – это было все, что он мог сделать для всех брошенных собак, живших в лесу.
Прошло два месяца. Как-то раз, супруги прогуливались по парку. Ольга Ивановна внезапно вскрикнула:
- Смотри, собака! Очень  похожа на Кузю!
Иван Иванович, протер очки, и внимательно посмотрел в сторону, куда указывала жена. Девочка в синей куртке играла с большим серым догом. На собаке была красная попона, при каждом прыжке, дог хромал на заднюю ногу. Иван Иванович сразу узнал Кузю и… отвернулся, боясь, что жена увидит его слезы.
- Я пойду с ним поздороваюсь! Если это наш пес! - быстро сказала Ольга Ивановна и уверенно направилась к собаке.
Не обратив внимания на предостережение девочки, она смело положила руку на голову дога. Пес глубоко вдохнул носом воздух, повернул массивную голову в сторону Ольги Ивановны, и посмотрел ей в глаза. В его взгляде было столько ненависти и злобы, что Ольга Ивановна  отпрыгнула от него с легкостью девочки-первоклассницы.
- Извините, я ошиблась! - сказала она скороговоркой.
Подойдя к мужу, она промолвила: «Это не наш, Кузя! А какой-то злобный пес! Он меня чуть было не укусил!»
Иван Иванович кивнул, посмотрел на  жену, и хотел было, сказать слова знаменитого писателя « …мы в ответе за тех, кого приручаем…» Но, как всегда, промолчал.