Часть вторая

Александр Лазарев 3
               
                ЧАСТЬ ВТОРАЯ


Поздним вечером в самой секретной комнате посольства США в Москве на Садовом кольце состоялось совещание. Председательствовал Советник по культуре посольства он же резидент ЦРУ полковник Ризен. Слушали только что прибывшего из Вашингтона представителя ЦРУ, который имел особые полномочия.
        Посла, разумеется , не пригласили: он не должен был принимать участие в таких мероприятиях.
         Прибывший подробно изложил историю, которая произошла в одной из стран Африки. Присутствующие молчали.
          Наконец резидент встал, подошел к запертой двери, и зачем-то подергал ручку, хотя знал, что дверь заперта, а за ней в коридоре стоят два морских пехотинца из охраны посольства.
           - Спасибо за информацию, - сказал он, закуривая сигарету, - мне в свое время сообщали об этом деле, но активного участия в этой истории посольство не принимало. Что на этот раз?
             -Нам стало известно, что два русских участника африканской истории арестованы КГБ. Один из них, генерал, интереса для нас не представляет. Это старый служака, участник войны. Пусть КГБ им занимается, для нас он не перспективен. А вот второй, полковник, тот, который возил портфель с деньгами, несомненно прекрасный материал для раработки.
              -Почему вы так решили?
              -А я с ним встречался несколько раз во время тех самых событий.Парень с головой. Сейчас он находится в следственном изоляторе КГБ в Лефортово. Если на него навесят незаконный провоз через границу крупной суммы валюты и факт вручения взятки, то парню грозит лет десять лагерей. Он должно быть напуган.
             -А нам от этого какая печаль?
              -Я уже сказал, что эта фигура прекрасный материал для разработки. Тем более когда он находится в таком положении.
              -Это я уже слышал.
              -Так вот, если бы нам, именно нам, удалось вытащить парня из Лефортово и не просто вытащить, а восстановить его на прежней работе, мы бы получили прекрасный источник информации. Как, куда, сколько, каким путем и на каких условиях Россия поставляет вооружение и военную технику и строит за рубежом военные объекты. Ведь парень ни много ни мало был начальником отдела по военно-техническому сотрудничеству со странами Африки и Латинской Америки.
Потом его можно было бы продвинуть по службе и иметь более высокий уровень информации.
          -Задачка простенькая.
          -А мы с вами, полковник, для простеньких задач не предназначены. Включайте все свои здешние возможности. Через две недели мы с вами должны доложить в центр план наших действий.
          Резидент снова подошел к двери, походил по комнате, сел в кресло и, наконец, сказал:
           -Кое-какие выходы на КГБ у меня есть, но что-либо гарантировать …


                *** 
       
          Кабинет следователя по особо важным делам следственного управления КГБ майора Ермакова, который начал со мною работать,  оказался на удивление маленьким. Кром стола и пишущей машинки на нем да стоящего в углу маленького сейфа в нем ничего не оказалось.
            Майор вежливо поприветствовал меня и усадил на стул, стоящий напротив стола.
            Формальные вопросы типа фамилии, года рождения и так далее я опускаю. Это рутина любого следствия. Наконец, майор, наклонившись в правую сторону, взял с пола и поставил на стол целлофановый пакет, плотно набитый какими-то бумагами.
           -Здесь, - он зыркнул глазами в мою сторону, - те самые 250 тысяч долларов, которые вы незаконно вывезли из страны и пытались вручить в качестве взятки министру обороны генералу Мбвату.
           -И вопрос?
           -Вопрос следующий. Когда, кем, и при каких обстоятельствах вам вручены были эти деньги?
           -Ответ. Понятия не имею, о чем вы говорите.
           -То есть?
            - Никаких денег никогда и ни от кого для передачи генералу Мбвату я не получал.
              -Полковник, не надо базарить. Вы находитесь под следствием в серьезной организации.
               -Значит, серьезная организация предъявляет мне обвинение, что я незаконно перевез через границу большую сумму валюты. Так?
               = Пока так.
               =Так вот. Еще раз заявляю, что никаких денег через границу я не провозил.
             -А что же было в портфеле, который вы получили от своего шефа?
             -А вот это уже вопрос по существу. И ответ будет по существу: не знаю. Да, я действительно получил от моего шефа портфель для передачи генералу Мбвату, но что было в нем, я не проверял. Возможно это были какие-то сувениры, например водка, которая, как известно, ценится во всем мире. Или на денежных купюрах, которые лежат на вашем столе, есть мои пальчики?
             -Нет, там их нет.
             -Ну вот, видите.
              -А когда вы плучили портфель обратно от генерала Мбвату, вы тоже не знали, что в нем деньги?
              -Конечно, нет. Деньги в портфеле обнаружил ваш сотрудник, когда вскрыл его в посольстве.
               -А вам ничего не приходило в голову?
               -Ничего кроме того, что там могли быть какие-то ответные сувениры.
               -Я имею в виду, когда вы уже увидели там деньги.
               - А я их и не видел. Портфель ваш сотрудник вскрывал в референтуре посольства, куда меня не приглашали. О том, что там были деньги, я знаю с его слов.
                За все время следователь не курил и не пил чаю.
Естественно, и мне ничего не предлагалось.
                -Но вы же в беседе с ним говорили, что привозили деньги и что действовали по приказу своего начальника, а тот якобы имел санкцию на эту операцию на самом верху.
                -Говорил. А теперь все это отрицаю.
                - Смелый вы человек или глупый.

