Люська

Валентина Телухова
Город был разбит на кварталы. Деревянные красивые одноэтажные особняки смотрели окнами прямо на улицу. Дубовые ставни и резные наличники делали дома нарядными. Улица была не очень широкой. Она была не главной в городе. Но проезжая часть была удобной, канавы вдоль дороги вырыты глубокие, а тополя, посаженные здесь когда-то для того, чтобы осушить улицу, с делом своим справились. И теперь шумели своими кронами, горделиво осматривая всю округу.

Огромные деревянные ворота, которые запирались на ночь на засов, крепкие и высокие калитки, которые тоже запирались на ночь, превращали каждый двор в маленькую неприступную крепость.

Семилетняя Люся преград не знала. В каждом доме и в каждом дворе на всей большой улице у неё были друзья. Она и минуты не могла провести в одиночестве. Где была Люся, там всегда была целая ватага детей самого разного возраста. Люся умела рассказывать сказки, Люся могла организовать любую игру, Люся могла придумать, чем заняться. А выдумки её были такими интересными!

Вот сегодня она с утра рассказывала всем про какую-то катапульту. Она видела это устройство в учебнике у старшей сестры. Сделать такую катапульту самим было очень просто. Девочка принесла из дома большую деревянную ложку, которую давно выпилил её дедушка. Ложкой, по правдивым заверениям Люси, никто давно не ел. Она лежала в столе просто так. А Люся взяла её без всякого убытка для семьи.

Пора на улице стояла осенняя. Дул резкий ветер с Амура. День был воскресным,а потому на улице было больше народу, чем в обычные дни. За углом, на улице Кооперативной, располагался городской рынок. Туда по воскресениям ходили люди за покупками. На рынке был павильон, который назывался "Грузвино". В длинном помещении стояли ряды огромных дубовых бочек. В них хранилось разнообразное вино. Его продавали на разлив. Любители выпить вина заглядывали в этот павильон в воскресение прямо с утра пораньше. И возвращались домой уже не совсем твердой походкой.

Олегу было любопытно наблюдать за тем, что происходит на улице, но сестра так пристала к нему с этим устройством катапульты, что он ей уступил. Просто так она не отстанет. Это он знал на своем опыте. С сестрой они были погодками. Люся - на целый год старше брата.

К ложке тонкой проволокой дети прикрутили длинную крепкую рейку. Сооружение они, как коромысло, положили на маленькое бревнышко. В ложку Люся положила камешек. Олег резко наступил на другой конец удлиненной ручки, и камешек подлетел. И полетел по дуге и шлепнул Олега совсем не больно по животу.

Как тут набежали дети! Все норовили испробовать катапульту. Люся даже очередь установила. Через полчаса все испробовали изобретение. Стало скучно.

- А давайте кого-нибудь напугаем!

И вот уже все выбежали на улицу. Вырыли на земляном тротуаре возле Люсиного дома небольшую ямку. Установили катапульту.Присыпали сооружение осенними листьями и уселись за забором в засаду.

Замысел у проказников был простой. Пойдет по улице человек, наступит нечаянно на торчащую палку, катапульта сработает, камешек подлетит вверх и может быть даже ударит человека. Он от неожиданности испугается. И будет смешно.

Вот и спрятались все за забором и стали наблюдать за тем, что происходит на улице. А на торчавшую палку никто не наступал!

- Нас видно! Давайте кучку листьев за забором прямо рядом с лазом собачьим насыпим! Нас видно не будет. 

Листья от тополя и карагача носили все. Большая куча осеннего золота выросла прямо на глазах.

Опять сели в засаду.

А в это время сосед дядя Федя возвращался из павильона "Грузвино" очень неуверенной походкой. Нагрузился. И он не шел, как все нормальные люди, поднимая ноги во время шага, он протаптывал себе дорогу. Обойти торчавший из земли рычаг от катапульты молодой мужчина никак не смог. Дети замерли. Дышать почти перестали. Наступил! Все сработало! Камешек подлетел вверх и ударил пешехода легонько в грудь.

Дядя Федя не понял, отчего прямо из земли на него выскочил камень. Он остановился, как вкопанный. И не решался идти вперед.

- Что мы наделали? Он испугался! - прошептала Люся и тут же решила извиниться. Ей бы выйти из калитки по-человечески, но эта торопливая девочка сокращала пути всегда и везде. Рядом был собачий лаз! Люся нырнула в него и оказалась по ту сторону забора в большой куче осенних листьев.

Дядя Федя пришел в полное недоумение! Мало того, что из-под земли выскочил камень, взявшись неизвестно откуда, ТАК ЕЩЕ И ВОРОХ ЛИСТЬЕВ у забора вдруг зашуршал, зашевелился, и из него вылез, как потом заверял всех желающих слушать эту историю, дядя Федя, настоящий чертенок. С торчащими острыми ушками.

- Здравствуйте, дядя Федя! - радостно произнес этот чертенок. - Испугались?

И после этой части рассказа, дядя Федя замолкал на некоторое время. Потом вздыхал. И произносил после долгих раздумий, что с визитами в павильон "Грузинское вино" ему нужно заканчивать. Потому что ему уже мерещиться стало.

И к большой радости и жены его, и троих детей он бросил пить надолго.

А детвора свою затею больше не повторяла. Хоть и интересно было всем, но занятие это было опасным. Могли и в угол поставить строгие родители за такие проделки.

Катапульту разобрали. Ложку брат открутил от дранки. Люся её вернула на место. И все осталось шито и крыто. Без всяких последствий.