Танюшка и Клоун

Костина Наталья
Танюшка сидела над тетрадкой и клевала носом. В тёмной комнате горела тусклая настольная лампа, а в чёрное окно насмешливо подглядывала полная луна. Девочка уныло смотрела на ровные строчки примеров и задач. Её уже давно клонило в сон от всех этих ёжиков, лисичек и их корзинок с грибами. Неужели в третьем классе обязательно давать такие сложные задания? А что это за глупые вопросы: «Сколько грибов собрал каждый зверь?» Звери не собирают грибы и не носят корзин, это каждый первоклассник знает!

Совсем рядом на стопке учебников сидел деревянный кукольный клоун в колпаке с бубенчиками и улыбался Танюшке. Наверное, хотел подбодрить.

– Везёт тебе, – сквозь дрёму сказала девочка. – Тебе не надо учить уроки. Сиди себе, улыбайся, радуйся жизни. Не то, что...

Танюшка сама не заметила, как уснула прямо на письменном столе, уронив голову на сложенные ручки. И приснился ей удивительный сон, будто игрушечный клоун ожил, спрыгнул с учебников, заглянул к девочке в тетрадь и, приседая и пританцовывая, сам решил все задачи. Вот это было чудо!

Проснулась она утром от привычного звона старого будильника. Сладко потянулась в тёплой постельке и вдруг резко села.

– Как это я оказалась в кровати, если только что делала уроки за столом?

Танюшка отбросила в сторону одеяло, подскочила, как ужаленная, подбежала к открытой тетради. Глядь – а все задачи и вправду решены! Девочка не поверила глазам, стала листать-перелистывать тетрадку, даже встряхнула её на всякий случай. Нет, не исчезают задачки. Значит, правда! Посмотрела она на своего клоуна, а тот только знай себе сидит и улыбается.

– Может, я просто не помню, как сама всё решила? – думала Танюшка, одеваясь в школу. – В кино такое иногда показывают. Аменз... Немнез... Замен... В общем, что-то там с потерей памяти. Амнезия, во!

Целый день в школе девочка ломала голову, как же задачки могли решиться сами собой. И придумала. С нетерпением она ждала окончания уроков, чтобы скорее прибежать домой и расспросить самого деревянного клоуна. Он всегда сидит на столе и следит за её книжками и тетрадками. Кто, как не он, должен знать правду?

Вернулась Танюшка домой с отличными оценками, довольная, что и учителя, и родители похвалили. Села она за письменный стол, разложила учебники, посадила перед собой кукольного клоуна и стала его уговаривать:

– Ты такой умный, такой аккуратный! Это ведь ты мне помог задачки решить? А не поможешь ли сегодня доклад подготовить? Ещё рисунок задали, а у тебя, наверное, лучше получится, чем у меня. Ты меня слышишь? Скажи что-нибудь...

И тут случилось чудо – игрушечный клоун пошевелился! Моргнул раз, моргнул два, и вдруг в самом деле ожил. Молчаливо улыбаясь, он деловито встал, походил по столешнице, размял деревянные руки-ноги, кувыркнулся через голову и крепко схватился за карандаш.

– Вот это да! – захлопала Танюшка в ладоши. – Правда поможешь?

Клоун обернулся к ней и улыбнулся ещё шире. Конечно, поможет. Это ведь совсем не трудно, даже интересно. Клоун принялся за работу, а Танюшка, понаблюдав немного, отправилась играть с кукольным домиком – из-за кучи сложных домашних заданий у неё вот уже несколько дней не хватало времени на любимые куклы. Как здорово, что теперь появился такой умный и старательный помощник!

Девочка так увлеклась, что вспомнила об уроках только на следующее утро, когда снова надо было собираться в школу. В волнении она заглянула в свои тетрадки, раскрыла альбом и ахнула. Таких рисунков ей ни за что не нарисовать! И доклад лежит – ни одной помарки, листы ровненько скреплены, заголовки цветные. Загляденье!

– Спасибо тебе, клоун! – сказала Танюшка и убежала в школу сдавать новые чудесные работы.

Деревянный клоун сидел неподвижно на стопке книг и терпеливо ждал, когда вернётся хозяйка. Он смотрел в окно и, как всегда, улыбался. Он всё-таки клоун, ему положено всегда улыбаться. Но тайком время от времени он вздыхал, словно глубоко о чём-то задумался. О чём-то совсем не весёлом. Кто знает, о чём думают клоуны, когда они не развлекают публику?