                ***

                Я, конечно, блейфовал.Моей целью было выиграть время. Ведь рано или поздно мне должны были организовать очную встречу с моим генералом, на которой хотя бы по каким-то косвенным признакам я смог бы понять его линию поведения и подстроится под нее. Сдавать просто так генерала я не собирался .
               Сейчас, когда деньги вернулись в Москву, основной вопрос у КГБ был их происхождение. А если прав был американец в том, что доллары фальшивые, то тем более важно было знать, где они были напечатаны.
              Однако, на первой встрече следователь ни словом не обмолвился, что доллары фальшивые. Ну что ж, подождем.
             Содержание в следственном изоляторе это , конечно, не отдых на Мальдивах, но надо терпеть и ни в кое случае не сломаться, а то навешают на вас и то, к чему вы вообще никакого отношения не имеете.
           Я продолжал гнуть свою линию – ни о каких деньгах ничего не знаю.
           Во что бы то ни стало мне необходимо было знать, что говорит генерал своему следователю о происхождении денег. Стало ли ему известно, что доллары фальшивые, подтвердил ли он следствию, что я посвящен во все детали операции.
           Время шло, а очную ставку следствие проводить не торопилось.


                ***

          Конспиративная квартира резидента была подобрана с большой осторожностью. Прямым путем в нее попасть было невозможно . Сначала надо было войти в смежную квартиру, а затем, убедившись, что все в порядке, отодвинуть книжный шкаф и войти через потайную дверь в другую квартиру, которая имела выход уже в другом подъезде.
            Прибывшие туда резидент и представитель ЦРУ уже проделали все эти конспиративные действия и расселись в большой комнате в ожидании завербованного сотрудника КГБ. По данным резидента это был сотрудник главного управления кадров  КГБ. К оперативным делам он подключен не был, но сведения, которые он поставлял о кадровых перемещениях в КГБ представляли немалый интерес для ЦРУ. Агентом дорожили, особо на него не налегали. Вызвать его на очную встречу потребовалось первый раз.
            Через некоторое время потайная дверь раздвинулась и в комнату вошел плотного сложения человек небольшого роста. На голове его была непременная беретка, которая за версту выдавала в нем военного.Он зорко огляделся по сторонам, напряженность в его глазах исчезла, и он уселся в свободное кресло.Тотчас перед ним возникла девушка в белом передничке, которая предложила гостью болшой стакан «Хайбола»
           Хозяева не торопились, давая возможность гостю прити в себя. Но тот не стал, как это было принято, медленно потягивать коктейль, а разом осушил стакан. Тут же вскочил и нервно заговорил:
             -В чем дело, господа? Мы так не договаривались. Вы что не понимаете, какому риску меня подвергаете?
              -Сядьте, - жестко сказал резидент.Только чрезвычайные обстоятельства заставили нас пойти на очное свидание с вами. А риск в нашем деле неизбежен, полковник. Сядьте и слушайте.
                Он подробно изложил суть дела.
             - Ваша задача, полковник, выйти на следователя, найти способы воздействия на него с тем, чтобы он сделал оправдательное заключение для суда.  И второе, найти стоящего адвоката, который сумел бы добиться в суде не только оправдательного приговора, но и восстановления нашего подопечного на прежней работе. Это очень важно. Ваша работа, а также все затраты на адвоката и суд будут оплачены по высшему разряду.Вам хватит на весь остаток жизни.
                =А если я пожелаю этот остаток жизни провести в другой стране?
