1. Песни Яблонского в спектакле Всё, что есть есть

Михаил Самуилович Качан
В мае Арнольд Пономаренко поставил свой последний спектакль – пьесу, написанную Гришей Яблонским «Всё, что есть – есть!»

Арнольд уже давно говорил, что он устал и больше не хочет выступать режиссёром, но Гриша его уговорил.

Это был сатирический спектакль с такими персонажами, как Карл Маркс и Мао Цзедун, драматург Бертольт Брехт и американский рок-музыкант и певец Боб Дилан.

Приведу по памяти действующих лиц и исполнителей:

Анна – Галина Иванова
Профессор – Арнольд Пономаренко
Александр – Владимир Штерн
Студент - Владислав Благовидов.

В пьесе выступали также артисты в ролях американских президентов Линдона Джонсона, Дуайта Эйзенхауэра, драматурга Бертольда Брехта, Карл Маркс, Никита Хрущёв, Мао Цзе-дун, культовой фигурой рок-музыки, автора и исполнителя многих правозащитных песен Боба Дилана.

Необычный состав, не правда ли?

Прочтите слова песен из спектакля, они написаны Гришей Яблонским, а музыка: пара песен - самим Гришей Яблонским, большей частью – Гришей Гоберником.

Песня Карла Маркса

Я был весёлый Карл Маркс
Той давнею порой.
Я был весёлый Карл Маркс
И был совсем не злой.

Но я увидел в мире зло,
Я не могу простить.
И я решаю злу назло
Весь мир преобразить.

Преобразить на этот раз
Научною рукой.
Я не марксист. Я Карл Маркс.
Я был совсем не злой.

Любовь на троне
(в спектакле исполняла Галя Иванова)

Любовь на троне
В любом притоне.
В любом загоне
Ночных площадей.

За всё в ответе,
Любовь на примете.
Всегда на примете.
У добрых людей.

В любой могиле,
Её зарыли
В любом законе
Её нашли.

Её простили,
Её растлили,
Её б убили.
Если б могли.

Песня Мао Цзе Дуна

Солнце красное, красное
Поднимается с Хэйлуцзяна.
Лишь оно, беспристрастное
Не имеет изъяна.

Припев:
Вырастает подобно рису
Наш революционный долг.
Мне, китайскому гитаристу
Подпевает Янь-Аньский полк.

На Тайваньской циновке
Возле дряхлого чана
В джутовой упаковке
Дремлет труп Гоминдана.

Припев:
Вырастает подобно рису
Наш революционный долг.
Мне, китайскому гитаристу
Подпевает Янь-Аньский полк.

Тигры с Севера и Востока
Свои разинули пасти.
Посреди Янцзы потока
Мы плывём, обретая счастье.

Припев:

Вырастает подобно рису
Наш революционный долг.
Где мелодии гитариста,
Где расстрелян Янь-Аньский полк?

Песня Боба Дилона

Звезда с звездой не говорит,
Ей нечего сказать.
Моё отечество молчит, –
Оно не в силах врать.

Конец всем песням, – всё золой.
Все песни надоели.
Как гримированный герой,
Как смерть в твоей постели.

Припев:

Вперед на избранный погост!
Всё остаётся людям.
Распят за нас Иисус Христос,
И мы его забудем.

История моей души –
Есть ключ к любой поэме.
Закон трагедии – смешить,
Страшить по данной теме.

И путь один: сквозь стадо слов,
Сквозь мужество инстанций.
Предмет истории таков,
Что с ним нельзя расстаться.

Припев:
Вперёд, на избранный погост!
Всё остаётся людям.
Распят за нас Иисус Христос,
И мы его забудем.

Песня Бертольда Брехта

Я деньги пламенно люблю.
Без денег сущий ад.
Я их ласкаю и холю,
Как шлюхи толстый зад.

Без денег даже Чингисхан
В гальюне драит пол,
А трёхгрошовый мой роман
Подтиркою пошёл.

Кто деньгам рад, тот людям рад.
Что будет, то случится!
История, как голый зад,
Внушает любопытство.

Последний куплет поёт Карл Маркс:

По слухам, Брехт мой ученик,
Но он сейчас неправ.
Вопрос о золоте возник
гораздо раньше прав.

Песня о неизбежном торжестве демократии

Поздно ночью Джон и Вилли
Вместе с Биллом Джека били.
В полночь точно, как в аптеке,
Крест поставили на Джеке.

Чтобы смыться, Джон и Вилли
Билла в речке утопили.
А потом пройдоху Вилли
Джон пришил в автомобиле.

Если хочешь кокнуть брата,
Есть сюрпризная граната.
Если хочешь тюкнуть сына,
Помогает яд крысиный.

Можно просто и свободно
Задавить кого угодно.
Можно ядом, можно газом,
Можно ядом с газом разом.

Потому что в Новом свете
Демократия в расцвете.
Можно ядом, можно газом,
Можно ядом с газом разом.
Можно просто и свободно
Задавить кого угодно.

На крыльях ветра

Сколько веков будут скалы стоять,
Пока не обрушатся вдруг?
Сколько мы будем терпеть и молчать,
Пока несвободны, мой друг?
Сколько мы будем глаза закрывать,
На то, что творится вокруг?

Припев:
Ответ на вопрос нам ветер принёс,
Нам ветер на крыльях принёс.

Сколько нам мимо сновать по делам,
Не слыша плача детей?
Сколько раз взор обращать к небесам,
Не видя звёздных путей?
Сколько смертей увидать надо нам,
Чтоб крикнуть: «Довольно смертей!»?

Припев:
Ответ на вопрос нам ветер принёс,
Нам ветер на крыльях принёс.

Название песни неизвестно

У вас есть терпенье.
У меня – нет.
На страшном суде спасенье
Не вычитать из газет.

В газетах молочные реки,
Кисельные берега.
В газетах любовь навеки,
Которая дорога.

Которая не проходит
Последнюю тыщу лет,
Которая не доходит
До вашего сердца, нет.

О, если б вы только знали,
Что я никогда не лгу,
Что Родину загрызали
С собаками на снегу.

Что ненависть нас не ищет,
Что в смертный последний час,
Христос пожалеет нищих.
Но кто пожалеет нас?

Рассвет (белый стих)

Рассвет –
это свет
через сосны,
через стены озябшего леса.
Это свет,
это залп нетерпенья,
преднамеренное ожиданье.
Подвиг низкого солнца
обнажает ту грусть,
на которой держусь.
Ярость мне не досталась.
Я пока обойдусь и рассветом,
благодетель ты мой.
Моё низкое мёртвое солнце –
рассвет,
потому что и я умираю.
потому что я видел в гробу
ваше небо и ваши предметы.
Землю, землю – на грудь.
Две лопаты земли,
Потому что я жить не люблю,
Потому что вы любите смерть.

Были там и другие песни, – их исполняла Галина Иванова. Любочка в этом спектакле не участвовала.