И вот, наконец, после школы счастливая Танюшка вбежала в комнату, подхватила со стола своего помощника и закружилась с ним по комнате, не заметив, что клоун подрос. Он был уже не просто игрушкой, которая могла бы легко уместиться на стопке книг. Раньше он перекидывал карандаш через плечо, как небольшое брёвнышко. Теперь же подросший клоун запросто обхватывал его одной рукой. Но до того ли сейчас было Танюшке? Ей в школе выдали похвальный значок за лучший в классе доклад и рисунок – радость-то какая!

Девочка достала награду из портфеля и показала клоуну.

– Смотри, это мы с тобой заработали! Может, завтра ещё какой-нибудь значок дадут? – мечтательно сказала она и выложила на стол тетрадки и учебники с уроками на завтра. – Ты сможешь решить эти?

Клоун пробежал глазами по открытым страницам, широко улыбнулся и решительно кивнул.

– Ура! – подпрыгнула Танюшка и убежала на улицу играть с подружками в салочки.

Помощник в цветастом колпаке засучил рукава, скорчил смешную гримасу и принялся щёлкать примеры один за другим. И с каждой решённой задачкой он становился всё выше, всё больше, всё увереннее, всё живее... Вот он уже настолько вырос, что смог спрыгнуть со стола и усесться на Танюшкин стул, совсем как настоящий живой ребёнок. Клоун склонился над открытой тетрадью, повертел в руках ставшую в пору шариковую ручку, улыбнулся и взялся за сочинение.

А Танюшка играла в салочки во дворе с подружками и не подозревала, что её кукла уже и не кукла совсем. Она бежала и не могла понять, почему вдруг так трудно стало дышать. Не устала вовсе, нет. А словно внутри что-то потяжелело, задеревенело. Остановилась девочка отдышаться, прижала руку к сердцу, а из груди раздался только глухой звук, как будто по пустой бочке постучали. Перепугалась Танюшка не на шутку, какие уж тут игры – домой надо скорей бежать!

Но не успела и двух шагов сделать, как ни с того ни с сего выпрыгнула из своих красивых красных сандалеток. Настолько они ей велики вдруг стали. Ахнула Танюшка, руками всплеснула – а кофточка-то тоже мешком висит, словно нарочно растянули. Подхватила девочка свои сандалии и, как есть, босая к дому побежала. И только потянув за ручку двери, поняла, что это не обувь с одеждой увеличились – это она сама уменьшилась! И продолжает тихонько таять с каждой минутой. Как же это так? Ещё чуть-чуть и от неё совсем ничего не останется!

Прибежала Танюшка домой, родителей зовёт, а никого ещё нет, все на работе. Бросилась она тогда в свою комнату, а там... На её месте за письменным столом сидел живой клоун, бывшая кукла, делал её уроки и улыбался. Совсем как живой. Да нет, он и есть живой! Вырос даже больше своей хозяйки. А на груди у него поблёскивает золотистый значок – школьная награда за отличную работу.

– Нет! – крикнула Танюшка. – Не отдам я тебе своё место. И жизнь свою сама буду жить, понятно?

Сказала так, выхватила у клоуна все свои тетрадки с учебниками и со всей силы обняла их, будто только они могли бы её спасти. В ту же минуту клоун вдруг замер, съёжился и превратился в прежнюю маленькую деревянную куклу. А Танюшка снова стала сама собой. И кофточка в пору, и сандалетки. Глядит – лежит на стуле её старая игрушка, клоун в колпаке с бубенчиками. Лежит, безвольно свесив руки, и улыбается в никуда.

Девочка потёрла кулачками глаза и... проснулась. Подняла голову с рук, огляделась по сторонам – вокруг те самые родные тетради, учебники, странные задачки про зверей с грибами и клоун, смирно сидевший на стопке книг. Ахнула Танюшка:

– Так это всё мне приснилось! Или нет?..

И опасливо покосилась на своего деревянного помощника. Ну уж нет, ещё раз такого точно не случится!

Взяла Танюшка пёструю игрушку, убрала в коробку, задвинула на полку подальше и села учить уроки. Старательно принялась решать задачки, выводить строчки чистописания и рисовать заданные фигурки. И пусть выходило не так гладко и красиво, как у клоуна, зато она справилась без посторонней помощи. Сама. И знаете, что? Это было невероятно приятное чувство!

– Теперь всё получится, – решила Танюшка и со спокойной совестью отправилась спать. Ведь назавтра её ждал новый день в школе, новые задания и новые победы.