Нюхач. Новогодняя миниатюра

Павлик Шампанский
Если по какой-то причине вам вдруг вздумалось во что бы то ни стало потерять веру в новогодние чудеса, добро пожаловать к нам на «Ангарскую четыре» – главный склад праздничной атрибутики, где, несмотря на несметное количество дедморозовских посохов, шуб, бород и иной рождественской ваты, за все пять лет, что я здесь работаю, не имело места ни единого чуда. Впрочем, нет. Одно чудо все же имеет это место. Регулярно. Знакомьтесь, завсклада Гуревич по незамысловатому прозвищу Сундук. Прошу прощения за его небритость и слегка помятый вид: в эти дни мы, Санта-Клаусы-фрилансеры и прочие Снегурочки, изрядно прибавляем ему работы.
- Как дела, Сундук?
- Да уж получше, чем у тебя. – Бросает Сундук ответ, сопровождая его слюнявым смешком Мальчиша-Плохиша. Свое социальное превосходство над сезонными волшебниками вроде меня завсклада осознал уже давно и с тех пор ни разу не преминул намекнуть о нем при встрече.
- Тогда подай-ка мне мое пальтишко. – Ставлю я на место пропахшего нафталином остряка, и тот с недовольным видом направляется к шкафу у окна. Там он хранит шубы Дедов Морозов, а также гармонирующие с ними по цвету первомайские транспаранты. Это все, что нужно знать о Сундуке.
- Держи и проваливай. Без тебя работы невпроворот. – Швыряет он на стол карнавальный наряд и начинает бряцать ключами в надежде как можно скорее выпроводить меня из своей пыльно-ватной сокровищницы.
- Да ты постой.
- Чего еще?
- Это ведь не мой костюм!
- Ты совсем спятил, алкаш хренов? Бери, говорю, и проваливай.
- Погоди ты! Говорю же, не мой. Что это за лохмотья? Да он насквозь куревом провонял!
- А твой розами пахнет?
Сундук довольно расхохотался. Ему было приятно видеть, как издевательски приветливая улыбка исчезла с моего лица.
- Мой пахнет лесной хвоей и оленьей шерстью! – В сердцах выкрикнул я.
- Тебе, батенька, пить пора завязывать. – Уже серьезно ответил Сундук и лязгнул дверным замком.

***

Здесь я должен пояснить некоторые обстоятельства, вызвавшие конфликт, случайным свидетелем которого стал уважаемый читатель. Дело в том, что предновогодняя работа дедом Морозом всегда предполагает хотя бы один сюрприз за месяц. Под сюрпризами здесь понимаются нетипичные заказы, не связанные напрямую с выступлениями на корпоративных вакханалиях, загородных оргиях, а также сюжетно-ролевыми играми «Елочка, гори» и «Подарок за примерное поведение».
В прошлом году, например, в одной из квартир меня пырнули ножом прямо за праздничным столом. А Таньку Котельникову – заслуженную Снегурочку автозаводского района – даже пытались изнасиловать прямо на лестничной площадке. Однако, сейчас не об этом.
В уходящем 2016 году сюрприз был иного характера, явившись ко мне в образе стенающей матери, готовой сделать все ради рождественской сказки для ее «необычного» ребенка. Надо ли говорить, что поначалу я скептически отнесся к заверениям нервной женщины: ведь для любой матери ее собственный ребенок уже по определению является необычным. Однако последовавшие объяснения заставили заподозрить, что это заказ и вправду обещал стать «сюрпризом» шестнадцатого года.
- Мой ребенок обладает уникальным обонянием.– Взяв себя в руки, начала своей рассказ взволнованная мамаша. – Он чувствует все. Кто стоит за дверью, откуда я пришла, в каком я настроении…  Табак, алкоголь, недавняя половая связь – он просто насквозь увидит это, если дед Мороз окажется…
- Увидит?
- Что, простите?
- Вы хотели сказать, унюхает?
- …Почувствует… Но это неважно… Важно то, чтобы в Новый год мой ребенок поверил в сказку, как и все дети на земле…
- И вы решили обратиться ко мне?
- От вас потребуется лишь временное… как это сказать… воздержание… Мне сказали, я могу на вас положиться…
Я промолчал, прикидывая в голове, кто из коллег-остряков мог так пошутить.
- За денежное вознаграждение не беспокойтесь! – Спохватилась мамаша, испугавшись моего молчания.
Когда мы определили сумму, за которую я буду готов пожертвовать куревом и прочими удовольствиями, недоступными сказочному персонажу, она вытерла слезы и достала из пакета красный костюм.
- Вот… Я долгое время пропитывала его запахом хвои и оленьей шерсти…

***

И вот теперь, в условленный день, приняв душ и надев чистое белье согласно уговору, я стою у зеркала и в который раз примеряю на себя жаркую бороду на резинке. Чем меньше времени остается до выезда к малолетнему нюхачу, тем больше меня раздражает эта затея. Какой смысл во всех приготовлениях, если благодаря скотине Сундуку на дедушке Морозе будет костюм, доставшийся ему от Коли Барковца? Того самого Коли Барковца, который, по слухам, в новогоднюю ночь соблазняет одиноких мамаш, не снимая карнавального наряда. Детский праздник заведомо испорчен. Я зол, и ужасно хочется закурить.

