Франс Халс. Портрет регентш приюта для престарелых

Алина Алексеева-Маркезин
  Франс Халс."Портрет регентш приюта для престарелых» Гарлем, Музей Франса Халса.
          
        Высшее достижение Халса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Халса). Портреты были заказаны для Приюта для престарелых регентами в ознаменование конца срока их службы на этом посту – это была обычная практика, и многие групповые портреты в голландском искусстве возникли именно в связи с такими заказами.


  Пять регентш в черных платьях с белыми воротниками сидят и стоят около стола. Их позы статичны, выражения лиц строги и значительны.
      Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Композиция стала спокойной и строгой. Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них.
   
   Халс написал этих женщин, ответственных за попечительство над престарелыми одинокими людьми, предельно честно. Пожилые дамы в черных платьях сидят вокруг черного стола, на котором лежит единственный предмет - гроссбух приюта для престарелых. Картина поражает своей застывшей атмосферой. Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье.

      Основное внимание зрителя Халс стремится привлечь к лицам и рукам регентш, одетых в одинаковые "форменные" платья с белыми воротниками и манжетами. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное.
   
        По костюмам женщин мы не можем понять, к какому слою общества принадлежит каждая из них. Нам остается лишь делать предположения. Например, та, что держит веер и перчатки, - скорее всего, знатная особа. То же самое можно сказать и о чопорных старухах, сидящих по краям стола. А вот другие две регентши, возможно, из более "низкого" звания. И воротнички у них попроще, и лица - не столь важные.      

 Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Поздние портреты Халса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.

       Портреты Халса отличаются реалистичной, почти натуралистичной трактовкой материальных качеств предметов, объективно точной передачей портретного сходства, психологической характеристикой героев. Даже в многофигурных групповых портретах каждый член сообщества обладает глубоко индивидуальной, неповторимой характеристикой, при том, что зритель сразу улавливает и то общее, что соединило их на одном холсте.