Пол Кингснорт - Горе элит

Виктор Постников
[Две небольших заметки Пола Кингснорта прекрасно объясняют причины голосования англичан за Брексит и американцев за Трампа.  Аналогичные процессы проходят в Европе. - ВП]


3 июля 2016 г

Восемь лет назад, в книге «Настоящая Англия» [1],  я писал о классовом расколе, который с удивлением обнаружил у себя в стране:

… Для  характеристики того, что происходит здесь [в Лондоне] – и  во многих других местах  по всей Англии - есть термин, который многое объясняет.  Этот термин: классовая война.  Война, которую как всегда успешные и богатые ведут  против тех, кого они раньше образовывали, цивилизовали, или просто спихивали с дороги.

Предполагалось, что такой войны больше не будет.  Предполагалось, что мы нация среднего класса,  сами по себе, проводим викэнды в европейских городах, делаем покупки в IKEA и готовим по рецептам Nigella. Классовая война, такой неудобный термин  в наш век заботливого капитализма. Такой агрессивный, совсем не необходимый, что-то из далеких 1970-х. 

Годом позже, в  2009 г,  во время выборов в европейский парламент, миллион человек проголосовали  за крайне-правую Британскую Национальную партию. Считалось, что эти люди были разозлены темпами миграции и ее последствиями, и возможно также они были разозлены тем, что их никто не слушает. Я написал статью в то время, в которой высказал предположение, что это «звоночек», и что мы должны к нему прислушаться; что, если люди готовы голосовать за ужасную БНП, тогда жди  несчастья. Меня назвали расистом.

Еще через год, во время общих выборов, премьер-министра поймали на улице и спросили, что он собирается делать со всей этой миграцией из восточной Европы, разрушающей  местные сообщества.  Он выругался,  и  проиграл выборы.
В прошлом 2015 году, пять миллионов англичан проголосовали за UKIP*  на общих выборах, потому что чувствовали себя забытыми и были недовольны тем, что происходит в стране. Эти пять миллионов выбрали себе одного парламентария.  Но все это было ничего, потому что они были "тупые расисты".

На прошлой неделе, семнадцать миллионов человек проголосовали за то, чтобы выйти из состава ЕС, в противовес всему, что говорили мейнстримовские политические партии,  большинство массмедиа,  банкиры и финансисты, большинство бизнес-сообществ и многие мировые лидеры. Результат был неожиданным, но восстания не произошло.  Этого можно было ожидать.  Говорили, что референдум расколол Британию,  но это не  так.  Этот раскол строился многие годы. Произошло то, что элита,  долгие годы не замечавшая его, была вынуждена взглянуть на ситуацию.  И им не понравилось то, что они увидели.

Вчера, тысячи людей маршировали по Лондону, протестуя против демократии.  Они злились на то, что семнадцать миллионов неправильно проголосовали.  Сегодня в Британии много разозленных результатами голосования,  и некоторая их риторика довольно опасна;  она напоминает о классовой войне.  В некоторых комментариях слышатся нотки высокомерия, классового превосходства и расизма.  Посмотрите вот эту статью [2], в которой собраны все три прелести.  Или почитайте вот эту высокомерную  статью [3] о ‘рептильном мозге’ рабочих классов, написанную одним из ведущих левых радикалов, который рад был бы выступить против Злых Торис от имени Рабочих, если бы только Рабочие проголосовали правильно: но теперь его оружие обращено не на тех.

Левые из среднего класса,  которые доминируют в британском культурном дискурсе и считают своим правом направлять его, негодуют.  В еще одной прекрасной статье [4]  говорится о том, что ‘расхождение между большинством проголосовавших и либеральными левыми огромное,  и только растет.’ Мне тоже так кажется. Но кто эти глупые, стареющие идиоты рабочего класса, которые только что разрушили счастливое будущее наших детей?  Это риторический вопрос.  Они [левые]  не заинтересованы  в выяснении, кто решил уходить.  Рабочих легко представить как карикатурных расистов, которым надо привить веру в прогрессивное будущее. Джон Пилджер [5] также злится, но я думаю, что он прав:

Самыми настойчивыми пропагандистами “Европейского идеала”  были не крайне-правые, а неисправимый класс патрициев для которых Лондон –  это Соединенное королевство. Его лидеры видят себя в качестве либеральных, просветленных,  культурных трибун  21-го века, даже “классных”.  Но на самом деле это буржуазия с ненасытным консумеристским аппетитом и вымирающими инстинктами своего превосходства. В своей домашней газете, the Guardian, они издевались над теми, кто считал ЕС  недемократичным источником социального неравенства и злого экстремизма, известного как “неолиберализм”.

Сейчас вокруг нас много этих сердитых людей, разозленных тем, что червяки поползли на них.  До этого времени мир был у них в руках.  Они знали, каким  должно быть будущее.  Они делали все, чтобы удержать Британию в ЕС,  они не верили, что найдутся люди, которые, по глупости, спросят: а какая нам выгода от этого ?  Но несмотря на нацеленные на них ружья, рабочий класс голосовал с невиданным до сих пор размахом,  и сказал «Нет».  Почему?

