Индейцы Флориды. Общая характеристика

Игнат Костян
Следы человеческой истории во Флориде впервые появились еще в период отмирания мегафауны эпохи Плейстоцена, около 13 000 – 20 000 лет назад. Эти следы представлены окаменелыми человеческими останками и артефактами  обнаруженными археологами в 1915 году в местечке Веромэн (Vero man).
Окружающая среда Флориды в конце Плейстоцена отличалась от современной. Уровень океана был гораздо ниже, чем сейчас, а площадь Флориды в два раза превышала ее нынешнюю территорию. Климат был гораздо холоднее и намного суше.
Доисторическую эпоху Флориды археологи разделили на три культурных периода:
Палеоиндейский период (с 10 000 до 7 500 года до н. э.). Это период характерен тем, что первые обитатели Флориды, так называемые палеоиндейцы, жили в сухом климате, то есть тогда, когда земная поверхность Флориды вдвое превышала современную.
Архаичный период (7 500 до 500 года до н. э.). В это время климат Флориды начал меняться, и уже к 3000 году до н. э. на ее территории появились современные кипарисовые болота и леса из лиственных пород. Люди архаичного периода приспособились к жизни в прибрежной зоне, в результате чего оседлый образ их жизни стал вытеснять кочевой.
Период Глэдис или постархаический период (с 500 года до н. э. по 1500 н.э.). Данный период характеризуется достижениями людей в производстве орудий труда и позволяет нам идентифицировать культуры этого периода, по типам, исходя из найденных археологами артефактов (керамических изделий, различных инструментов, украшений), а также других предметов обихода, используемых людьми. Также, данный период характерен переходом палеондейцев Флориды полностью к оседлому образу жизни. В это время  они начинают активно развивать земледелие, строить курганы  и охотиться с помощью лука и стрел.
Впервые люди достигли Флориды и стали заселять полуостров около 12 000 лет назад. Как полагают, исследователи миграция во Флориду шла с территории Мексики. Мигранты были мореплавателями кочевниками, которые охотились на крупных морских животных. Их выживание зависело именно от охоты на этих животных.
 Достигнув Флориды, первые ее обитатели распространились по всему полуострову. Их стоянки, как правило, находились у источников воды, коими на то время Флориды была не так богата как сегодня. Изобилие мамонтов, мастодонтов, бизонов и прочей живности, обитавшей на обширных флоридских лугах, позволило мигрантам  со временем перепрофилировать свои охотничьи промыслы. Более того в связи с изменением климата, который стал влажным из-за обилия дождей большинство крупных материковых животных на которых охотились первые обитатели Флориды, вымерли, в результате чего людям пришлось переориентироваться на мелкую дичь и моллюсков.
В процессе увеличения населения некоторые группы палеоиндейцев покидали прибрежные зоны и уходили вглубь полуострова, где основывали свои поселения в местах пригодных для занятий земледелием.
Различные стили украшений, керамики открытые археологами, а также формы захоронений, говорят о существование на территории Флориды  ряда уникальных культур, с характерными особенностями того или иного региона.
В целом же все культуры постархаичного периода Флориды относятся к так называемой Миссисипской культуре – крупнейшей индейской культуре существовавшей на юго-востоке США в период VIII-ХVI веков.
Эта культура возникла в долине реки Миссисипи и многонациональна по своему составу. Из флоридских племен относящихся к Миссисипской культуре можно выделить такие племена как апалачи, гуале, тимукуа, хитчити, ямаси и другие.
Миссисипскую культуру принято подразделять на три или более периода. Каждый из указанных периодов определяется индивидуально для каждого региона, поскольку в разных местах он мог начаться раньше или позже, в зависимости от возникновения определенных характерных черт,  таких как:
– сооружение курганов-пирамид с усеченной верхушкой, или курганов-платформ;
– основанное на кукурузе сельское хозяйство;
–  использование речных (реже морских) моллюсков в качестве добавки к керамической глине;
– широкомасштабная межплеменная торговля;
– развитие института вождества, или многоуровневой иерархии вождей;
– развитие и закрепление социального неравенства, централизация комбинированной политической и религиозной власти в руках одного или нескольких лиц;
– зачатки иерархии поселений, когда один крупный центр (с погребальными курганами) доминировал над другими;
 – система верований, представленная ритуальными играми.