                -Давайте сначала рассмотрим ваши возможности.
«Торгуется,гнида» зло подумал резидент.
                - Ну, выход на следователя я, конечно, найду. А вот удастся ли привлечь его на нашу сторону, сложно сказать.
                -Вы только не вздумайте привлекать следователя, как вы выразились, на нашу сторону. Вы еще скажите ему, что за вами стоят американцы! Найдите какие угодно причины, почему вы заинтересованы в этом деле, но американского следа быть не должно.
                -Понял. Что-нибудь придумаю. А что касается адвоката, то тут проще. У меня есть адвокат, выходец из наших. Этот за хорошие деньги возьмется за что угодно.
                -Вы в этом уверены?
                -Да, абсолютно. Жаден, падок на женщин. Кроме того в нашей конторе сохранились на него компраментирущие материалы, которыми  я, пожалуй, смогу воспользоваться. За эти материалы он маму родную продаст или оправдает явного убийцу.
                -Это хорошо. Итак, немедленно приступайте к операции. Назовем ее…»Хайбол».Свяь установленным порядком. Уже завтра мы переведем на известный вам счет тысяч 20-30 долларов или лучше в рублях?
                -Пожалуй, лучше в рублях.
Уходили с интервалом в 30 минут через соседний подъезд.
               
                ***

              Вызвать к себе следователя для агента ЦРУ не представляло труда.Шла очередная аттестация сотрудников центрального аппарата, и работник главного управления кадров просто обязан был принимать в этом участие. Под этим предлогом он и пригласил в ГУК следователя.
            Ровно в назначенное время в дверь постучали и вошел тот, кого пригласили.Предварительно агент изучил весь материал на следователя, слепив образ последнего, и все же он не угадал, что перед ним предстанет крепыш с волевым лицом. «Такие роют землю лучше экскаватора» - мелькнула мысль.
           -Садитесь, - пригласил он следователя, стараясь изобразить на лице радушие, - чай, кофе?
            - Пожалуй, кофе, - майор сел в кресло напротив стола.
           -ВЫ, конечно, понимаете, что наша встреча пустая формальность. Вы на хорошем счету.Но некоторые детали в вашей работе я хотел бы уточнить.
            -Готов ответить на ваши вопросы.
            - Некоторые СМИ шумят, что аппарат КГБ слишком раздут, а толку мало. Мы мол занимаемся всякой ерундой, а на настоящего зверя и голову боимся поднять. Вот скажите, сколько у вас лично в производстве дел и кратко пройдитесь по ним.
              Майор стал перечислять свои дела, давая по каждому краткую справку. Наконец, он дошел до дела полковника.
              -Я с этим делом ознакомился и, признаюсь, оно производит странное впечатление.
             -Почему?
              -Ну, потому что оно напоминает старый анекдот. Помните? То ли лейтенант украл шинель , то ли у него украли, но наказать его надо.
               -Здесь другое.
               -И есть веские  доказательства вины вашего подопечного?
                -Все не так просто.
               -Вот,вот. Я к этому и клоню.
               -Что вы имеете в виду?
               -А то, что всегда ли мы, а точнее вы ,следователи, берете во внимание все обстоятельства, связанные с конкретным происшествием, или выбираем только те, что нам нужны.
               -ВЫ имеете ко мне конкретные претензии?
               - Нет. Но на примере вашего последнего дела я бы хотел убедиться, что мы с вами работаем правильно, не сбились ли мы с пути истинного?
                -И что вы предлагаете?
                - А ничего. Работайте спокойно, а там посмотрим.
Когда следователь ушел, агент удовлетворенно вздохнул: семена сомнения были посеяны.

