394 Юмор на флоте 01 04 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 394. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Юмор на флоте. 01.04.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Памятка вахтенному офицеру: «Вазелин ещё надо заслужить». Традиционная флотская шутка командира корабля. XX век.


В предыдущем:

До появления в 80-х годах XX века новых систем дальней разведки и космического целеуказания (комплексы «Базальт», «Гранит» и «Вулкан» и морской космической системы получения данных целеуказания «Касатка-Б», самолёты военно-морской авиации Ту-95РЦ, Ту-16Р, Ту-16РМ-1, Ту-16РМ-2 были самыми желанными «ласточками» для кораблей и подводных лодок ВМФ СССР.

О той радости, с которой мы встречали каждый советский самолёт, пролетавший либо на огромной высоте над нами, либо почти на бреющем полёте над гладью моря, я рассказал двум молодым матросам, которых 33 марта 1974 года пригласил к себе в «ленкаюту», чтобы привлечь их к работе над радиогазетой БПК «Свирепый».

Чтобы заинтересовать «молодых» и помочь побороть им стеснение и робость, я стал рассказывать им о весёлых случаях на корабле, на БС (боевой службе), а они рассказали мне о своих весёлых приключениях «в учебке» (учебный центр ВМФ).

Постепенно наш разговор и общение перешло на тему «Юмор на флоте» и неожиданно, стала темой азартной подготовки и записи на магнитофон радиопередачи «Флотский юмор». 31 марта 1974 года я рискнул и пригласил к себе в «ленкаюту» этих двух молодых матросов – одного из БЧ-4, а другого из РТС, и моего друга-годка, старшего специалиста СПС, старшину 1 статьи Андрея Павлова.

Он сначала несколько «морщился» от присутствия и участия этих двух «молодых», но потом увидел в них объекты для шуток и с удовольствием включился в общий поиск флотских «приколов», шуток, замысловатых фраз и интересных розыгрышей.

В результате мы весело, азартно, то «помирая» от смеха, то «серьёзно» изображая персонажи, начали рассказывать друг другу флотские анекдоты, байки, истории, шутить и записывать всё это на магнитофон в стиле радиопередачи. Вот когда пригодился весь материал, который я собирал по крупицам во время подготовки к играм в военно-морской КВН.

Андрей Павлов преобразился, совсем по-молодому «искрился» шутками и «острил» чисто по-флотски, то есть нарочито грубовато, с использованием слов и выражений русского народного языка, что, конечно, нельзя было выпускать «в эфир», но зато это было очень метко, смешно и весело.

В эти дни я впервые показал ребятам свою рабочую тетрадь-блокнот, которую назвал «Смешанина» - смешная смесь фраз, афоризмов, анекдотов, приколов, выражений и смешных рисунков-карикатур.

На титульном листе «Смешанины» было написано: «Сие создание будет нечто необычным. Здесь будут все мысли, идеи (мои и чужие), с которыми я согласен или хочу поспорить и всё то, что полезно мне и понравилось мне (пока только «мне», а потом будет видно, может быть и всем)».

Первым афоризмом «Смешанины» стали слова «Бойся равнодушия ибо это её попустительством существуют предательство и убийство».

Это перифраз известного выражения польского и советского писателя, поэта и драматурга Броно Ясенского (1901-1938): «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательства и убийства», только короче.

Равнодушие моряков экипажа БПК «Свирепый» к политзанятиям, к комсомольской деятельности, к идеологии, которой в 70-е годы XX века была пропитана вся наша советская жизнь и военно-морская служба, удручали и беспокоили меня, замполита, старшего лейтенанта А.В. Мерзлякова, высшее начальство политотдела штаба 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ. Как, каким образом и путём можно было «побороть» это равнодушие, «искоренить» его?

Замполит, старший лейтенант А.В. Мерзляков предлагал командиру корабля, капитану 2 ранга Е.П. Назарову, «включить дисциплину» и потребовать от каждого матроса, старшины, мичмана и офицера «под страхом жёсткого наказания» безусловного выполнения всех планов политзанятий и ведения рабочих тетрадей командирами боевых частей.