Явившись в назначенное время, я выдохнул с мыслю «будь что будет» и, попытавшись настроиться на праздничный лад, позвонил в дверной замок. За дверью послышался лай собак, и приближающиеся торопливые шаги.
- Ой, кто это?! – Воскликнула моя заказчица с радостью, в которой даже я мог унюхать фальшь. В ответ на ее восторженные восклицания из комнаты вышел ребенок лет девяти.
«Не поздновато ли для сказок в дедушку Мороза…» – подумал я, поглядев на мальчишку, но начал традиционно:
- Хо-хо-хо! Кто тут у нас живет?
Женщина улыбалась так, словно ей свело скулы. Ребенок же на меня почти не смотрел, дразня возящихся у его ног щенков.
«Неужто и вправду по запаху чует, что происходит?» – полюбопытствовал я про себя. Чем дольше я наблюдал за происходящим, тем меньше мне верилось в правдивость мамашиной истории.
- Что же дедушка Мороз стоит в дверях? Проходите в дом! – спохватилась хозяйка.
Мальчик впервые обратил ко мне лицо. Взгляд его по-прежнему был обращен куда-то сквозь меня. Я застыл, заворожено глядя на его широко раскрытые ноздри, мысленно проклиная Сундука, Барковца Колю и всю эту аферу.
- Ого, настоящий дед Мороз. – Вдруг проговорил ребенок, глядя на мать.
Не знаю, как та не грохнулась в обморок. Глаза ее моментально налились слезами счастья.
- Что же ты не приглашаешь дедушку к себе? – Пролепетала она, суетясь в прихожей.
Нюхач провел нас в детскую.
Я на правах старика я занял одно единственное кресло.
- Ну, и как тебя звать?
- Алексей.
- Так ты у нас, стало быть, парфюмер. Ну, и что же ты, Алексей, можешь сказать о дедушке Морозе по запаху?
- Ты злой.
Я покосился на мамашу и машинально поправил бороду.
- Гм… Ну, а как же ты понял, что дед Мороз и правда настоящий?
- Я не понял – я почувствовал. – Без интереса ответил ребенок, продолжая играть со щенками.
- И как же ты почувствовал? – Меня начинал раздражать этот самодовольный малец.
- Твоя шуба пахнет хвоей и оленями.
Я и женщина невольно переглянулись. В ее глазах читалось прежнее напряжение. Из кухни донесся спасительный свист чайника, и она оставила нас наедине.
Несколько мгновений я переваривал сказанное мальчишкой. А потом захохотал.
- Ты прокололся, нюхач. Эта шуба пахнет двумя оленями – Колей Барковцом и мной. Как же ты умудрился столько времени дурачить собственную мать и попасться дедушке Морозу?
Нюхач впервые посмотрел на меня с любопытством. Но через мгновенье  продолжил играть с собаками.
- Она не моя мать.
- То есть как это?
- Она забрала меня из приюта.
- …Вот как.
Я разозлился еще больше. На этот раз на себя. За то, что ввязался в перепалку с малолетним сопляком, и за свое «вот как», потому что никогда не знал, что говорить в подобных случаях.
- И в благодарность за это ты обманываешь добрую тетю?
- Чтобы тебя забрали из приюта, надо быть особенным.
 Мне хотелось поскорее уйти, я встал и подошел к окну.
- И ты у нас, значит, особенный по запахам. Как же тебе это удавалось, если ты даже запах Коли Барковца перепутал с ароматом хвои?
- Это нетрудно. Надо только замечать детали. И думать.
- А ты, выходит, еще и сообразительный.
- Чтобы тебя забрали из приюта, надо быть сообразительным.
За окном, впервые за эту зиму, выпал снег. Крупные черные мухи кружились в рассеивающемся свете уличных фонарей.
- А еще мне помогают они. – Мальчик кивнул в сторону собак. – Они все чуют. Надо только уметь их понимать.
- Да ты и правда особенный. У тебя котелок варит, как у Шерлока Холмса. Зачем было придумывать эту глупую игру?
- А зачем придумывать глупого деда Мороза?
- Ну… Тебе хотели… Как это… Сказку подарить.
- И я.
- Что «и я»?
- Смотри, как моя собака умеет.
- …Ладно уж, давай лучше посмотрим, что тебе дед Мороз принес.
- Я знаю.
- Как это, ты знаешь?
- Ты что забыл? – Возящийся на полу малец подполз к мешку с подарками и изобразил нюхающего пса.
Мы оба расхохотались. Собаки поддержали нас веселым тявканьем и бросились лизать лицо катающегося по полу Алексея. Могло показаться, они рассказывают ему, что за подарок принес глупый дед Мороз.