                ***

                -Внезапно характер вопросов, которые задавал мне майор Ермаков, изменился. На очередной встрече он вдруг поинтересовался, как часто я выезжал за границу. Я ответил, что четыре-пять раз в год. Это были служебные командировки длительностью до месяца.
              -Вы что-нибудь привозили генералу в качестве сувениров из этих командировок?
Ах, вот куда нацелила острие своего меча наша защитница от врагов внешних и внутренних.
            -Да, привозил.
            -Что же? – пес сделал стойку.
            -Я по своей должности выезжал в основном в так называемые развивающиеся африканские страны. Там с сувенирами небогато. Зато буквально за копейки на местном рынке можно было купить экзотические африканские фрукты: манго, папайя, кокос. Вот их я и привозил.
             -И как генерал реагировал на ваши подарки?
             -Никак.
             - То есть?
             -Генерал жил на пути из аэропорта Шереметьево, по которому я следовал домой после прилета. Мне было удобно заехать к нему домой и вручить коробку с фруктами домочадцам. Кто брал у меня коробку я не знаю, так как с семьей генерала знаком не был.
             -И далее.
              -А далее ничего не было. Я не помню, чтобы генерал хотя бы один раз в беседе со мной обмолвился о привезенных мною фруктах.
         -     Значит, вы хотите сказать, что эти ваши подарки никак не влияли на ваше продвижение по службе?
«Глупенький, ты хочешь поиграть со мной в эту игру?» подумал я и ответил:
               -Я хочу сказать, что если где-то и покупаются должности, то не за одно яблоко или экзотический плод.
             -А за что же, как по вашему, в Главном техническом управлении  можно было купить высокую должность?
            -В Главном управлении, где я работал, высокие должности не продавались. Их получали заслуженные люди.
           -Вы в этом уверены?
            -Разумеется.
И это следователь по особо важным делам?

                ***

             Итак, что-то изменилось в общей ситуации. Куда то ушел интерес следствия к деньгам. На первое место выдвигалась личность генерала. Чувствовалось, что на него помимо денег хотят навесить кучу мелочевки, которая при определенных размерах могла превратиться в критическую массу. Случая с деньгами, по-видимому, было недостаточно.
            Как гром среди ясного неба для следствия оказалось заключение экспертов, что доллары фальшивые.
          После долгих препирательств генерал признал, что получил эти доллары от болгарина Петкова. Однако тот, как предупреждал меня американец, от этого отказался. Как ни старались следователи, они не могли получить от генерала другого объяснения происхождения денег, так как его просто не существовало. Круг замкнулся.
          Ситуация накалилась до предела. Был арестован и находился под следствием участник войны, генерал-лейтенант, орденоносец, а оснований для этого было маловато. Надо было что-то предпринимать следователям КГБ, чтобы спасти хотя бы честь мундира.
          Про меня следствие временно забыло.