По поводу «рабочих тетрадей руководителей политзанятий» Е.П. Назаров согласился с замполитом, а по поводу «жёстких и насильственных политзанятий» - нет, он приказал замполиту и мне: «Найдите новые формы организации политработы в экипаже так, чтобы и политзанятия были по плану, и чтобы работы В.И. Ленина изучали, и чтобы материалы пленумов ЦК КПСС знали, и чтобы было интересно и весело!».

Ничего себе задачка, да?

Командир БПК «Свирепый» «срезал» меня одним афоризмом, который я сразу же записал себе в «Смешанину», он сказал нам: «Надеюсь, верую, вовеки не придёт ко мне позорное благоразумие» и добавил: «… И безумие - тоже».

Много позже я узнал, что эти слова принадлежат автору, Владимиру Маяковскому в стихотворении из его записной книжки (без знаков препинания):
Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье
пусть серебро годов вызванивает уймою
надеюсь верую вовеки не придёт ко мне
позорное благоразумие.

Вот с этим настроем мы: я, Андрей Павлов и двое «молодых», приступили к нашему исследованию флотского юмора…

- Под первое апреля, - начал рассказывать Андрей Павлов, - годки в «учебке» по-отечески советовали «салагам», то есть нам, если мы хотим покайфовать, то есть получить удовольствие без водки и спирта, намазать гуталином хлеб, как маслом, а потом счистить гуталин, хлеб съесть, то кайф будет, как будто «стопарь» водки выпил, - это пары и масла гуталина в хлеб впитаются и будут действовать. Воняет, конечно, но есть можно…

- Да ладно! – дружно хором не поверили «молодые».

- Чего «ладно»!? – авторитетно вскинулся Андрей. – Ладно… Ребята решили, что гуталин есть не будут, а пропитают парами гуталина хлеб. Как? Очень просто. Берётся электрический калорифер, снимается кожух, кладутся на ТЭНы банки с гуталином, надевается кожух и сверху всё покрывается кусками хлеба. Пары гуталина испаряются, впитываются в хлеб, ребята едят хлеб и балдеют…

- Ну и как? – нетерпеливо спросили опять хором «молодые».

- Класс! – мечтательно ответил Андрей. – Только ребята не учли, что ТЭНы накаляются докрасна и гуталин начинает кипеть и выделяет много всяких паров и острых запахов, которые вдруг неожиданно взорвались. При этом всё и все покрылись замечательной чёрной сажей, крупной и липкой…

- Дыму было! Как при атомном взрыве! К тому же в воздухе висели хлопья сажи. Эта сажа покрыла всё в каптёрке нашей роты: лица, руки, головы, одежду, стены, столы, стулья – всё!

- А что потом?

- А потом был гогот «годков» и всей остальной «братвы», наряд вне очереди, разнос командира роты и уборка каптёрки зубными щётками, побелка, покраска, стирка, помывка в бане, правда, только через три дня. Три дня ребята ходили и работали чёрные, как негры…

- Да, - сказал я после того, как мы позубоскалили по поводу этого приключения. – Хорошо, что вас на «кичу» не отправили «ломами плац подметать»…

- А это как? – спросили «молодые».

- А это так, - ответил опять веско и назидательно старший специалист СПС, старшина 1 статьи Андрей Павлов. – Выходишь на двор-плац дивизионной гауптвахты и острым концом тяжёлого лома начинаешь выковыривать всякие камушки, железки, мусор. Весело и полезно для здоровья, особенно если на обед дают жиденькую баланду и два кусочка хлеба.

- Невесёлый «прикол», - сказали «молодые», а Андрей им ответил: «Кому как, но годки веселились вовсю!».

- Самый прикольный прикол, - сказал «молодой» из БЧ-4, - это когда после отбоя кого-то из офицеров приглашают к береговому телефону для разговора с начальством. Как будто рассыльный звонит или дежурный по штабу. Сонный офицер идёт к телефону, а там короткие гудки – «опоздали, товарищ лейтенант!». Вахтенный стоит с невинными глазами, а офицер с полоумным взглядом думает: «Это прикол или действительно кто-то звонит по делу?».

- Это жестоко, - высказал я своё мнение. – Это обман, а не прикол, это мошенничество, а мошенничество – это уже преступление.

