Франс Халс. Портрет супружеской пары

Алина Алексеева-Маркезин
        Франс Халс.Портрет супружеской пары или Семейный портрет Исаака Массы и его жены»1621-1622гг. Rijksmuseum Amsterdam.

       Когда несколько лет назад я а посетила  Rijksmuseum Aмстердама,то в зале Франса Халса возле одной картины увидела много людей. Мне стало интересно.Все смотрели на эту картину и улыбались.       
            Полотно обладает особенной притягательной аурой.Возле картины всегда много зрителей.Так приятно смотреть на эту счастливую пару.Хочется улыбнуться в ответ на их открытые и притягательные улыбки.

         Ранее искусствоведы в моделях пытались найти черты самого мастера и его жены, но в наши дни многие предполагают, что Халс на портрете изобразил Исаака Масса, купца и картографа, который некоторое время жил в России и его супругу. Размер полотна, фигуры в полный рост, фонтан и вилла, навеянных фантазией, все это является желанием Халса написать произведение по последнему слову моды.

 ИССАК МАССА-голландский купец, путешественник и дипломат. Посланник Генеральных штатов к Русскому государству немало способствоваший процветанию торговли между двумя странами.
 
       В 1601 году Масса приехал в Москву, чтобы, по его словам, учиться торговле. Он стал свидетелем второй половины царствования Бориса Годунова, пережил захват Москвы Лжедмитрием и был выслан из России на родину через Архангельск вместе с другими иностранными купцами в 1609 г. перед падением царя Василия Шуйского.

      По прибытии на родину Масса составил описание событий 1601—1609 гг., получившее название История московских смут, которое он посвятил принцу Морицу Оранскому. В 1612 г. Масса опубликовал две статьи о событиях в России и географии земли самоедов, сопровожденные картой, вошедшие в сборник нидерландского географа Гесселя Герритса.

      Опыт Массы и его знание Московского государства сделали голландца одним из видных «кремленологов» своего времени.
    
       Однако у бюргеров Гарлема, которые заказывали портреты, не было и тени аристократизма, необходимого для такого случая. Халс изображает семейную чету с завидной прямотой и непосредственностью.

           «Впервые в истории портретной живописи Хальс заставляет свои модели не позировать, а жить и действовать на полотне, как бы фиксирует человека, выхваченного из потока жизни," – пишет Т. Седова.

    В саду на переднем плане сидит,улыбаясь зрителю,  нарядный мужчина. Поза го расслабленная и непринуждённая.Он носит широкополую черную войлочную шляпу, черный шелковый костюм с кружевным воротником и изящными полотняными браслетами.

   Рядом с ним справа женщина слегка наклонилась вперед,
и хитровато улыбается зрителю. Ее правая рука лежит на левом плече мужчины,а  левая - на коленях. Она в тёмном нарядном платье с белым воротником и манжетами.
Пара изображена в укромном уголке  парка,где мы видим красивые здания,фонтан и прогуливающиеся пары.

            Художник не стремится придать изящество позе мужчины, но подчеркивает его характер, ум и некоторую долю сарказма. Свободно он пишет свежее лицо женщины , её лукавство и простодушие.

 Согласно традициям, Халс придает значение символов всем предметам. Например, он изображает жимолость с женщиной и небольшую веточку чертополоха возле мужчины – которые в то время были символами верности.

Франс Халс написал и одиночный портрет Исаака Массы.