                ***

         К следователям в Лефортово    стали вызываться практически  все наши сотрудники, кто работал за границей или выезжал в краткосрочные командировки.
        Всем им задавался один и тот же вопрос: что они привозили в качестве сувениров начальнику главка. Не обнаружив здесь ничего крупного, следствие скурпулезно
Фиксировало шариковые ручки, мелкие сувениры, зажигалки, сигареты – нужен был объем.
         Начальник 7 управления ГТУ генерал Прахов был вызван к следователю в Лефортово в понед. Эельник на три часа дня. Это был очень смелый, решительный человек. На предложение следователя рассказать, как он получил звание генерала он дерзко ответил:
          -А почему я должен об этом рассказывать?
           -Я прошу вас об этом.
          -Нет, так дело не пойдет.
          -А как пойдет?
          - А пойдет с соблюдением всех процессуальных норм.
          -То есть?
          -То есть, сначала вы мне объявите в чем я обвиняюсь или подозреваюсь.
           Ну, хорошо, - следователь почувствовал, что с этим человеком будет непросто, - вы подозреваетесь в том, что давали взятки начальнику главка, за что и получили звание генерала. У нас имеются показания ваших сотрудников.
          «Суки», - подумал генерал. Он знал, что когда следствие  широко раскинуло свои сети, нашлись стукачи, которые, опасаясь за собственную шкуру, побежали к следователям, даже если их и не вызывали и стали давать,,  обвинительные показания против своих начальников, товарищей.
           Часто эти показания были основаны на слухах или трусливой фантазии «обвинителей», но следствие принимало во внимание все.
              -Я не знаю, что там наговорили мои сотрудники, но об одном факте они могли знать, я его не скрывал ни от кого.Когда я вернулся из Ирака, где проработал около трех лет Уполномоченным ГТУ, я действительно привез и подарил начальнику главка часы. Это не был золотой «Rolex», так, обычные часы долларов на пятьдесят.Но это был подарок другу, а не должностному лицу. Мы с генералом знаем друг друга много лет, дружим семьями. Кстати,  и вручил я ему часы не в ГТУ, а у него дома во время дружеской встречи. Так, что же из этого следует?
             -По возвращении из Ирака вы вскоре были назначены начальником управления, ведь так?
             -Так.
             -Тут же вы были представлены к званию генерала и вскоре его получили. Факт?
              -Факт.
             -И вы не находите, что слишком быстро продвинулись?
             -Нет, не нахожу. В это время главк быстро расширялся. Возникли новые управления, нужны были опытные, знающие люди для назначения на руководящие должности. К тому времени я был одним из старожилов ГТУ, за моими плечами была многолетняя работа начальником отдела, три  года я был Уполномоченным ГТУ в ИРАКЕ, закончил высшие курсы английского языка, курсы при академии внешней торговли. Так, что мое назначение начальником управления было логичным и законным. Кроме того, на эту должность меня назначил не начальник главка, а Председатель ГКЭС. Не понимаю, почему мое назначение вызывает у вас вопросы. Что касается звание генерала, то присвоил его мне Министр обороны, так как моя должность была генеральской. Кстати, в это время в ГТУ генеральские звания получили более десяти человек. Где же крамола?
             -Крамола во взятках.
              - Вы так ничего и не поняли или не захотели понять.
Чушь какая-то.
               -Мы постараемся доказать, что это не чушь.Давайте пропуск, вы свободны.
              Почти все офицеры главка прошли через эти беседы-допросы. Не все их выдержали.
             Я продолжал оставаться в тени.

