Почаевничаем!

Людмила Салагаева
               
Почаевничаем!  Предложила мне в одном из откликов  Оксана Еркина. Люблю, когда меня приглашают на чай. Хотя сочинять его берусь сама. Чтобы пришли точные слова и откровения нужна энергия  удовольствия  - аутентичная их форма. Удивительное растение девясил  - редкое произведение природы.

 Кроме лекарства от множества недугов, оно  - афродизиак с уникальными свойствами. Растение усиливает  страстные отношения. Но есть еще более тонкое качество - порождать  энергию, объединяющую людей любовью, крепкими  дружескими связями.  Мы не спеша пьем золотистый напиток, чуть горьковатый, отдающий фиалкой. Пусть это будет  час  наступающего полумрака.

Вдруг взгляд поймал момент, когда фиолетовые сумерки, сбежавшие с картины  Чюрлениса  "Золотые колосья стихов" влетели в окно на северном ветре. Пламя свечи заметалось. Береза за окном жалобным скрипом  просила о помощи, отпуская последние листья, уже сжавшие свои морщинистые ладошки.  Обозначился предмет разговора. Будоражащий Чюрленис.
 
Играючи, проходя сквозь меня, ветер старательно  опустошал от того,с чем сжилась
и сроднилась.  Догадываюсь: это скука сплела свой уютный кокон, а теперь ей конец. Все в природе подвержено смене состояний, человеку тем более необходимы перемены.  Ой, как не хотелось терять свое нажитое. Там  ценное, такое...там, может быть, целые барханы заживляющей соли для ран.

- Зачем тебе столько соли? - улыбаясь спросишь ты.
- Со мной приключилась странная немочь. Да, именно так называется болезнь.Ничего не хочется, не можется, не волнует, не интересует. Не помогают любимые книги, даже томик Ильина "Я вглядываюсь в жизнь" обиженно забился в угол после нескольких попыток быть полезным.

Заметила : всякий раз, когда вымытые и вычищенные корни девясила измельчаешь для того, чтобы сделать целебный настой, происходит необъяснимое:  все, что было когда - то впервые сильно прочувствовано,с радостью, проявляется  как светлячки счастья. "Искры."  Ты помнишь такую работу  Мастера. У меня  "Искры" - прохождение по висячему мосту  над бурлящей рекой. Букет черемухи, впервые подаренный мужчиной.  Ночные путешествия в Космосе.

...  погружение в Чюрлениса, литовского художника,  незащищенного перед последней в своей жизни непогодой. Он ушел гулять раздетым  и простудился.  Когда узнала об этом, просила у Бога возможности  побыть возле него, укрыть чем - нибудь теплым, по - матерински уберечь от весеннего ветра. Хотела увидеть,  какие глаза у создателя  непостижимых  фантазий. Вымолила. Но...  его душа уже пребывала в вечности.

Разреши, Оксана, на правах хозяйки рассказать о своем знакомстве с Художником.

А моя душа, дождавшись весенних студенческих каникул, устремилась на родину, неизвестного мне художника, чьи картины  при первом знакомстве на разворотах "Огонька" поразили  некоторой схожестью с собственной фантазий. С тех пор все мечты сходились в точке, где Микалоюсу Чюрленису явились невиданные образы жизни прошлого и будущего, воплотившись на холсте и в музыке, в поэзии. Друскининкай, родина, Каунас - город,  воспринявший его творчество,  манили и ждали.

И вот свершилось. Ежеутренне, пугаясь проспать, оставляя следы дырявых  башмаков  в мокром крошеве снега ,  пробираюсь к музею, где живут его картины. И витает дух. Где же ему еще быть? Весенний Каунас  насквозь пропитан водой и тяжелым ветром только затем, чтобы ничто и никто не отвлекало меня.

Шесть  дней и шесть снов в окружении его картин - это суперфантастическое путешествие в миры, противоположные реальности. До сегодняшнего дня память хранит каждую мелочь пребывания в храме Художника.  Все может отнять энтропия.

