Философские воззрения майя

Ромуил Цыраксон
Один из интереснейших и загадочных исторических феноменов мировой культуры является культура народов майя. Ее развитие было представлено тремя основными периодами: древние, классические и поздние (юкатанские) майя. Рассвет этой цивилизации приходится на время с 435 по 830 г.г. н.э. (эпоха классики).
В экономической жизни  особое место занимала торговля, которая интенсивно развивалась между городами-государствами. Общество было дифференцировано на классы. Характерным признаком политических отношений являлись внутренние конфликты в форме религиозных войн, которые велись в соответствие с циклами движений небесных тел и имели, как правило, ритуальное значение. Пленных либо порабощали, либо приносили в жертву богам. Экспансивных войн за пределами своих территорий этот народ не вел.
Научные знания у майя имели определяющее влияние на мифологию, искусство, религию. Наметился переход от мифологического мышления к теоретическому. Познания мира космоса было связано с использованием уникальной математической системы и иероглифов, которые полностью оформились ко времени, когда майя начали строительство основных своих культурных центров ( 200-400 г.г н.э.). Известный ученый-археолог Г. Морли отмечал, что майя в области астрономии превзошли даже египтян и вавилонян [1, 56].
Наблюдения за космос с неизбежностью трансформировались в форму философских понятий и заключений.
Показательно то, что в Центральной Америке, как и в древней Греции, существовали города-государства. Аналогично грекам майя ставят и решают проблемы онтологического и этнического порядка, которые были прямо или косвенно связаны с потребностями политической жизни, науки и религии.
Для философии античной Греции было характерно наличие различных направлений, в каждом из которых создались соответствующие учения. Полемика между ними была неизбежна. Каждая вновь появившаяся философская школа пыталась либо критически переосмыслить предыдущий опыт, либо дополнить существующее. В целом они сконфигурировались в два основных философских направления: идеализм и материализм. Наиболее системно материализм был представлен атомизмом Демокрита, а идеализм –  платоновским учением (объективный идеализм).
Для философской культуры майя также характерна пестрота воззрений, но существовала она в рамках единого целостного миропонимания. Очевидно, стремление философски осмыслить природу, общество и самого человека. Майя формируют единую философскую систему, где все противоречивые элементы объединились в некую целостность.
Одно из фундаментальных астрологических понятий «Хунаб Ку» вполне может рассматриваться как философская категория, в которой отражены представления майя о субстанции мироздания. «Хунаб Ку» дословно переводится как «Единственный дарующий движение и меру». Это принцип разумной энергии, пронизывающий всю Вселенную, одушевленную и неодушевленную [1, 233]. Достаточно в самых общих чертах характеризовать содержание данного понятия, чтобы убедиться в том, насколько широк круг проблем, которые включала в себя мудрость – философия майя. «Хунаб Ку» - это и центр Галактики, и источник движения, то есть энергия жизни, сознания, которым наделены все явления.
Энергийность мира находит свое выражение в бесконечных преобразованиях форм и качеств, возникающих и существующих по законам Меры, обеспечивающей дискретность, цикличность, количественность, измеряемость Вселенной. То есть мир – это гармоническое единство, целостная система, начинающаяся с универсально-духовного, переходящего в материальное. «Фактически существует только единое сознание разумная энергия, проявляющаяся в куске кварца, в муравье, в человеке и в запредельном. Нет бытия без восприятия и поле реальности исполненой цели» [1, 68]. Очевидно, что такие умопостроения содержат в себе и объективно-идеалистические, и пантеистические, и телеологические, и диалектические, и, даже, материалистические элементы. Под бытием понимается воспринимаемое, то есть материальное, а реальность органически заключает в себе имманентно присущую ей цель. Сознание открывает себя в формах объектов, которые представляют тип сознания, бесконечно и постоянно преобразующегося. Связь и развитие процессов мира, в основе которых универсальное разумное начало, приводит к идее всеобщности сознания. По сути, это идеалистическая версия проблемы единства мира. Майя стремились уйти от дуальности бытия, что находит свое воплощение в принципе «Ин лак еш» - «Я – это другой ты». Диалектическое мышление стремится соединить отдельное и общее, допуская и стимулируя развитие индивидуального разума, управляющего законами гармонии, исходящими от  единого универсального духовного начала. При всей многосложности и синкретичности философских воззрений майя, можно считать, что наиболее точным онтологическим определением их является объективно-идеалистический монизм.
Весьма показательным является совпадение символов майя, в частности, обозначение «Хунаб Ку» в центре Великого колеса, мандалы Пакаль Вотана, с символикой древнекитайской философии, выражающей ее диалектический характер. Интересно также определенное сходство идеи майя о возможности описания свойств разумной первоосновы Вселенной и материи посредством простых целочисленных отношений с пифагорейской идеалистической теорией, абсолютизирующей число.
Однако, онтологической проблематикой не исчерпывается научный поиск в рамках данной культуры. Майя решают философско-эстетические  вопросы, разрабатывая соответствующие  категории, в частности, «Ин лак еш»,как эстетический принцип (принцип всеобщей любви и сострадания),  «Олаль» (одушевленность, Воля, качество духа, как одушевленной формы выражения),  «Оль Волах»(сила воли, развиваемая в соответствии с законами причины и следствия ), «Тумен» (причина и следствие ,принцип причинной взаимосвязи),  «Якунах» (любовь и ,одновременно, страдание; неизбежная мучительность существования) и так далее.
Можно сделать вывод, что с одной из составляющих духовной культуры майя являются их философские воззрения, представляющие собой определенную синкретическую целостность.
 

Литература:
1. Аргуэльес Х. Фактор майя. М., 1998.