Общей особенностью всех племен Флориды периода Миссисипской культуры, является то, что у них никогда не было ни  письменности, ни каменной архитектуры. Они умели обрабатывать металлы, но не занимались их плавкой.
Исторический период жизни индейцев Флориды начинается с ХVI века, то есть с того времени, когда появились первые письменные свидетельства о них сделанные европейскими мореплавателями: Хуаном Понсе де Леоном (1513, 1521 гг.), Эрнадо де Сото  (1539 г), Тристаном де Луна (1559 г.), Эрнандо де Фонтанедой Эскаланте (1549 г.), Жаном Рибо (1562 г.) и Педро Менендесем де Авилесом (1565 г.).
По данным  научных исследований, на момент контакта с европейцами, на территории Флориды проживало от 100 до 350 тыс. индейцев.
 Тимукуа проживавшие на северо-востоке полуострова насчитывали  40 тыс., апалачи и пенсакола, обитавшие на западе – 25 тыс., токобаго населявшие центральную и западную часть Флориды – 8 тыс., жившие на юго-западе калуса – 20 тыс., тиквеста юго-востока – 5тыс., джиага восточно-центрального региона Флориды – 2 тыс..
 Кроме указанных основных племен Флориды, там же обитали и их многочисленные подгруппы или подплемена. Все они считаются коренными обитателями Флориды, населявшими полуостров с доисторических времен.
К концу ХVIII века коренные народы Флориды исчезли под воздействием завезенных европейцами  инфекционных заболеваний, а также в результате военных конфликтов развязанных белыми пришельцами. Немногие выжившие растворились среди племен, которые пришли во Флориду с материковой части Северной Америки, иные же мигрировали на Кубу и Мексику (тогда еще Новая Испания), другие были проданы европейцами в рабство.
Под давлением европейских колонистов на земли Флориды в XVIII веке с севера, а также территории современных штатов Алабамы и Джорджии пришли племена криков. Вытесняя остатки коренных аборигенов Флориды, крики частично ассимилировали их, образовав новый аборигенный народ семинолов, оставивший позднее в истории полуострова весьма заметный след.
Стоит обратить внимание на существенную деталь относительно названий племен коренных флоридцев. Те название, которые сейчас употребляются в научной литературе, даны индейцам Флориды европейцами и в большинстве случаев учеными антропологами, проводившими научные изыскания. Даже, казалось бы, семинолы, которые не считаются коренным индейским народом Флориды вплоть до 30-х годов ХIХ века семинолами себя не называли, по той простой причине, что по национальному составу это племя было довольно-таки разношерстным. Это была смесь криков, оконее, чернокожих афроамериканцев и других народов, которые в результате этногенеза создали свою собственную идентичность.
До прихода европейцев индейские племена Флориды принадлежали к трем основным народам: калуса (сaloosa), как указывалось выше живших на землях юго-западного побережья полуострова; тимукуа (тimucua) обитавших в северной части Флориды, и апалачи (аpalachee), которые населяли перешеек, где полуостров сливался с материком.
Сегодня в американской исторической науке идет продолжительный спор по вопросу доминирования  на территории Флориды того или иного народа в доисторическую эпоху. Большая часть ученных склонна считать, что политический контроль на всей территории Флориды, до прихода туда европейцев, осуществлял народ калуса, обитавший на юго-западе полуострова.
 Влияние калуса распространялось и на восточное побережье, где проживали племена народа тиквеста. Доминирование калуса ученые объясняют тем, что этот народ фактически являлся конфедерацией племен сформированной под его эгидой. В конфедерацию входили такие крупные  коренные народы  Флориды как тиквеста, аис, джиага и другие.