Только не эти летящие в небосводе ласточкины песни и не эти манящие, звучащие, сотворенные им чудеса. Да. Чуть не забыла  сказать о голосе Микалоюса Чюрлениса. Глуховатый и проникновенный, завораживающий. Исходящий от него свет согревал. Известно, он не любил объяснять свои работы, но сделал, видимо, исключение  юной  провинциалке, нашпигованной житейской прозой, рассказывая  о своих фантазиях.  Скорее всего мой, разгоряченный температурой мозг,  выдумал встречу. Но  с тех самых пор словно молитву я слышу его голос.

Перед отъездом из Каунаса  волнение обернулось бессонницей.  Желание подольше не расставаться мысленно вело от картины к картине. Гостеприимно распахивали двери дворцы и замки, из солнечного света произрастали благоухающие цветы и травы. Некто очень добрый вместе со мной смотрел отовсюду на новые открывающиеся фантастические формы и  сопровождал.

На заре, мы с Художником летели на  паруснике по розовеющему  небосводу. Над
морем. Он подхватил и отдал  мне перо пролетавшей птицы. Видишь - под стеклом! 
А может перо появилось прозаическим образом - я нашла его на аллее возле Музея?  Это не важно.  Авось пригодится, когда тоска приключится. Или  ослабеет связь родственных душ. Конечно, художник обо мне ничего не знает. Но для  любви это совсем не важно. Лишь бы память о нем сияла как солнечный зайчик, пойманный зеркальцем.

Ее надежно охраняют канделябры негаснущего света на полотнах. Сменяя друг друга звучат мелодии, им сочиненные. Вздымаются со дна океана волны. Солнечный  ветер  срывает и разносит по  Космосу мечту гениального художника о совершенном мире. Послания зашифрованы в кружевном орнаменте грифельного рисунка, поражающего небывалым мастерством .

Чюрленис  - человек редкого дара:с помощью стихов, музыки и красок он создал особенные зоны для людей будущего. Людей, способных почувствовать эти миры, полюбить их.  Необыкновенное чутье подсказывало наступление  космической эры, где люди и природа вместе  создадут  достойные человека новые города.

Почему он оставил наш мир в цветущем возрасте?

Все люди искусства горды, тщеславны и очень чувствительны. Больше чем дети нуждаются в ласках матери, они жаждут славы, признания, любви.Микалоюс Чюрленис, создавший величественный мир просторов Вселенной, проникший в человеческие глубины, ушел из жизни, потому что дальше было идти  бессмысленно. Ничтожно мало ценителей еще не могли подпитать его энергией на новый рывок в творчестве.

Вот такое знакомство, Оксана.  Ты пропала в его дебрях,  вероятно,  иначе. Не знаю, как. И стала мне близкой. На тебе отсвет его  творений, несущих мечту, волшебство творчества, печаль и страдание. Твоя мягкая улыбка -соответствующий ответ на оргию фантазии, загадочные символы и россыпь образов. Мы обе пленницы созданий Художника.

Чюрленис  *жил там, где мы еще не скоро сможем жить, и у него было другое, чем у нас, ощущение пространства и времени.*  *" Дороги в рай и дороги в ад"*  в его полотнах пронизаны Золотыми колосьями стихов. Вся природа - чистая поэзия.

 Природа и люди неразделимы.  Диалог между ними  можно уловить во всех его
 произведениях. Чтобы понять их, надо потрудиться, вглядываясь часами в картины. Если повезет, можно почувствовать исходящие флюиды творчества.  Поймать их, заразиться и приумножить - большая удача. В этом случае можно собрать свой букет Золотых колосьев стихов. Это - "Весть которую он нам несет. Весть о самих себе."


Однажды ты в задумчивости сказала:
-Очень надо бы вернуться к этому художнику просто потому, что он затронул струны души ...

 Струны души напоминают, что мы обладаем возможностью и смелостью изменить наши  представления о себе и  о мире, участвовать в преобразовании.  Простой цветок девясил способен возбуждать в человеке невысказанные  чувства. Не  с его ли помощью  Микалоюс Чюрленис сегодня был дорогим гостем нашего чайного стола?

*Использованы цитаты:
 Из Журнала 'Кругозор' 1968 N 5, стр.6
Виталия Гольдмана.