Слобода Видная

Николай Тернавский
                Слобода Видная
Зачем  сюда  стремился…Столько искал, где она находилась, эта слобода… Не такое уж значимое для истории место - куренное селение Величковское, и оно же- слобода Видная. И просуществовала  всего лишь четверть века с небольшим. Правда, успела попасть в десятки архивных документов конца восемнадцатого и начала девятнадцатого столетий, и в пьесу Якова Герасимовича Кухаренко «Чорноморський побыт». Ну а мне-то что с того?.. Даже если здесь жил лет десять мой предок с семьей до водворения в Елизаветинскую. А, видимо, чтобы отметиться: ну как тот подросток, что царапает на стене надпись «Здесь был Вася». Вот и я решил себе сделать отметину в памяти: был я и там.
Стояли тут мазанки ,плетни, неказистая церковь, пикет с вышкой…Была гребля с мостком, майдан с питейным домом, так манивший казаков, проезжавших с нижних кордонов в Екатеринодар… Сюда зачастил с проверками хорунжий Ковинька, здесь бывал безусым казаком Яков Кухаренко с отцом Герасимом Романовичем, тогдашним начальником второй кордонной части. Здесь он набрался тех впечатлений колоритной черноморской жизни, которую постарался отразить в пьесе. А может быть, услышал рассказ о неудачном сватовстве старого заможного козака до влюбленной в молодого парубка козачки. Сколько же лет прошло с того времени? Ковинька ездил сюда в 1790-х, а умер здесь же в 1797-м; мой предок прибыл в 1811-м. Яков Кухаренко родился  в 1799-м, в службу вступил казаком в одиннадцатом году, понятно что формально, тем не менее, вероятно, отец брал с собой  при объезде  части. В 1819-м начальником кордонной линии стал Афанасий Бурсак, а двадцатилетний сотенный есаул Яков Кухаренко - начальником одного из кордонов той же второй части. В 1820 селение-слободу упразднили, жителей частично переселили в глубь Черномории, частично распределили по вновь созданным прикордонным селениям. Мой предок с семьей вместе с  Ляхами, Голубами, Якименками, Терещенками, Феденками, Перчунами и другими величковцами отправился в Елизаветинский курень. Благо и ехать далеко не пришлось, всего каких-то пять верст. Многое изменилось за двести лет: кругом дачи, нет кордонов и пикетов, вместо тихой грунтовой дороги в полукилометре отсюда шумит от нескончаемого потока машин трасса.
 Но здесь также медленно и горделиво несет свои воды Кубань, сонно смотрятся в речное зеркало яворы. Жизнь мимолетная людская со страстями, надеждами, мечтами течет здесь на фоне реки, синеющих вдали черкесских гор…На фоне вечности. И моих несколько мгновений осталось здесь. Я был в слободе Видной… Пусть не в ней самой, но том самом месте…