Может быть потому что люди, убеждающие голосовать за ЕС, раньше обманывали?  Они говорили 20 лет назад, что если Британия не вступит в зону евро, у нас будет разруха:  ту же историю мы слышим сейчас.  Затем они сказали, что открытие границ для большого количества иностранных рабочих не вызовет каких-либо социальных, экономических или культурных проблем.  Возможно они не вызвали проблемы у тех, кто захотел «остаться». Но те, кто голосовал «нет», уже жили в совершенно другой стране.  Одна из проинтервьюированных на прошлой неделе женщин сказала, что  слышала, как сторонники «остаться» объясняли, как уход из ЕС отнимет у рабочих 4000 фунтов месячной зарплаты.  Она сказала, что не знает никого, кто зарабатывал бы столько. До нее наконец дошло, в каких двух различным мирах мы  живем.

Европейский союз всегда был элитным проектом. С момента его провозглашения в 1992 году,  он строился политиками, которые не желали отдавать его народу. Референдумы почти не проводились,  и если люди голосовали «неправильно»,  как например в Ирландии [6],  их попросили пересмотреть свое решение и дать «правильный» ответ.  Цель ЕС всегда была недвусмысленной:  покончить с национальным суверенитетом европейских наций;  свести суверенитеты к тому, что представлялось лучшим.  Людей не спрашивали напрямую, хотят ли они этого,  по одной причине:  было ясно, что они скажут «нет».  Люди упрямо остаются приверженными своей национальной идентичности,   мы видим это в Британии и на всем континенте.  И это было трагедией ЕС:  люди за ними не пошли.

Сегодня мы видим рикошет этой политики, и горе элит,  проснувшихся  от голосов, которых предпочитали раньше не слышать.  Это  ‘прогрессивные’ управленческие классы,  выступающие от имени народа (но не желающие его слышать);  готовые выражать  самые радикальные идеи до тех пор, пока они не угрожают их классовым интересам.  Теперь они вдруг они почувствовали, что значит быть на другой стороне. Теперь они знают, что значит беспокоиться за свое экономическое будущее.  Теперь они знают, что значит, когда тебя не слушают. Они знают, что значит, когда страна идет в направлении, отличном от их желаний.  И им это не нравится.  Я их не виню:  это ужасно.  Но я думаю, что они не видят причину.

Было много предположений о том, чем вызван раскол в Британии.  Прогрессисты против консерваторов;  националисты против глобалистов;  открытые люди против закрытых людей;  патриоты против анти-патриотов.  Но, думаю, все гораздо сложнее. Мы любим распределять людей по коробочкам.  Но несомненно есть два отличных взгляда на будущее.  Проблема в том, что оба взгляда отравлены и их питает злость, и убеждение в том, что «другая сторона» - это  злобные идиоты, которые не соображают, что делают.

Рано или поздно люди должны будут прислушиваться друг к другу.  Слушать не только тех, с кем мы не согласны, но и тех, чей опыт нам не известен,  и жизнь которых нам трудно представить. Данный референдум высветил свежий классовый раскол, который  десятилетиями гноился под гладкой поверхностью  британского истеблишмента.  Его следовало бы давно вынести на обозрение. Но можно ли его вылечить?  Только, когда его инициаторы начнут прислушиваться к «чужим» голосам.


[1] http://paulkingsnorth.net/books/real-england/
[2] http://paulkingsnorth.net/books/real-england/
[3] [4] [5] [6]
http://paulkingsnorth.net/2016/07/03/146857666534/


Президент Трамп. (Смешно даже произносить эти слова**).  Но было также смешно предполагать, что Британия выйдет летом из  ЕС.  A я хорошо помню еще времена, когда было смешно полагать, что не будет Берлинской стены, не будет Советского Союза.  Сегодня это новая нормаль.   Глобализация со всей скоростью врезалась в стену. Забытые люди встали и закричали,  и они ставят все с ног на голову.  Куда это нас приведет? Мы не знаем.  И поэтому начинается самое сложное: слушать людей, которых мы обычно не слушаем,  и понимать,  что они хотят сказать. Это сложно для многих, включая меня.

Как я написал вчера, я думаю, что это настоящая война против глобализации.  Ее представляет Трамп.  Это не все, что он представляет -   и как многие говорят, он проводит  гораздо более темные силы.  Мы посмотрим, как он справится с ними, и достаточно ли он взрослый, чтобы их распознать – или даже захочет ли.  Но не он развязал этот протест;  он просто оседлал его.   Теперь он начинается по всему свету.  Так выглядит системный коллапс.

Вот, что я написал сразу после Брексита.  Это был ответом на некоторые комментарии в «мейнстриме»  (еще одно слово, которое сегодня кажется смешным:  он уже не тот, за кого себя выдает.  Масс-медиа и культурные элиты полностью неспособны понять данный момент (и это могло быть предметом целой книги), тех, кто проголосовал за перемены, они называли  'необразованными', невежественными, и злобными, как если бы это что-то объясняло. Но нет.  Важно понять, почему это произошло, и для этого надо слушать людей, которые выразили свой протест,  а не просто называть их 'отморозками' с 'рептильными мозгами.'  Такое  к ним отношение и вызвало в первую очередь желание выразить свой протест.

Очень тяжело во время катастрофических перемен не уйти в тихое место и оттуда не 'бичевать врагов'  за то, что они открыто выступили против истеблишмента.  Мы это хорошо знаем.  Иметь врагов легко.  Спросите у Дональда.  Посмотрим, как ему удастся найти друзей.

  Брексит похож на Трампа:  чтобы мы ни испытывали, нам придется начать слушать, понимать, и пытаться  войти в положение других.  Это тяжелый труд.  Мы должны за него взяться, даже если другие – включая избранного президента -  не смогут.

__________________________
*UKIP - United Kingdon Independence Party - популистская, крайне-правая партия Великобритании
**Trump (англ) - 1. козырь; 2. труба.