Гризайль

Анатолий Федосов
Гризайль – это живописная техника, где для передачи всех колористических и тональных отношений используются градации только одного цвета. Слово гризайль произошло от французского слова gris серый (фр. Grisaуille от gris — серый).

          **********************************

На это произведение меня натолкнула рецезия одного из авторов - Наталя Днипровська
                https://www.stihi.ru/avtor/natalinatali4
на мое произведение "Серость", которое было адресовано, скорее, серой личности, чем серости, как элементу природы, и её отражению - искусству.
Вот эта рецензия:

"Серость не пустота... В ней тоже есть магия... магия особенная...
Человек обладает удивительной способностью - ему подвластно видеть...а мир иллюзия... мы его видим таким, каким хотим видеть..."

Итак, каким мы видим или желаем видеть мир? Всем известно выражение: "видеть мир через розовые очки", кто-то, в противоположность, "мажет мир черной краской". Дальтоники обделены радостью видеть все краски мира, не всем удается видеть цветные сны. Так в чем же магия серости? Вам приходилось бывать на летнем лугу в предрассветный час, когда утренний туман обволакивает мир пеленой первозданности и загадочности. И вы идете, идете сквозь этот туман - в неизвестность, ожидая увидеть что-то новое, незнакомое и обязательно, прекрасное, для вас. Туман рассеивается и сказка исчезает, растворяется, превращаясь во вполне определенную картину мира. Или в сумерках, о которых так чудесно пела Анна Герман, так хорошо мечтается, думается о главном. Не оттого ли так душевно и близко ложится на нашу душу рисунок в одном цвете, что он так завораживающе созвучен с задумчивостью природы. Её таинственностью, когда она еще не проснулась ранней весной или засыпает поздней осенью. Все погружается в краски одного цвета, когда идет дождь или находит грозовая туча - кажется. не только все живое прячется, но и краски всего мира сникаются и гаснут.

Именно, в такие моменты и приходит к нам иллюзия чего-то нового, более прекрасного, чем настоящее, в нас пробуждается первобытность и первозданность, когда мир был еще дик и не расцвечен огнями реклам. Мы рисуем в своем воображении свою картину мира - в котором у каждого свои любимые краски. И никто не может и не должен утверждать, что другие видят мир таким же, каким его видит и он. От чего зависят краски нашего мира. Как и музыка, друзья, наши желания и предпочтения - от нашей души, наших сил, характера, темперамента...... И конечно же, от нашего внутреннего состояния - как прошла встреча с любимым человеком, от наших успехов, благополучия в жизни, от погоды и уюта, в конце концов. Не могу утверждать: "в каких красках видит или любит видеть мир, человек - и я скажу все о нем". Но, то, что здесь присутствует большая доля истины, могу вас заверить. И то, куда тянет вашего близкого человека - на выставку экспрессионистов или на выставку графики, может тоже многое сказать о нем. Когда человек не может придать миру именно те краски, которые ему близки, понятны и настраивают его на определенный лад, то он стремится туда, где эти краски уже есть, и есть в достаточном количестве, или как в Гризайле - присутствуют в единственном качестве. Но, присутствуют не так, как в квадратах Малевича, а тонко, душевно, не отдаляя его суть от природы, а приближая к ней.




На фото: Винная гризайль Валерия Кудринского