                ***

         Прошло некоторое время, и на очередной нашей встрече следователь вдруг заявил:
        -Ну, что , полковник, - раньше он так ко мне не обращался, -вскоре мы с вами расстанемся.
       -Вы меня отправляете в тюрьму?
         -В тюрьму без суда не отправляют.
         -А как же тайные тюрьмы?
         -О чем это вы?
        -Ну, как же! Газеты, телевидение только что пытались привлечь внимание общественности к тому, что ЦРУ США имеет такие тюрьмы, где без суда и следствия содержатся люди, которые только подозреваются в незаконной деятельности. Неужели таких тюрем нет в славном КГБ?
             - Не порите ерунды. Таких тюрем у нас нет.
              -Тогда, куда же вы меня отправляете?
Следователь полистал какие-то бумаги, почему-то вздохнул и сказал:
              -Я закрываю ваше дело в связи с отсутствием состава преступления.
Я молчал.
             -Хотите пояснений?
Я продолжал молчать.
             -Я их вам дам, тем более, что так положено по уголовно-процессуальному кодексу.
Итак. Вы обвинялись в том, что незаконно перевезли через границу значительную сумму валюты. Вскоре выяснилось, что валюта оказалось фальшивой. А за провоз через границу макулатуры наказание не предусмотрено.
            Оставался один вопрос – происхождение валюты, то есть, где она была сделана. Наша обязанность заключалась в том, чтобы не только найти источник, но и уничтожить его.
Ваш генерал все время твердил, что валюту он получил от Петкова, а тот в свою очередь это отрицал.
           И вдруг все изменилось. Одновременно произошли два события. Неожиданно от наших колег из Болгарии пришла копия признания Петкова о том, что он все-таки давал деньги генералу. Вот, можете ознакомиться.
            Из показаний генерального директора болгарской фирмы»Стройпромэкспорт» г-на Петкова.
            «Некоторое время назад мне стало известно, что одна крупная европейская фирма интересуется некоей коммерческой информацией. Я такой информацией обладал, но вступить  в переговоры  напрямую с этой фирмой   я не мог.
             Вскоре появился и посредник. Это была небольшаяшая бельгий ская фирма, с которой несколько лет назад я имел деловые контакты.
            Когда все было обговорено, мы подписали небольшой договор, и я передал фирме пакет документов, который был оценен в 300 тыс. долларов США.
           Через некоторое время  мне позвонил директор фирмы и, ссылаясь на конфиден
 циальность сделки, предложил расчет произвести наличными. Я не долго колебался: ведь каждый комерсант  желает иметь под рукой свободные нигде не учтенные наличные.
          Вскоре из Бельгии прибыл курьер, который привез деньги. Это были пачки новеньких купюр, перетянутых банковскими лентами, которые я уложил в свой сейф.
         Все было прекрасно до тех пор пока я не расчитался за оказанную мне услугу этими деньгами. Буквально на следующий день ко мне в кабинет ворвались нескоьлко человек, среди которых был мой подельник. Он швырнул на стол пачку купюр и сказал:
             -Забери назад эту макулатуру, а мне заплати настоящими, а не то мы сейчас же вынесем приговор и тут же приведем его в исполнение.
            Пришлось платить. Как и следовало ожидать все деньги оказались фальшивыми.
          Я тут же вылетел в Бельгию, но выяснилось, что фирма была ликвидирована в тот же день, когда мне привезли деньги.
         Претензии предъявлять было некому, но я все же решил обратиться в финальную фирму. Там меня встретели весьма любезно и так же любезно показали банковские документы, согласно которым фирма перевела моему посреднику всю сумму самыми настоящими долларами США.
         Делать было нечего, меня кинули как лоха. Вернувшись в Софию, я решил никого не посвящать в эту гнусную историю, но деньги не уничтожил, они остались лежать в моем сейфе.
           А тут позвонил мой старый друг генерал                и попросил дать ему в долг 250 тыс. долларов. Он не скрывал, зачем они ему понадобились. Я попросил пару дней якобы для того, чтобы собрать такую сумму, а сам стал рвссуждать.
         По моим рассуждениям выходило, что генерал Мбвату, получив деньги, не сможет положить их в местный банк. Он попросту побоится. Побоится он их и тратить. Во всяком случае он будет хранить их где-то у себя до лучших времен. Ну, а если он все-таки как-то обнаружит, что деньги фальшивые, вряд ли он станет поднимать шум.
           С другой стороны мой друг вернет мне долг настоящими и, таким образом, я компенсирую упущенную выгоду. Все вроде складывалось, ии я позвонил генералу
Деньги я отвез ему сам и лично вручил из рук в руки. Не стану описывать, как гнусно я себя при этом чувствовал.
          Дальнейшая судьба этих денег мне неизвестна. Долг генерал до настоящего времени не возвращал.»
            -Таким образом,- следователь облегченно вздохнул,-
Фальшивка произведена где-то в Европе и пусть ею занимается Интерпол. Наши болгарские коллеги уже дали в Интерпол необходимую информацию, а мы  передали туда фальшивые купюры.
           Я вернул следователю показания Петкова, и он продолжил:
           -Примерно в это время мне позвонил один из руководителей наших кадров и, ссылаясь на наш предыдущий разговор, сказал: «Вот видите, я был прав, деньги то оказались фальшивыми .  Закрывайте побыстрее это дело, майор.»
            Дело я закрываю, но остается какая-то смутная тревога на душе.
             -Что так?
               -Понимаете, полковник, у каждого следователя помимо профессиональных качеств, должна быть еще интуиция. Так вот, моя интуиция мне подсказывает , что в вашем деле есть некая  влиятельная сила. Может быть я ошибаюсь, но советую вам быть поосторожней. Прощайте.
              «А ведь он прав,- подумал я, -есть третья сила, черт бы ее побрал»а вслух спросил:
              -А что с моим генералом?
               -Генерал, видимо, пойдет под суд.
               -КАК же так, меня отпускаете, а его под суд?
                -При расследовании вашего дела выяснились другие обстоятельства, которые по своей значимости превосходят эпизод с фальшивыми деньгами.
               -Что же это за обстоятельства?
                -А это уже тайна следствия.
                - Ну да, ну да .

