Приведение часть 9 продолжение

Сергий Чернец
И Климов стал перечитывать книжку, подаренную тем молодым священником, вновь он прочитал о поминках:
Поминовение умерших проводится в третий, девятый, сороковой день и в годовщину памяти по умершему.
Тут же вопрос: почему и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших?
Третий день памяти по умершему церковь советует согласно апостольскому преданию. В нем говорится, что Господь воскрес на третий день, поэтому и нам надо в этот день усиленно молиться Богу, памятуя о почившем, о том, что скончавшийся крещен был во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Бога Единого в Троице.
Кроме богословского значения поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. – Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил ему: «когда в третий день бывает в Церкви поминовение (за душу усопшего), тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела-хранителя облегчение в скорби, которую чувствует тот (усопший) от разлучения с телом. Облегчение получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за душу совершается, от чего в душе той рождается надежда. Ибо в продолжении двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить добро и правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на Небеса для поклонения Богу всяческих.
Девятый день.
В этот день святая Церковь совершает молитвы и богослужение с Бескровной Жертвой об усопшем также по апостольскому преданию. Преподобный Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается этой душе (усопшего) показать различные приятные обители святых и красоты Рая. Все это рассматривает душа в шесть дней (по шести дням творения мира), удивляясь и прославляя Творца всяческих – Бога. Созерцая всё это, душа изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него.
Но если она (душа усопшего) виновата в грехах, то при виде наслаждений святых, она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы, мне! Сколько я суетилась в мире? Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, чтобы и мне удостоиться такой благодати и славы. Увы, мне, бедной!».
После девятого дня, душа опять возносится Ангелами на поклонение Богу.
Сороковой день.
Дни плача по умершем в самой глубокой древности продолжались сорок дней. Так и в  Церкви, по установлениям положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней – сорокоуст, и особенно в самый сороковой день – в сорочины.
Как Христос победил диавола, пробыв в пустыне сорок дней в посту и молитве, так и Церковь приносит милостыни и бескровные жертвы по усопшему, - испрашивая для него у Господа благодать, чтобы победить врага воздушного, князя тьмы, и получить Царствие Небесного.
Преподобный Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души после смерти тела, говорил следующее: «После вторичного поклонения души – Владыка всех повелевает отвести её в Ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивцев и грешников – там души грешные непрестанно рыдают и скрежещут зубами от страданий. По этим разным местам мучений душа носится тридцать дней (с девятого по сороковой), трепеща от ужаса, чтобы и самой ей не быть заключенной в них. В сороковой день душа опять возносится на поклонение Богу, и тогда (на третий раз) Судия всех определяет приличествующее ей по делам место заключения»
Что мы можем сделать для умерших в течение сорока дней после их смерти. Мы можем заказать в Храме службу – сорокоуст и на каждом богослужении будет поминаться имя и душа усопшего. Подавая милостыню, нужно просить помянуть усопшего и молитвы будут услышаны пред Богом.
Польза молитвы, как общественной (церковной), так и частной (домашней), о душах, находящихся даже в аду, описана в житиях святых, в святоотеческих наставлениях.
Прочитал Климов книжечку маленькую о православном обряде погребения еще раз. И задумался. Было над чем подумать: тысячи лет люди верили и молились и сотни и тысячи чудес (в нашем представлении) случались с верующими людьми. Миллионы книг написаны, в которых оставили нам воспоминания святые люди. Наука получила свое развитие всего-ничего лет сто назад, когда ученые стали считаться и приравниваться к атеистам. А как, например, быть с теми учеными, которые «верили» и ходили в Храм и молились. Тогда Климов вспомнил про Эйнштейна, - того кого прославляют, как умного ученого атеисты и церковники тоже приписывают ему статус верующего.
Это было еще в пору студенчества, случился у студентов биологов спор. Тогда они нашли статью самого Эйнштейна о своей Вере и религиозности. Климов отыскал эту статью и решил перепроверить свои знания, проверить веру свою, - он же был крещен родителями своими во младенчестве. Тогда его никто не спрашивал. А в церкви он бывал несколько раз в раннем детстве с бабушкой и мало что помнил о том. Уже в школе он был пионером, потом комсомольцем. И так с религией совсем не сталкивался. Священника и то увидел близко и мог поговорить с ним только сейчас после смерти тети. А и отца и мать его хоронили профсоюзы и комсомольские вожаки говорили речи на могиле.
Как же сам, знаменитый Эйнштейн, разработчик теории относительности, которая всю физику перевернула, который и в атомной бомбе принял участие, - как он к Вере относился. Решил Климов перечитать. Он прочел выписанные, перепечатанные высказывания Эйнштейна о вере. И понял, что великий физик все-таки сомневался, - он признавал этическую и моральную стороны учения церковного, но в Бога как такового он не верил. Сам для себя Климов знал и думал в новейшем представлении: что под именем Бога скрывается Энергия, которая является движущей силой всего и вся в природе, в мире, в космосе, во Вселенной с Галактиками. Эта смесь всего вдруг отразилась на состоянии Климова. Все эти раздумья так сильно повлияли, что Климов заболел. И опять: стало биться усиленно сердце, болела голова и во всем теле ощущалась слабость такая, что он слег и не мог подняться, когда его позвала Катя на ужин. А на завтра был сороковой день.