Калуса были весьма агрессивными индейцами. Мужчины калуса отличались высоким ростом и крепким, атлетичным телосложением. Они великолепно умели ходить по морю. Их огромные выдолбленные из цельного ствола дерева челны доходили до Кубы и Мексики, а также бывали на островах расположенных вокруг Флориды. Калуса не занимались земледелием, предпочитая этому занятию охоту и морскую рыбалку. Из-за их воинственной репутации, другие аборигенные  народы Флориды платили им дань.
Свои прибрежные селения калуса огораживали глубокими рвами, а жилища в целях защиты, строили на курганных насыпях.
 Управлялся этот народ наследственными вождями, которые к тому же имели статус первосвященников или верховных жрецов.  Вожди требовали от соплеменников полного, безоговорочного подчинения своей власти.  Испанцы свидетельствовали о калуса как о весьма закрытом для общения обществе, которых «мало интересовала религия белых».
Калуса вели обширную торговлю с соседями, используя реки в качестве транспортных артерий.
На северо-востоке и западе Флориды жили два высокоразвитых племени тимукуа и апалачи. Апалачи населяли область современного Талахасси, а тимукуа располагались на побережье Атлантического океана, в районе реки Аукилла, к югу от бухты Тампа-Бэй.
Лингвисты уверены, что между тимукуа и апалачи существовало тесное общение, поскольку сходство языков этих народов поразительное.
Характерным видом деятельности этих народов были как земледелие, так и охота на дичь в голодные времена, особенно зимой. Продукты земледелия эти индейцы заготавливали впрок. Мясо коптили на открытом огне, затем поковали в корзины из сосновых игл, либо складывали в глиняные сосуды.
Селения тимукуа и апалачи состояли из скопления небольших хижин, окруженных частоколом высотой 3-4 метра. Возводились селения у источников воды. Наличие водоснабжения селения и водной инфраструктуры, имело немаловажное значение в жизнеобеспечении этих индейцев, ведь вода была нужна не только для питья и приготовления пищи, но также по воде обеспечивалась связь селений между собой.
Один из входов в селение, как правило, вел к жилищу вождя, которое располагалось в его центре. Там же, в центре селения находилось и то, что в нашем понимании называется зернохранилищем. Вдоль стен частокола во внутренней части селения располагались хижины простых индейских семей.
Внутри каждой хижины имелся очаг, и незамысловатая утварь – постели из тростниковых циновок и набор глиняной посуды.
 Из основных  орудий производства используемых тимукуа и апалачи можно выделить мотыгу, лук и стрелы, а также лодки (пероги), рыболовные снасти (сети, крючки).
Города (селения) этих племен управлялись вождями (кациками) при поддержке племенного совета, состоявшего из племенной знати – богатых и прославленных членов общества. Абсолютная власть кацика опиралась на авторитет духовных лидеров, коими являлись знахари и шаманы.
Для жертвоприношений тимукуа и апалачи возводили специальные ритуальные курганы, где поклонялись богу солнца, которого считали своим главным божеством.
Каждый член общества тимукуа и апалачи от рождения имел определенный статус в том селении, в котором проживал, и лишь только серьезные причины могли повлиять на изменения его племенного статуса. Самой обычной по статусу категорией были воины-охотники. Немного выше их по статусы являлись ремесленники, например те, кто изготавливал лодки, делал оружие или сельскохозяйственный инструмент. Ремесленники со временем могли повысить статус и перейти в разряд племенной знати не по причине своих заслуг в обществе, а по причине накопленного состояния.
Пожилые люди из простых семей, а также женщины и дети имели самый приниженный статус «нахлебников». Социальная организация тимукуа и апалачи есть типичное отражение того аграрного варварского общества, где превалировал принцип от каждого по способностям, каждому по потребностям. Считалось что вклад, который вносят в жизнеобеспечение общества женщины, дети и старики несравним с тем огромным вкладом, который вносится здоровой мужской половиной.
