Основатель и глава товарищества «Братья В. и Н. Бландовы» Николай Иванович Бландов, бывший морской офицер, у себя в кабинете ранней весной 1908 года разбирал почту и читал сообщения о работе своих молочных заводов и сыроварен. В одном из конвертов оказалось письмо Всероссийского общества врачей, в котором медики обратились к главе Товарищества с просьбой наладить в Москве массовый выпуск кисломолочного продукта под названием «кефир», учитывая целебные свойство напитка. Славу о кефире уже давно разнесли по России те, кто выезжал «на воды» на Кавказ, где у Бландова в курортных городках и станицах имелись молочные заводы и сыроварни.
Николай Иванович на минуту задумался, держа в руке письмо, затем положил его на стол и аккуратно провёл по нему ладонью, как будто погладил. В этот момент он уже знал, кто поедет на Кавказ, чтобы заполучить от местного населения – карачаевцев - кефирный грибок, на основе которого сбраживается молоко и получается тот самый целебный напиток.
Глава Товарищества пригласил для беседы к себе в кабинет Ирину Макарову, лучшего мастера молочного производства, блестяще освоившую технологию получения французских сыров и выработавшую сливочное масло, за которое Товарищество в прошлом году было награждено золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. «Эта любознательная и неугомонная двадцати лет девица, собой видная, привести в Москву кефирный грибок сможет», - решил старший Бландов. А затем подошел к книжному шкафу и стал просматривать некоторые издания, что-то отмечая в них закладками.
- Ваша задача, уважаемая Ирина Тихоновна, уговорить карачаевского князя Бек-Мурзу Байчорова, поставляющего молоко на наши молочные заводы на Кавказе, продать небольшое количество кефирной культуры. Вы с этим поручением справитесь, я надеюсь, - говорил некоторое время спустя Николай Иванович, обратив внимание на спокойное лицо девушки с внимательными и выразительными глазами.
- А горцев вам бояться не стоит. Я тут кое-что отметил о карачаевцах в книгах. Вот что пишут наши исследователи Кавказа: «Карачаевские пастухи и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на губах. Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…Уважение старших — это основной закон карачаевского нравственного кодекса…Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев».
Или вот ещё: «Карачаевцы полны внутреннего благородства, сосредоточенной сдержанности... Это прекрасные, сильные люди, пасущие свои стада на склонах альпийских лугов, умеющие видеть и наблюдать, сравнивать и оценивать. Гостеприимство, радушие, трудолюбие, честность - отличительные черты карачаевцев». В дороге почитаете вот эту книгу. Здесь тоже есть описание карачаевцев.
Длинный путь от Москвы до Кисловодска Ирина внимательно вчитывалась в книжные строчки и уже, кажется, всё знала о Кавказе и народах его населяющих: «Характер у карачаевцев вспыльчивый - малейшая причина может привести их в гнев, но они довольно быстро успокаиваются и всегда готовы признать свою ошибку. В целом можно сказать с полным основанием, что они относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что благодаря своему мягкому нраву они оказывают цивилизующее влияние на своих соседей...».
В Кисловодске Макарова остановилась в доме Петра Ивановича Васильева, управляющего сыроварнями Бландова.
- Сегодня мы никуда не поедем. Вам надо немного отдохнуть с дороги. А завтра отправимся к карачаевскому князю, увидеть которого вам так не терпится», - говорил Васильев, разливая ароматный чай с травами в расписные чашки на большой веранде своего дома.
- Вам, голубушка, надо быть ко всему готовой – это Кавказ, здесь всегда могут быть неожиданности. Да, карачаевцы люди миролюбивые и гостеприимные. Древний народ, говорят, их предки - аланы, сарматы и древние булгары. У них немало традиций, которые они ценят. Например, о происхождении кефира рассказывают, что Аллах в знак Своего благоволения к честному и правдивому племени карачаевцев, послал им кефир в пищу, назвав его гыпы, в удостоверение того, что они от голода никогда не умрут. При этом запретил передавать это «пшено Пророка» иноверцам - тогда кефир выродится. Так что нам с вами заполучить кефирный грибок будет не так просто. Тайну его выведения, я боюсь, не удастся узнать.
- Всё у нас получится, дорогой Пётр Иванович, - глядя с улыбкой на Васильева, ответила Ирина.
Бек-Мурза Байчоров встретил на следующий день гостей со всеми подобающими на Кавказе почестями и гостеприимством. Князь и его сын, очарованные красотой и воспитанностью Ирины, обещали помочь ей, но выполнить своё обещание не спешили. Макарова видела курдюк, лежавший у входа в дом. Поняла, что в нём созревает кефир. По местному обычаю каждый проходящий мимо должен был пинать его ногой. Но находящееся в курдюке пшено Пророка так и осталось в нём, продавать его иноверцам князь не спешил.
Разочарованные переговорами представители Товарищества «Братья В. и Н. Бландовы» решили возвращаться домой, в Кисловодск. На середине дороги их фаэтон был остановлен всадниками в масках. Один из них схватил Ирину, перекинул ее через седло и ускакал в горы. Очнулась Ирина в незнакомой сакле. Через некоторое время к ней явился сын князя, молодой Бек-Мурза. Извинившись за обычай горцев красть невест, он предложил Ирине выйти за него замуж. Она категорически отказалась. Между тем управляющий Васильев оповестил полицию, и князь был арестован. Через некоторое время состоялся суд. Судья решил помирить князя с Ириной, на что пленница заявила: «Я могу простить князя, но только при одном условии: пусть он подарит мне 10 фунтов кефирных грибков». Князь, поколебавшись, согласился. На следующее утро Бек-Мурза прислал Ирине кефирные грибки и огромный букет цветов.Возвратившись в Москву, Макарова приступила к изготовлению кефира и вскоре бутылки с этим чудесным напитком появились в Боткинской больнице.
А через много-много лет, когда Ирина Макарова стала Ириной Сахаровой, она получила письмо от правнука Бек-Мурзы Байчорова и ответила ему: «Во всем мире известны лечебные свойства кисломолочных напитков, которые в том числе и карачаевцы готовили и употребляли веками. Карачаевцев нельзя причислить к известным народам Земли. Но один их продукт знает весь мир - это кефир. Перед отъездом из Карачая, мне захотелось внутренне поклониться ему, и я ощутила всё величие чуткой души карачаевского народа».
Кстати, при всей своей нынешней доступности «пшено Пророка» так и не выдало своей главной тайны — искусственно вывести кефирный грибок ученым пока не удалось. А единственный применяемый на практике способ получения новых порций закваски — это рост и размножение уже имеющихся грибков.