- Да ладно тебе, - осмелел «молодой». – Они (офицеры) сами так часто друг над другом шутят, а мы что – лысые что ли?

- Лысые, - опять авторитетно и чуть-чуть по «годковски» заметил Андрей Павлов. – Лысые и глупые, это офицерские приколы, а не матросские, не путай мух с котлетами.

- Твоя жизнь, - сказал я молодому матросу БЧ-4, - обретёт смысл, если ты постигнешь, в чём корень зла и как его истребить. Это не я сказал, это Герберт Отто, автор романа «Пора аистов».

- Что зло, что не зло? – философски спросил меня Андрей Павлов. – Вот, например, офицеры «втихаря» откусывают щипчиками змею с погон корабельного доктора и оставляют только одну чашу, а потом кто-то из них «невинно» говорит доктору: «Доктор, мы тоже любим вино из рюмок пить, но вы то, зачем всем демонстрируете на погонах любовь к спиртному?». Тот: «Где? Как? Ах! Когда? Кто?» и все смеются.

- В «учебке» иногда «втихаря» с чужих бушлатов спарывали эмблемы и пришивали чужие, меняли-путали. Всё равно никто на эмблемы внимания не обращает, а потом кто-то из сержантов или «годков» - «цап-царап» - «Почему не по уставу эмблема пришита? Наряд вне очереди!»…

- Да, что-то у нас невесёлые приколы получаются, - посетовал Андрей Павлов. – Толи дело у нас на крейсере «Свердлов». Постучится кто-то из старшин-матросов в каюту к офицерам и тоном вестового скажет: «Товарищ старший лейтенант, командиры БЧ приглашают на вечеринку, стол накрыт, жду вас», а сам прыг!, в сторону и бегом в начало коридора. «Старлей» встаёт. Умывается, одевается, причёсывается, топает в кают-компанию, а там – никого. Тогда его «матюки» весь крейсер будят!

- У нас в 9-м флотском экипаже в Пионерское был такой прикол, - добавил я своё воспоминание к общему разговору. – Дневальные по приказу сержантов-годков начинают поздравлять именинников с днём рождения по списку сразу после «ноля часов» (00:03). Если рядом кто-то ещё не спит или проснулся, то они через каждые три минуты повторяют «поздравление» именинника, при этом дожидаются, пока тот заснёт…

- Самый весёлый и невинный «прикол» - вступил в разговор «молодой» матрос из РТС, - это когда тебе приказывают измерить длину кабеля для замены, и ты начинаешь идти-искать этот кабель в жгуте из отсека в отсек, а потом ещё под аппаратурой, в кабельных колодцах. Все на тебя смотрят, советуют, помогают, а ты только после того, как поймёшь, что измерить даже «на глаз» длину кабеля не получится, узнаешь, что тебя «надули», разыграли.

- Да, это весело, - сказал Андрей Павлов. – У нас в «учебке» так «салагам» поручали шириной ладони измерить длину и ширину помещений казарм, а потом высчитать площадь и «количество краски для покраски». Ребята верили, считали, измеряли, ещё спорили, как правильно площадь высчитывается…

- У нас шутили так: просили измерить длину телефонного шнура от трубки до телефона, - сказал связист из БЧ-4. – Потом через некоторое время интересовались результатом измерений и говорили, чтобы этот шнур теперь вставили себе в «гузку». Слушали ор и мат, и клали трубку. Потом опять звонили, представлялись дежурным по штабу или АТС и говорили, что ловят «телефонных хулиганов». Просили сообщить подробности хулиганства. После того, как обиженный рассказывал про телефонный шнур, ему опять «невинно» советовали, чтобы он этот шнур из «гузки» вынул…

- А я знаю, как наши офицеры БПК «Свирепый» шутят над молодыми лейтенантами, допущенными к вахте на ходовом мостике или дежурными по кораблю, - сказал я. – Когда они уже осатанели от забот и обязанностей, кто-то из командиров БЧ советует новенькому объявить по громкоговорящей корабельной связи какое-то объявление с ошибкой или с незаметным каламбуром в «командных словах». Тот объявляет, а старпом или командир корабля вызывает лейтенанта на «ковёр» и «вставляет ему «чоп» во все дыры» за чушь по ГКС.