Вдоль нижней, восточной части Атлантического побережья Флориды  расселялись племена тиквеста, аис и джиага – союзников калуса по конфедерации, которые возводили свои селения, как и калуса на искусственных насыпях (курганах). Подобно калуса эти племена  занимались охотой и рыбной ловлей, игнорируя земледелие.
Культура тиквеста относиться к культуре охотников и собирателей.
Большинство сел индейцев тиквеста располагались в устье реки Майами и на прибрежных островах вокруг залива Бискайн. Покатистые крыши домов круглой и прямоугольной формы индейцы покрывали листьями пальметто или соломой. Вокруг домом тиквеста сооружали «навозные кучи» – курганы из мусора. В которых накапливались использованные раковины, черепки глиняной посуды, кости животных и прочее. Большую часть года, как отмечал испанский миссионер епископ Диас Варра Кальдерон, тиквеста «проводили вне своих сел, занимаясь охотой, войной и собирательством».
Каждое утро, если позволяли погодные условия, мужчины тиквеста  спускали на воду  долбленые челны и уходили в океан, где в прибрежной зоне добывали акул, скатов, дельфинов и морских коров (ламантинов). В это время женщины и дети тиквеста на речной и морской отмели занимались сбором моллюсков, раковин, устриц и черепашьих яиц. Морепродукты были основной пищей тиквеста. Особым деликатесом считалось мяса ламантина, которым в основном питалась родоплеменная знать.
Как и другие индейцы южных территорий Флориды тиквеста на себе практически не имели одежды, за исключением набедренной повязки из листьев пальметто у мужчин и испанского мха у женщин.
Из акульих зубов тиквеста изготовляли бытовые инструменты, и одним из таких «тесел» искусно, из цельного ствола дерева вырезали челны. Эти лодки имели прекрасные мореходные качества, и позволяли подолгу находиться в море, бороздя прибрежные воды.
Ряд испанских миссионеров утверждали, что тиквеста, практиковали человеческие жертвоприношения, однако данные факты, археологическим путем подтвердить не удалось.
 Последние письменные сообщения о ранних тиквеста относятся к 1743 году и принадлежат миссионеру отцу Монако, который сообщал о том, что это племя весьма ослаблено из-за постоянных нападений на них индейцев ючи, которые пришли во Флориду наряду с другими материковыми племенами  с территории современного штата Иллинойс в ХVIII веке.
Путешествуя вдоль восточного побережья в период 70-х годов ХVIII века, мореплаватели отмечали, что множество деревень тиквеста заброшены, по причине, как полагают исследователи их вымирания и ассимиляции криками пришедшими во Флориду из Джорджии и Алабамы.
Южнее тиквеста проживали племена индейцев аис. «Они называют себя аис, наверно потому, что так зовут их правящего кацика, – писал  в судовом журнале английский купец с Ямайки Джонатан Дикинсон, корабль которого в 1696 году потерпел крушение  у юго-восточного побережья Флориды, аккурат там, где проживали индейцы племени аис. – Они не жнут, не сеют, но только ловят рыбу и собирают ягоды пальметто (фрукт карликовой пальмы из которого изготавливают экстракты лечебного свойства – И.К.). Я послал к ним своего сына, чтобы они помогли ему наловить для нас рыбы. Один молодой индеец, который был с ним на рыбалке, имел при себе острый посох (пику) и так ловко управлялся  этим предметом, бросая его в воду, что мой сын даже и не заметил, как за два часа у него было столько рыбы, что можно было накормить двадцать мужчин».
Мужчины аис, исходя из описания Дикинсона, ходили абсолютно голыми, лишь только легкая набедренная повязка, сделанная из сплетенных пальмовых листьев, прикрывала их чресла.
Во что были одеты женщины из описания оставленного Дикинсоном, понять трудно, однако можно догадаться, что их тела выше пояса были обернуты «шалью из сплетенных пальмовых листьев», то, что ниже пояса прикрывала «юбка, изготовленная из «испанского кинжала» (волокон из стеблей юкки – И.К.) – все это похоже на ту незамысловатую одежду, что носят женщины соседнего им племени тиквеста, а также туземки на островах».
