Этноминиатюры. Карачаевцы

Владимир Суслов
        Основатель и глава товарищества «Братья  В. и Н. Бландовы»  Николай Иванович Бландов, бывший морской офицер,   у себя в кабинете ранней весной  1908 года разбирал почту и  читал сообщения о  работе своих молочных  заводов и сыроварен. В одном из  конвертов  оказалось  письмо Всероссийского  общества врачей, в котором медики обратились к главе Товарищества с просьбой наладить в Москве массовый выпуск кисломолочного продукта под названием «кефир», учитывая целебные свойство напитка. Славу о кефире  уже давно разнесли по России те, кто выезжал «на воды» на Кавказ,  где у Бландова  в  курортных городках  и станицах  имелись   молочные  заводы и сыроварни.
      Николай Иванович на минуту задумался, держа в руке письмо, затем положил его на стол и аккуратно провёл по нему ладонью, как будто погладил. В этот момент он уже знал, кто поедет на Кавказ, чтобы заполучить от местного населения – карачаевцев - кефирный  грибок, на основе которого сбраживается молоко и получается тот самый целебный напиток.
       Глава Товарищества пригласил для беседы к себе в кабинет Ирину Макарову, лучшего мастера молочного производства, блестяще освоившую технологию получения  французских сыров и выработавшую сливочное масло, за которое Товарищество в прошлом году было награждено золотой медалью  на Всемирной выставке в Париже. «Эта любознательная и неугомонная   двадцати  лет девица,  собой  видная,    привести в Москву кефирный грибок сможет», -  решил   старший Бландов. А затем подошел к книжному шкафу и стал просматривать некоторые издания, что-то отмечая в них закладками.
     - Ваша задача, уважаемая Ирина Тихоновна, уговорить карачаевского князя Бек-Мурзу  Байчорова,  поставляющего  молоко на  наши молочные заводы  на Кавказе, продать небольшое количество кефирной культуры. Вы с этим  поручением справитесь, я надеюсь, - говорил некоторое время спустя Николай Иванович, обратив внимание  на спокойное лицо девушки  с внимательными и выразительными глазами.
       - А горцев вам бояться не стоит. Я  тут кое-что отметил о карачаевцах в книгах. Вот что пишут наши исследователи Кавказа: «Карачаевские пастухи и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на  губах. Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…Уважение старших — это основной закон карачаевского нравственного кодекса…Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев».
       Или вот ещё: «Карачаевцы полны внутреннего благородства, сосредоточенной сдержанности... Это прекрасные, сильные люди, пасущие свои стада на склонах альпийских лугов, умеющие видеть и наблюдать, сравнивать и оценивать. Гостеприимство, радушие, трудолюбие, честность - отличительные черты карачаевцев». В дороге почитаете вот эту книгу. Здесь тоже есть описание  карачаевцев.
        Длинный путь от Москвы до Кисловодска Ирина внимательно вчитывалась в книжные строчки и уже, кажется, всё знала о Кавказе и народах его населяющих: «Характер у карачаевцев вспыльчивый  -  малейшая причина может привести их в гнев, но они довольно быстро успокаиваются и всегда готовы признать свою ошибку. В целом можно сказать с полным основанием, что они относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что благодаря своему мягкому нраву они оказывают цивилизующее влияние на своих соседей...».
    В Кисловодске Макарова остановилась в доме Петра Ивановича Васильева,  управляющего сыроварнями  Бландова.
- Сегодня мы никуда не поедем. Вам надо немного отдохнуть с дороги. А завтра отправимся к карачаевскому князю, увидеть которого вам так не терпится», - говорил Васильев, разливая ароматный чай с травами в расписные  чашки на большой веранде своего дома.
- Вам, голубушка, надо быть ко всему готовой – это Кавказ, здесь всегда могут быть неожиданности. Да, карачаевцы люди  миролюбивые и гостеприимные. Древний народ, говорят, их предки -  аланы,  сарматы и древние булгары.  У  них немало  традиций,  которые они ценят. Например,  о происхождении кефира   рассказывают, что Аллах  в знак Своего благоволения к честному и правдивому племени карачаевцев, послал им кефир в пищу, назвав его гыпы, в удостоверение того, что они  от голода  никогда не умрут.  При этом запретил передавать это «пшено Пророка» иноверцам -   тогда кефир выродится. Так что нам с вами заполучить кефирный грибок будет не так просто. Тайну его выведения, я боюсь,  не удастся  узнать.
- Всё у нас получится,  дорогой  Пётр Иванович, - глядя  с улыбкой  на  Васильева,    ответила  Ирина.
       Бек-Мурза  Байчоров  встретил на следующий день  гостей со всеми подобающими на Кавказе почестями и гостеприимством. Князь и его сын, очарованные красотой и воспитанностью Ирины, обещали помочь ей, но выполнить своё обещание не спешили.  Макарова видела  курдюк,  лежавший   у входа в дом. Поняла, что в нём созревает кефир. По местному обычаю каждый проходящий мимо должен был  пинать его  ногой.  Но находящееся в курдюке пшено Пророка так и осталось в нём,  продавать его иноверцам князь не спешил.
      Разочарованные  переговорами представители  Товарищества «Братья  В. и  Н. Бландовы» решили возвращаться домой, в Кисловодск. На середине дороги их фаэтон был остановлен  всадниками  в масках.  Один из них схватил Ирину, перекинул ее через седло и  ускакал  в горы.     Очнулась Ирина в незнакомой сакле. Через некоторое время к ней явился сын князя, молодой Бек-Мурза. Извинившись за обычай горцев красть невест, он предложил Ирине выйти за него замуж. Она категорически отказалась. Между тем управляющий  Васильев оповестил полицию,  и  князь  был арестован.  Через некоторое время состоялся суд. Судья   решил  помирить князя с Ириной,  на что   пленница заявила: «Я могу простить князя, но только при одном условии: пусть  он  подарит мне 10 фунтов кефирных грибков». Князь, поколебавшись,  согласился. На следующее  утро Бек-Мурза прислал Ирине кефирные грибки и  огромный букет цветов.Возвратившись в Москву,  Макарова  приступила к изготовлению кефира и вскоре бутылки с этим чудесным напитком появились в Боткинской больнице.   
       А через много-много лет, когда  Ирина Макарова стала Ириной Сахаровой, она получила письмо от правнука  Бек-Мурзы  Байчорова  и ответила ему:  «Во всем мире  известны лечебные свойства  кисломолочных напитков, которые в том числе и    карачаевцы готовили и употребляли веками. Карачаевцев  нельзя причислить к  известным  народам Земли. Но один их продукт знает весь мир -  это  кефир. Перед отъездом из Карачая,   мне захотелось внутренне  поклониться  ему,  и  я ощутила  всё  величие чуткой души карачаевского  народа».
       Кстати,  при всей своей нынешней доступности «пшено Пророка» так и не выдало своей главной тайны — искусственно вывести кефирный грибок ученым пока не удалось. А единственный применяемый на практике способ получения новых порций  закваски — это рост и размножение уже имеющихся грибков.