Хранители истории

Григорий Саамов
В 2002 году вышла полная версия знаменитой «Истории государства Российского» – главного творения великого русского историка и писателя Николая Михайловича Карамзина. Три роскошных фолианта вместили 12 томов «Истории». Образно говоря, он оставил яркий след в Истории России.
На титульном листе I книги читаем: «Руководитель проекта, послесловие, комментарии – А.Ф.Смирнов, доктор исторических наук, профессор».
Уже после выхода этого уникального издания Профессор Анатолий Филиппович Смирнов на выставке в Центральном доме художника, в Москве, увидел картину «Карамзина в Остафьеве» работы заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Ларисы Давыдовой. И настолько она ему понравилась, что попросил своего друга (и нашего друга тоже!) председателя Московского областного отделения Союза художников России, народного художника России С.М. Харламова познакомить его с автором портрета. Он пригласил нас всех вместе к себе домой. Встреча состоялась осенью 2003 года.
Мы с супругой Ларисой Алексеевной в сопровождении Сергея Михайловича Харламова приехали к учёному. Он чувствовал себя неважно, но стол накрыл отменный.
Посидели, поговорили. Мы знали, что Анатолий Филиппович патронировал издание «Истории» Карамзина, и, к нашей общей радости, Лариса Алексеевна получила этот роскошный подарок с дарственной надписью: «Замечательной русской художнице Ларисе Давыдовой, знатоку, почитателю Карамзина. Дружески. А.Смирнов». Но и мы не остались в долгу и подарили профессору эскиз работы Давыдовой к картине «Карамзин в Остафьеве» и только что вышедшую мою книгу «Плач Кукушки». Ему так понравился эскиз, что сразу поставил его на пианино и сказал, что он здесь, над пианино, и будет висеть.
Картину «Карамзин в Остафьеве» в 2003 году приобрёл Федеральный государственный Музей-усадьба «Остафьево – Русский Парнас». Это бывшая усадьба князей Вяземских, где бывали, А.С. Пушкин, Н.В.Гоголь, А.С.Грибоедов, другие выдающиеся деятели русской культуры. А Н.М.Карамзин в 1804 году женился на дочери тогдашнего владельца Остафьева князя Андрея Ивановича Вяземского, Екатерине Андреевне. Он много лет жил в Остафьеве, и именно здесь написал бОльшую часть «Истории государства Российского». В 1807 году Андрей Иванович скончался, а перед смертью он поручил Карамзину своего 15-летнего сына, будущего поэта, драматурга, общественного деятеля. Карамзин свято выполнил данное тестю слово о воспитании молодого князя. И, безусловно, есть большая заслуга Карамзина в том, что Пётр Андреевич Вяземский стал таким выдающимся человеком.
Как видим, Карамзин тесно связан с усадьбой Вяземских и поэтому картина «Карамзин в Остафьеве» для Музея «Остафьево – Русский Парнас» представляет особую историческую и художественную ценность, Даже можно подумать, что она написана специально для него. Но это совсем не так…
Л. Давыдова написала картину в советское время, когда главный труд Карамзина полностью даже не издавался, а в усадьбе Вяземских размещался дом отдыха Министерства обороны, и художницу туда не пускали. Пришлось обойти несколько инстанций, получить разрешение на право посещения усадьбы и, главное – комнат, где жил и трудился Карамзин. После этой работы Давыдова так увлеклась творчеством великого историка, что написала ещё один вариант под названием «Портрет Карамзина». И вообще она написала целый цикл исторических произведений. Высокую оценку общественности и специалистов получили произведения Давыдовой из этого цикла «Связь времён», серия исторических портретов великих деятелей русской культуры: Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, В.Н. Татищева, Д.В. Давыдова, Екатерины II, Григория Потёмкина и др.