Деревни аис располагались, как правило, в полумиле от океана в местах окруженных болотами и зарослями мангровых деревьев, которые скрывали селения со стороны моря.
Еще южнее располагались племена джиага (территория современных округов Мартин и Палм-Бич, Флорида – И.К.). Эти индейцы занимались исключительно охотой и собирательством, ибо целиком зависели от морских ресурсов. Для того чтобы обеспечить себя пищей они периодически покидали свои селения, и приходили за едой на берег, где собирали моллюсков, раковины, яйца панцирной черепахи. В лесах, джиага промышляли сбором дикой сливы, морского винограда и ягод карликовой пальмы.
Известным экзотическим напитком, который изобрели джиага, был так называемый «черный  напиток», который они готовили преимущественно для церемониальных целей. Это напиток был похож на вспененный черный чай, приготовленный из обжаренных листьев кассиана, отчего из-за высокого содержания в нем кофеина весьма нравился испанцам, которые дали ему название «Ilex Vomitoria».
Из пищевых отходов, а так же ненужных предметов быта, джиага сооружали курганы, которые испанцы называли «навозными кучами». Исследуя места, где располагались эти навозные кучи, археологи обнаружили множество артефактов, указывающих на факт того, что индейцам джиага было знакомо гончарное производство и ткачество. Кроме того, найденные в кучах дротики для морской охоты, говорили о том, что джиага вели меновую торговлю с северными племенами Флориды. Для изготовления орудий труда и оружия, джиага использовали дерево, животную кость и раковины.
Испанские документы имеют множество описаний сложных религиозных церемоний джиага, которые проводили исключительно жрецы, при участии сотен танцоров и певцов.
В северо-западной части Флориды по соседству с народом апалачи проживало племя индейцев пенсакола. Территория обитания пенсакола простирается из Флориды в Восточную Алабаму, где эти индейцы издревле проживали вплоть до первых контактов с европейцами.
Исторически пенсакола рассматриваются учеными через призму археологической культуры Пенсакола (1100 – 1700 гг. н.э.). Культура Пенсакола является региональной разновидностью Миссисипской культуры, характеристика которой дана выше.
Испанцы, описывая первые встречи с индейцами этого племени, отмечали их мужчин «хорошо сложенными, крепкого телосложения».
Селения пенсакола состояли из стационарных хижин. В центре селения располагался дом кацика (вождя), который «имел абсолютную власть над своим народом». Касики носили плащи из меха куницы и этим самым отличались от рядовых членов общества.
Испанцы отзывались о пенсакола как о коварных воинственных людях, которые «сегодня могли клясться в дружбе, а завтра напасть без предупреждения».
Пенсакола вели межплеменные войны в основном с индейцами племени мобил, проживавшими в северо-западной Флориде и Восточной Алабаме.
Племя вело оседлый образ жизни и характеризуется в основном как охотничий народ.
 Среди ремесел, которыми владели пенсакола, археологи выделяют гончарное производство. Технология закаливания гончарных изделий, которую использовали пенсакола, считается уникальной по сравнению с другими культурами индейцев Флориды.
В Северо-центральной части Флориды на территории современного округа Алачуа и части графства Марион до контактов с европейцами обитали индейцы потано, отнесенные историками к  Алачуанскому типу культуры.
Потано были искусными охотниками на аллигатора, мясо которого они готовили на углях на решетке. Это способ приготовления мяса испанцы переняли именно у индейцев потано и назвали  его «барбакоа» (то же барбекю), французы же окрестили сей способ «дымокуром». Кроме  употребления мяса аллигатора,  рацион питания потано состоял из рыбы, мяса птицы медведя, оленя и других животных.
Мужчины потано, как описывал их французский художник Жак Ле Муан, сопровождавший экспедицию в 1564 году, отличались высоким ростом и атлетичным телосложением. Волосы на голове они сплетали в толстый узел и во время боя или охоты  для удобства обращения вставляли в них стрелы, что позволяло воину с завидной быстротой поражать цели.