                ***

             "По случаю 23 годовщины независимости Нигерии посол Федеральной Республики НигерияИ.О.Ойелеке имеет честь пригласить  г-на               
на приеем, который состоится по адресу ул. Качалова, 13 в понедельник 3 октября с 5 до7 часов вечера.
              Этот текст персонального приглашения я получил накануне. Посещение таких приемов в иностранных посольствах считалось частью нашей работы и являлось обязательным.
            В установленный день я числе других приглашенных прибыл в посольство, с трудом пробравшись по улице, сплошь уставленной автомобилями гостей, которых на входе встречал сам посол с супругой.
          Супруга посла была несомненно красавицей килограмм пятьдесят тому назад , но сохранила до сих пор благородную осанку, так присущую нигерийским женщинам.
           В большом зале был накрыт шведский стол, и рядом располагался бар.  Заказав себе виски с содовой и положив на тарелку какую-то снедь, я отошел в сторону. Вскоре ко мне подошел военный атташе посольства, и мы начали протокольный разговор обо всем и ни о чем.
         Внезапно дверь, подле которой мы стояли, распахнулась, и в зал вошел высокий, стройный мужчина в гражданском, хорошо сидящем на нем костюме. Внешность его никак не походила на нигерийца.
           -А вот и наш американский гость!- воскликнул атташе,- познакомьтесь. Это Джон, а это (он назвал меня).
            Джон протянул мне руку, которую пришлось пожать в честь знакомства, хотя я сразу узнал его. Думаю, что и Джон не сомневался, кто перед ним.
            -Ну, вы тут поболтайте, а мне надо пообщяться с другими гостями,- атташе быстро удалился.
            Мой африканский друг внимательно посмотрел на меня и сказал:
             -Хорошо выглядите, полковник.
 Я промолчал, чувствуя  как засосало под ложечкой
Джон прожолжил:
               - Нам удалось закрыть ваше дело. Да и в новом назначении мы играли не последнюю роль.
Я продолжал молчать, хотя действительно получил большое повышение по службе.
                -Но все это надо платить, полковник.
                -А если я откажусь? - я впервые вступил в разговор.
                -От чего?
                Ну, чтобы платить.
                -Не думаю, что это разумно. Ведь в этом случае мы сможем возобновить процесс в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. А обстоятельства будут таковыми, что они потянут на измену Родине, а это уже чрезвычайно серьезно.
               -Что я должен делать?
               -Ну, об этом мы поговорим потом.
Джон , по-видимому, полагал, что я на крючке, сорваться с которого невозможно. Он улыбнулся, закурил сигарету и сказал:
                -Вы ведь в ближайшее время вылетаете в  Китай во главе делегации. Желаю вам успехов на переговорах.Солидный контракт, думаю, что вам удасться его подписать.
               Джон поднял руку, привлекая внимание бармена, и когда тот глянул в нашу сторону, крикнул:
                -Виски!
Он отхлебнул из принесенного стакана и продолжил:
                -После завершения переговоров вам вручат проткольные сувениры. Это  будут лаковые китайские шкатулки.Ту, которая достанется вам , сберегите. Кроме того, держите ее постоянно на письменном столе в своем кабинете. Да, и вот еще что. В аэропорту Пекина в магазине "Дьюти фри" купите фотоаппарат, но только тот, который вам посоветует продавец. Фотоаппарат должен быть всегда с вами, особенно при поездках за рубеж. Остальное потом.
                Джон стремительно повернулся и, не прощаясь, вышел в ту же дверь, в которую вошел несколько минут назад.

                ***

               В Пекине так все и произошло, как предсказывал Джон. Мне подарили шкатулку, а в лавке на вылете я купил фотоаппарат, кторый, не долго думая, предложил мне продавец.
             Уже во время полета я пришел к выводу, что игра становиться слишком опасной. Надо что-то делать. Выход был один - по прилете в Москву идти в КГБ и все, буквальновсе, все рассказать.