- Да, - заявил Андрей Павлов. – Офицерские «ляпы» в словах и командах – это что-то! Каждый старший офицер «выёживался» в изобретении этих «ляпов»! Особенно интересно было на вечерней поверке, вот где было весело!

Затем все участники этого разговора наперебой начали вспоминать и рассказывать как, что и в каких выражениях говорили перед строем новобранцев и матросов офицеры, старшины, мичманы и другие военные начальники.

Вот некоторая сводка «флотского юмора» в словах, выражениях и афоризмах старших флотских офицеров (старпомов, замполитов, командиров кораблей, начальников штабов, адмиралов)…

«Вы чем думали, матрос, головой или головкой»?
(Любимая фраза первого старпома БПК «Свирепый», капитан-лейтенанта Александра Андреевича Сальникова, период службы на корабле: февраль 1972 – июнь 1973).

«Иногда слово от мысли отличается бессмысленным словом, сказанным невпопад».
(Фраза первого замполита БПК «Свирепый», капитан-лейтенанта В.А. Тихонова, период служба на корабле: февраль 1972 – июнь 1972).

«У вас не близорукость, товарищ старший лейтенант, а опаснейшая болезнь зрения – подозрение».
(Фраза первого командира БПК «Свирепый», капитана 3 ранга Евгения Петровича Назарова, период службы на корабле: март 1972 – март 1976).

«Вы знаете, это ещё надо суметь – так метко промахнуться!».
(Фраза контр-адмирала, принимавшего курсовую задачу «К-2» БПК «Свирепый» в марте-мае 1973 года).

«Сколько бутылок, столько и джинов, и все – соблазняют, черти!».
(Фраза старшего кока БПК «Свирепый», июль 1972 года).

«Ты должен быть таким скромным, чтобы все это заметили».
(Фраза-совет мне первого комсорга БПК «Свирепый», лейтенанта Николая Судакова, период службы на корабле: февраль 1972 – июнь 1972).

- Зачем тебе крылья?
- Чтобы плюнуть сверху на всё и улететь!»
(Из разговора двух мичманов).

«У тебя совесть заговорила и сказала глупость, понял?»
(Из разговора двух офицеров).

«Бездарность ближе, чем талант, потому что бездарей много, а талантов единицы»
(Из разговора двух офицеров).

«Знаешь, кто больше всего делает ошибок? Тот, кто не умеет писать!»
(Из разговора замполита и офицера корабля).

- Я понял его, потому что прочитал всё на его лице…
- Ну и что?
- Хотелось добавить к написанному и расписаться.
(Из разговора двух офицеров).

«Лучшее место под нашим солнышком-командиром – в его «тени».
(Любимое выражение одного из командиров БЧ БПК «Свирепый». 1972-1974).

- Знаешь, я утратил все надежды на лучшее…
- Почему?
- Потому что они сбылись.
(Из разговора двух офицеров).

- Как этому (Имярек) удалось стать «старлеем»?
- Пока мы аплодировали, он уже переходил в овацию!
(из разговора двух лейтенантов).

- Знаешь, друг, мне для тебя ничего не жалко!
(из разговора двух матросов-срочников).

«Самое глупое – это смеяться над анекдотом последним»
(Любимое выражение одного из командиров БЧ БПК «Свирепый». 1972-1974).

«Я не против интимности мужской дружбы, но вокруг всегда должен быть коллектив»
(Фраза из выступления замполита, капитана 3 ранга Дмитрия Васильевича Бородавкина на собрании экипажа БПК «Свирепый». 1972-1974).

«Сделал дело – гуляй смело!»
(Из текста поздравления мичманами своего сослуживца с днём свадьбы. 1972-1974).

- Ты меня уважаешь? – спросила меня моя совесть.
(Моя фраза.1973-1974).

«Он умеет делать два дела одновременно: думать одно, а говорить другое».
(Из разговора замполита с командиром корабля. 1973).

- Вопрос: Что такое: Ни то, ни сё?
- Ответ: Это.
(Из вопросов и ответов в игре в военно-морской КВН на БПК «Свирепый». Март 1974).