Женщины этого индейского племени имели длинные прямые черные  волосы, которые носили распущенными.
Мужчины и женщины потано,  все как один, татуировали свои тела и лица. Кожу на теле сначала расцарапывали заостренным предметом, затем растирали сажу и смешивали ее с киноварью, после чего полученный краситель втирали в уже имеющиеся на теле царапины. Тату указывали на определенный ранг и статус мужчины в обществе, а также являлись отличительным признаком его отваги и доблести. Для женщин потано татуировка была знаком достижений и заслуг их мужей.
Потано сооружали жилища круглой формы. Крыши своих домов они покрывали сухим тростником или пальмовыми ветвями. Дом кацика был прямоугольной формы и по канону располагался в центре селения.
К 70-м годам ХVII века племя потано в результате болезней занесенных европейцами и участи в межплеменных войнах было полностью уничтожено, только чуть более сотни представителей этого племени выжили растворившись в двух католических миссиях.
Центральная Флорида отличалась уникальной экосистемой. Природное богатство этого региона привлекло сюда доисторических индейцев, из среды которых впоследствии вышло племя окале. Так их назвали конкистадоры Эрнандо де Сото, когда  летом 1539 года вошли в индейский город, в котором, как они полагали, находятся сокровища. Но сокровищ испанцы там не нашили, зато обеспечили себя провизией: кукурузой, бобовыми и мясом собак. Все это испанцам перед страхом уничтожения предоставили индейцы окале.
Племя окале, исходя из записей оставленных секретарем де Сото,  описано как племя земледельцев, которому также было знакомо гончарное производство.
Окале не были безропотными созерцателями того, как их уничижают испанские завоеватели. Раскопки в местах обитания этого народа показывают, что окале оказывали испанцам вооруженное сопротивление. Находки из курганов  Рут-Смит и Татум свидетельствуют не только о начале контакта этих индейцев с испанцами, но и том, что эти индейцы жестоко расправлялись с людьми де Сото. Останки испанских солдат, найденные в этих курганах, говорят о том, что окале после вооруженного столкновения с семьюдесятью пришельцами, поубивав их, трупы зверски расчленили.
Информации о ранних контактах испанцев с индейцами этого племени весьма мало. Последнее письменное свидетельство о них оставил  в 1591 году Фонтанеда. Историки утверждают, что впоследствии это племя  стало подплеменем индейцев тимукуа и полностью впитало в себя их культуру и традиции.
На восточном побережье Флориды, севернее территории индейцев калуса проживал весьма воинственный народ токобага.  Селения токобага располагались в мангровых зарослях залива Тампа-Бэй,  бухты которого изобиловали рыбой, раковинами мидии и различными моллюсками. Вглубь полуострова, от прибрежных селений токобага, раскинулся иной ландшафт с дубовыми рощами и сосновыми лесами, где индейцы этого племени охотились на белохвостого оленя, собирали желуди, орехи, семена и различные коренья. Это было прекрасное место для тех, кто связал свою жизнь с охотой, рыболовством и собирательством.
Токобага проживали отдельными селами вокруг залива Тампа-Бэй, где возводили курганы, как для отправления религиозных культов, так и для захоронения умерших. Селения токобага насчитывали семь-восемь деревянных домов покрытых пальмовыми листьями. Дом вождя располагался непосредственно у пляжа на высоком искусственно созданном песчаном холме, остальные индейцы жили в хижинах окруженных курганами из отходов («навозными кучами»).
Северные группы токобага преимущественно занимались земледелием, выращивали зерновые культуры, как об этом свидетельствуют испанские источники. Однако ни одно из этих свидетельств археологически не подтверждено.
Южные группы этого племени промыслом своим сделали охоту и войну. Испанцы и позднее французы с опаской относились к лучникам токобаго, которые поражали своими стрелами любую мишень из положения, казалось бы, весьма неудобного для стрельбы.
Испанцы отмечали, что северные и южные племена токобаго часто враждовали между собой, нападали друг на друга и уводили пленников.
