Франс Халс.Портрет супружеской пары или Семейный портрет Исаака Массы и его жены»1621-1622гг. Rijksmuseum Amsterdam.
Когда несколько лет назад я а посетила Rijksmuseum Aмстердама,то в зале Франса Халса возле одной картины увидела много людей. Мне стало интересно.Все смотрели на эту картину и улыбались.
Полотно обладает особенной притягательной аурой.Возле картины всегда много зрителей.Так приятно смотреть на эту счастливую пару.Хочется улыбнуться в ответ на их открытые и притягательные улыбки.
Ранее искусствоведы в моделях пытались найти черты самого мастера и его жены, но в наши дни многие предполагают, что Халс на портрете изобразил Исаака Масса, купца и картографа, который некоторое время жил в России и его супругу. Размер полотна, фигуры в полный рост, фонтан и вилла, навеянных фантазией, все это является желанием Халса написать произведение по последнему слову моды.
ИССАК МАССА-голландский купец, путешественник и дипломат. Посланник Генеральных штатов к Русскому государству немало способствоваший процветанию торговли между двумя странами.
В 1601 году Масса приехал в Москву, чтобы, по его словам, учиться торговле. Он стал свидетелем второй половины царствования Бориса Годунова, пережил захват Москвы Лжедмитрием и был выслан из России на родину через Архангельск вместе с другими иностранными купцами в 1609 г. перед падением царя Василия Шуйского.
По прибытии на родину Масса составил описание событий 1601—1609 гг., получившее название История московских смут, которое он посвятил принцу Морицу Оранскому. В 1612 г. Масса опубликовал две статьи о событиях в России и географии земли самоедов, сопровожденные картой, вошедшие в сборник нидерландского географа Гесселя Герритса.
Опыт Массы и его знание Московского государства сделали голландца одним из видных «кремленологов» своего времени.
Однако у бюргеров Гарлема, которые заказывали портреты, не было и тени аристократизма, необходимого для такого случая. Халс изображает семейную чету с завидной прямотой и непосредственностью.
«Впервые в истории портретной живописи Хальс заставляет свои модели не позировать, а жить и действовать на полотне, как бы фиксирует человека, выхваченного из потока жизни," – пишет Т. Седова.
В саду на переднем плане сидит,улыбаясь зрителю, нарядный мужчина. Поза го расслабленная и непринуждённая.Он носит широкополую черную войлочную шляпу, черный шелковый костюм с кружевным воротником и изящными полотняными браслетами.
Рядом с ним справа женщина слегка наклонилась вперед,
и хитровато улыбается зрителю. Ее правая рука лежит на левом плече мужчины,а левая - на коленях. Она в тёмном нарядном платье с белым воротником и манжетами.
Пара изображена в укромном уголке парка,где мы видим красивые здания,фонтан и прогуливающиеся пары.
Художник не стремится придать изящество позе мужчины, но подчеркивает его характер, ум и некоторую долю сарказма. Свободно он пишет свежее лицо женщины , её лукавство и простодушие.
Согласно традициям, Халс придает значение символов всем предметам. Например, он изображает жимолость с женщиной и небольшую веточку чертополоха возле мужчины – которые в то время были символами верности.
Франс Халс написал и одиночный портрет Исаака Массы.