- Вопрос: Что такое: Пустить по миру?
- Ответ: Выйти в эфир.
(Из вопросов и ответов в игре в военно-морской КВН на БПК «Свирепый». Март 1974).

- Вопрос: Что такое: Тютелька в тютельку?
- Правильный ответ: Матрёшка (но матросы в игре в КВН отвечали так, что опубликовывать нельзя – автор).

- Вопрос: Что такое: Обломать рога?
- Ответ: Развестись (правильный ответ).

- Вопрос: Что такое: Ходить конём?
- Ответ: Ползать на четвереньках (правильный ответ).

- Вопрос: Что такое: Чин-чинарём?
- Ответ: Список офицеров корабля (правильный ответ).

- Вопрос: Что такое: Где сядешь, там и встанешь?
- Ответ: Гальюн (правильный ответ).

- Вопрос: Что такое: Камень на шее?
- Ответ: Кулон (правильный ответ).

- Вопрос: Что нужно чтобы жить на широкую ногу?
- Ответ: Иметь широкую ногу (правильный ответ).

- Вопрос: Что значит: Брать взятки?
- Ответ: Собирать нектар с цветков (правильный ответ).

- Вопрос: Что такое: Пропустить маленькую?
- Ответ: Уступить дорогу девочке (правильный ответ, но ох! сколько было вариантов ответов на игре в КВН - автор).

- Вопрос: Что такое: Будить зверя?
- Ответ: Будить командира (правильный ответ и опять вариантов ответа было очень много на игре в КВН - автор).

- Вопрос: Что такое: Пройти в дамки?
- Ответ: Выйти замуж (правильный ответ).

- Вопрос: Что такое: Самогонка?
- Ответ: Понос (правильный ответ).

- Закончите фразу: Остановись мгновенье…
- Окончание: Я прекрасен (правильное).

«Кто-то крикнул «Помогите», а он заметил: «Какой красивый голос!»
(выражение в разговоре офицеров).

«Время работает на тебя? Да ты эксплуататор!»
(выражение в разговоре офицеров).

«Я себе не такой враг, чтобы сказать вам, кто мой друг!»
(из разговора лейтенанта со старпомом).

«Только когда он повернулся к нам задом, мы увидели его настоящее лицо»
(из моего выступления на собрании команды боевой части корабля).

«Если меньше будешь знать, то дольше будешь молодым»
(из разговора годка с молодым матросом).

- Я пришёл к тебе с приветом…
- Рассказать, что что-то встало?
(из разговора двух матросов).

«Он не страдает манией величия, он ею насаждается!»
(фраза одного из командиров БЧ корабля о командире соединения боевых кораблей).

- Поживём – увидим…
- Ты хотел сказать: «Переживём – увидим»?
(из разговора командира корабля, капитана 3 ранга Е.П. Назарова со вторым командиром корабля, капитаном 2 ранга Михаилом Владимировичем Сухановым на БС (боевой службе) в сентябре 1973 года в Северной Атлантике во время жестокого шторма урагана Эллин).

«Он всегда шёл по наклонной плоскости вверх»
(из разговора двух офицеров о своём товарище).

«Делай как мы, делай вместе с нами, делай вместо нас!»
(лозунг-призыв годков первого экипажа БПК «Свирепый» к молодым матросам и «салагам»).

«Он был чертовски похож на ангела»
(Любимая характеристика-присказка замполита, капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина).

«Нет! Худо – без добра!»
(Любимая присказка замполита, старшего лейтенанта А.В. Мерзлякова).

«Запомни, Суворов, зри в суть, но углубляясь, не иди ко дну!»
(совет, данный мне в разведотделе штаба 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей в день выхода БПК «Свирепый» на БС (боевую службу). 20.07.1973).

«В вашем возрасте я страдал только от любви, а вы - то насморк, то грипп, то триппер!»
(из обращения командира корабля, капитана 2 ранга Евгения Петровича Назарова к экипажу БПК «Свирепый» во время вечерней поверки. Март. 1974).

Я не поведал и сотой доли океана флотского юмора, шуток, розыгрышей и приколов, среди которых немало весьма жёстких и грубых традиционных «шуточек» годков и начальников.