Искусные, смелые воины, токобаго отчаянно сопротивлялись попыткам прибывших европейцев подчинить их своей власти.
Когда испанцы все же постепенно начали наполнять земли токобаго, численность  этого индейского народа стала стремительно сокращаться из-за многочисленных невиданных болезней. Организм индейцев не имел иммунитета к этим заболеваниям, и тысячи токобаго умирали от кори, оспы, лихорадки, тифа и венерических болезней.
Еще одним коренным народом Флориды по праву считается племя маяими (мayaimi) – не путать с индейцами майями (miami) алгонкинами из Иллинойса и Огайо – И.К.).
Маяими были близкими соседями тиквеста и проживали вокруг озера Мayaim (ныне озеро Окичоби) и исторически  являются представителями археологической культуры Окичоби.
Свои дома маяими строили на земляных насыпях. Вокруг селений и непосредственно на территории самих селений они прорыли массу водных каналов для сообщения сел между собой и с водами озера Окичоби.
Лодки-долбленки этих индейцев отличались от классических каноэ тем, что напоминали плавающие платформы с затупленными носами и кормой. Такая конструкция лодок характерна для народов Центральной Америки и отчасти юго-востока США.
Города (деревни) маяими, как сообщает Фонтонеда, проживший среди индейцев Флориды 17 лет (ХVI век), по численности населения не превышали 30-40 человек, но по его же словам также существовали деревни, где проживало всего несколько человек.
Озеро Окичоби являлось основным природным ресурсом, от которого маяими получили «хлеб насущный». Рыбу (окуня, угря) в основном добывали путем сооружения запруд. Из хвостов аллигатора готовили «барбокоа». Также в пищу шли опоссумы, черепахи, змеи. В период наводнений маяими питались только рыбой.
Шло время, и оказалось, что маяими Флориды теряют не только своих близких, умиравших от страшных болезней, но и исконные земли предков, на которые стали совершать набеги племена пришельцев из Южной Каролины и Джорджии, подстрекаемые британскими колонизаторами, и к середине ХVIII столетия от некогда могущественного племени никого уже не осталось.
Ну и самыми южными обитателями Флориды из числа коренных племен являются племена матекумбе, населявшие так называемый «Фиолетовый остров» – самую оконечность полуострова Флорида и отходящую от него на юго-запад и запад цепь островов  Флорида-Кис (рифовый архипелаг, административно относиться к округу Монро – И.К.). Изначально, как полагают исследователи, указанный регион населяли племена по культурному типу идентичные калуса и тиквеста, которые  поддерживали торговые связи с кубинскими аборигенами, смешивались с ними и постепенно образовали новую этническую общность. Испанцы появившиеся на островах Флорида-Кис в ХVI веке, в районе двух островов, которые сейчас называются Верхний Матекумбе Ключ и Нижний Матекумбе Ключ, вступив контакт с местными аборигенами, назвали их «матекумбе». Точное происхождение этого термина неизвестно. Однако исследователи предполагают, что оно произошло от испанского ругательства (мата). Вероятно, местные индейцы так доставали испанцев, что тем пришлось, как говориться, в отношении них выражаться. Существует еще одна версия название этого племени островитян, согласно которой Матекумбе  – это имя верховного вождя индейцев, который по обычаю аборигенов первый встретил пришельцев на своей территории. 
Испанские письменные источники (судовые журналы) ХVI века объясняют причину, по которой  мореплаватели идя с Кубы во Флориду заходили на острова Матекумбе. Дело в том, что эти два острова (Верхний и Нижний) были полны пресной родниковой воды столь необходимой  путешественникам. Индейцы, населявшие прибрежную зону, обратили внимание на то, что пришельцы заходят на их территорию исключительно,  для того, чтобы заправить бочки пресной водой, и вскоре поставили это дело на коммерческую основу. Корабли, вставали на якоря около островов и направляли на берег свои шлюпки за водой, при этом  моряки всегда везли подарки индейцам в обмен на разрешение набрать воды.