                ***

             Долгое время меня никто не тревожил.
Но однажды наш самолет, на котором наша делегация следовала в одну из африканских стран, сделал плановую посадку в венском аэропорту. Пассажиров попросили пройти в транзитный зал. Прошло положенное время, а приглашение на посадку не последовало.
            Вылет рейса задерживался, и пассажиров пригласили в ресторан на обед . Едва мы расселись за столиками, как по радио объявили, что пассажира рейса №559 господина  (была названа моя фамилия) просят подойти к стойке бара в конце ресторана.
           Пройдя весь зал, который уже был заполнен людьми, я подошел к стойке бара и только потом поднял глаза на бармена. Каково же было мое удивление, когда перед собой я увидел Джона. Он улыбался своей ослепительной американской улыбкой. Я изумленно молчал,  и тогда Джон тихо сказал:
               -Спокойно, полковник. Только не делайте резких движений. Что будете пить?
Он тут же повернулся и стал готовить какой-то напиток, не дожидаясь моего ответа.
               В это время к стойке подошли  двое подвыпивших  парней. Один из них долго смотрел на меня мутным взглядом, затем подвинулся ко мне, шлепнул меня по плечу и сказал:
            -  А не выпить ли нам, а , приятель?
Я почувстврвал легкий укол. "Как будто комар укусил" - мелькнуло в уходящем от меня сознании .


                ***

            -Вставайте, полковник, вы спите уже сутки.
Я открыл глаза и увидел перед собой Джона.
             -Где я? Что происходит?
              -Ничего не происходит. Сейчас вы приведете себя в порядок, и мы пойде в ресторан - пора подккрепиться. Там обо всем и поговорим . Туалет и ванная рядом. Я жду вас.
Приняв контрастный душ, я окончательно пришел в себя.Мозги, кажется, стали на место, но понять можно было только одно - Джон меня похитил.
             В ресторане пока официант сервировал наш столик, Джон  молчал, поглядывая по сторонам. Заказ он  сделал на французском языке и , уловив мой недоуменный взгляд, сказал:
             Да,да, полковник. Мы уже с вами не в Вене, а в Париже. Подойдите вон к тому окну, и вы увидите Эйфелеву  башню. А пока ешьте, пейте и слушайте меня внимательно.

                ***

            Французский обед может произвести хорошее впечатление на человека, если он н.аходится в прекрасном расположением  духа.
           Я же был подавлен. Джон, между тем, явно наслаждался обедом. Это не мешало ему непрерывно говорить. Запивая еду красным вином, он сообщил мне,что  через несколько часов мы взлетим с американской военно-воздушной базы и направимся в Америку. Так что, ни виз, ни других документов не потребуется.
            Встретив мой вопросительный взгляд Джон пояснил:
           -Да, полковник, в Америку. Оставлять вас в Росси стало опасным.Так вы мне всю агентуру уничтожите.
           -О чем вы говорите?
            -А о том, что очень важный наш агент, работающий в Главном управлении кадров КГБ, арестован. И это произошло после того, как вы встретились с уководством  КГБ.
           -Но я ни с кем не встречался.
            -Бросьте, встречались. И я сейчас вам расскажу, как я вас вычислил. Помните я говорил, что в нашем деле мелочей не бывает. Так вот, несколько лет назад кто-то из наших завербовал одного парнишку. Он только что окончил МГУ и работал лаборантом в каком-то НИИ. Завербовали его легко, так как парень был из тех, кто стремиться в штаты, думая что только там он слелает головокружительную карьеру. Затем удалось перевести его в специальную лабраторию КГБ.
               И вот недавно сей Джемс Бонд сообщил, что в лабораторию прибыла на исследование китайская лаковая шкатулка. Исследования показали, что шкатулка пуста, это обыкновеннй китайский ширпотреб, но вот как она попала на исследование - ответ мжет быть только один -ее туда доставили вы и никто другой.
             Наша история заканчивается.
             Что с вами будет в штатах , я не знаю. Мне приказано доставить вас туда, а если это невозможно, то ликвидировать. Я как- то привык к вам, полковник, и мне было бы очень жаль, если бы пришлось выполнять второй вариант.   Ничего полезного для нас вы так и не успели делать, так что заслуг у вас нету, но и оснований для того чтобы посадить вас в тюрьму маловато. Но ведь третьего понятия между "виновен" и "невиновен" просто не существует. Будем надеяться, что мое руководство имеет на вас какие-то виды, а иначе зачем вы потребовались ЦРУ?
               У же в аериканском "Гелакси" , взлетевшем с авибазы, я понял, что мне еще долго предстоит жить между "виновен" и "невиновен".