Таким образом, контактируя с испанцами, индейцы матекумбе пополнили свой лексикон испанскими словами, что в последствие облегчило общение с испанцами.  Испанцы нанимали матекумбе шкиперами на свои суда, поскольку островитяне были превосходными мореплавателями и знали региональную акваторию как свои пять пальцев.
Матекумбе также слыли отменными ныряльщиками. Они могли погружаться на глубину 5-6 метров и более с задержкой дыхания для ведения подводной охоты и сбора морепродуктов. Алчные испанцы, как говориться «усекли» такую способность индейцев, и впоследствии стали  эксплуатировали матекумбе на добыче жемчуга.
Также матекумбе отличались весьма воинственным нравом. Особенно испанцы отмечали их коварство во время пиратских налетов на их корабли. «Эти дикари видимо имели жабры, они долго могли сидеть под водой, а потом выныривали из-под воды с пиками в руках и метали их в нас, – писал в судовом журнале капитан шхуны «Нуэстра-сеньора-дель-Росари» Исидро-де-Майорга. – Потом они исчезали в морской пучине, и спустя несколько минут снова выныривали, и снова у них в руках, каким-то образом оказывались пики, которые они складывали в качестве запасного оружия на дне. Пока их лазутчики, таким образом, донимали палубных часовых,  то ударные силы индейцев во главе с кациками (вождями), вовсю гребли веслами, приближаясь к нашей шхуне. По команде кацика лучники индейцев зажигали стрелы и кучей посылали на палубу корабля. Таких залпов они делали несколько, пока вплотную не приближались к шхуне. Ну, а потом они набрасывали на борт шхуны канаты, свитые из лиан, на конце которых были крюки из акульих зубов и по этим канатам  с палицами на поясе, они словно обезьяны в одно мгновение оказывались на палубе, и бесстрашно вступали в схватку с нашими моряками….».
Некоторые мореплаватели старались обходить острова  архипелага Флорида-Кис, по причине того, что о местных индейцах ходили слухи как о каннибалах. Эдвар Барлоу – британский капитан, рассказывал в своем дневнике о том, как однажды  корабль его соотечественников потерпел крушение у берегов Нижнего Матекумбе и десять моряков оставшихся в живых на обломках корабля добрались до берега, где их схватили дикари, зажарив девятерых человек на огне. Оставшийся в живых один из пленников сошел с ума и был отпущен индейцами. Позже его изможденного на берегу подобрали  французские пираты, которые торговали с матекумбе.
Когда разведчики матекумбе осматривая гавань, на горизонте замечали входящий в гавань корабль, то сразу же посредством дымовых сигналов передавали это сообщение соплеменникам. Получив такое сообщение, все воины окрестных деревень матекумбе мгновенно мобилизовывались и рассредоточивались в зарослях, вдоль береговой линии. В это время женщины, старики и дети матекумбе все до единого эвакуировались из сел вглубь островов. Такая мобилизационная готовность, по словам Исидро-де Майорги, всегда позволяла матекумбе быть «во всеоружии и предвосхищать возможное нападение противника с моря».
Сегодня ученые продолжают раскопки на островах Матекумбе и  до сих пор с полной уверенностью не могут воссоздать исторический портрет ранних людей этого племени, которые населяли острова. Их идентичность с калуса и тиквеста современными исследованиями  подтверждается мало. Ученые считают, что эта идентичность имеет некоторые политические черты, то есть, возможно, матекумбе входили в конфедерацию вышеуказанных племен. Найденные артефакты лишь частично указывают на принадлежность  индейцев матекумбе к тому типу культуры, к которому принадлежали тиквеста и калуса.
Таким образом, выше перечисленные коренные народы Флориды обитали на полуострове до прихода туда европейцев, с приходом же последних их самобытность в течение двух столетий была полностью уничтожена, и на пепелище их культур основали свои цивилизации племена пришельцев, пришедшие с материковой части юго-востока Америки. Об этих народах будет рассказано ниже.