Братки

Валерий Бабошкин
     Я находился в гостях у товарища по работе. Сидел за столом и рассматривал, Можно сказать, любовался ветвистыми, могучими и красивыми рогами лося. Я заметил их сразу,- ещё в коридоре. Собственно, мой визит к нему заключался именно в этом.
         Недавно я зашёл в гости к своим родителям, и увидел у них в прихожей на трельяже оленьи рога. Раньше Я видел настоящие рога оленя только в кино и в краеведческом музее, в который нас водили всем девятым классом лет десять тому назад. Отец, заметив моё любопытство к рогам, попросил меня сделать из них что-нибудь достойное для размещения их на стене залы.
Я согласился и, уходя, забрал оленьи рога с собой. Дома, показав их жене и сыну, стал думать, что мне сделать с ними этакое, что придётся по сердцу всем, кто увидит мои труды с рогами оленя.
   Однажды, на работе я рассказал об оленьих рогах своему сотруднику. Он выслушал без особого интереса.
- Подумаешь!.. – оленьи рога!.. – примитив какой-то.
- Не скажи… - рога довольно хороши.
- Оленьи рога в принципе не могут быть хорошими.
У них вид мало эстетичен… - ничего особенного. То-ли дело - рога лося.
- «На безрыбье и рак – рыба». Где я возьму рога лося? Я и оленьи рога, - настоящие, первый раз увидел... те, что сейчас у меня.
- А, у меня дома есть настоящие рога лося.
- Неправда!.. – откуда они у тебя могут взяться?
- Много ты понимаешь!.. Вот те крест!.. Зуб даю!.. - лежат в коридоре на шифоньере! Пылятся там сколько я себя помню.
- Да?.. – ладно… - подколоть меня хочешь наверно.
- Не веришь!.. – пошли после работы ко мне. Сам убедишься, что я не вру.
- Хотелось бы. Да – неудобно как-то. Твои-то все дома поди?
- Только брат может быть дома. Пошли, посмотришь какие они – рога лося.
- Уговорил!.. – Я позвоню домой. Скажу жене что задерживаюсь на работе. И мы сходим к тебе. Интересно посмотреть на лосиные рога.
- Всё… - договорились.... Иди – звони.
- только я к тебе ненадолго, - туда и обратно.
- Как хочешь. Там видно будет.

    Мы разошлись по своим рабочим местам. Этот сотрудник телосложением был немного скромнее меня; - примерно моего роста. Но любил постоянно набивать косточки кулака о что-нибудь твёрдое, хотя бы - об стол или о любую книгу в твёрдом переплёте, или о ладонь другой руки. От этого кожа на косточках его кулаков была всегда розового цвета и на каждой косточке образовалась своеобразная мозоль.
   Я, учась в школе, занимался гимнастикой и имел спортивный разряд. Гимнастика тоже требовала приличной силы в руках и хорошо развивала мышцы рук и грудной клетки. но перейдём к рассказу.
    
 Вот!.. – я любуюсь роскошными рогами лося. Товарищ успел познакомить меня со своим братом. Он сидел рядом со мной и посматривал на меня изучающим взглядом, а я – на рога. Товарищ по работе возился на кухне с заваркой чая.
- Хороши рога!.. – ничего другого не скажешь.
Как они к вам попали? – Спросил я у брата сотрудника. – Конечно, - нет никакого сравнения с рогами оленя.
- Отец давным-давно, я ещё был совсем мальцом, принёс их с охоты на лося.
- Что?.. – в наших краях охотился!? Браконьерствовал что ли?
- Нет!.. – что ты…. Это происходило давно и далеко отсюда, - в Западной Сибири. Мы там раньше жили.
- Интересно то как…. – Сказал я многозначительно. Вы не думаете придать им законченный вид?
- А, что тут думать?.. -  Они и так – хороши. Вбивай гвоздь в стену и вешай. Будет любо-дорого посмотреть.
- Да!.. – почти готовое украшение любой квартиры. А они у вас в коридоре на шифоньере пылятся.
- Да – что рога?.. – рога как рога. Пусть лежат себе где лежали. – Ответил он так, будто ему надоело далее обсуждать эту тему. Он выглядел года на четыре моложе своего брата, но – выше, шире в плечах, сильнее - мужественнее что ли.

    В зал зашёл брат с подносом в руках. На подносе позванивали чайными ложками чашки с чаем. На блюдце ютились несколько печений.
- Сейчас чай попьём, и пойдём, - пройдёмся немного по нашему «Бродвею».
- Нет-нет!.. – мне домой надо. Супруга, наверное, - уже заждалась.
- Но, Чай-то - выпьем?.. – не зря же я готовил его. К чашкам с чаем он добавил графин с домашним вином. Он, - мой товарищ по работе, был на полтора года младше меня, а по должностной инструкции, находился на работе как бы под моим началом, - я был старшим инженером, а он конструктором третьей категории. Может быть поэтому мои собеседники вели себя вначале несколько настороженно. Но после выпитого вина, залитого чашкой чая, их немая настороженность исчезла. Братья стали вести себя даже несколько высокомерно. Особенно немногословный – младший брат. Хмель взял своё. Слово за слово и братья стали хвастать передо мной своими приключениями. Мне их рассказы были не по-нутру, но я не подавал вида, думая о том, что давно пора шагать домой. Весь их разговор сводился к тому, что они любили кутить и  дебоширить. Но, как водится, всегда не по их вине. Дошло дело до того, что стали хвастать у кого кулак больше. В запале я ляпнул что у меня тоже кулак не слабый. Хотя я никогда ни с кем по-настоящему не дрался, не считая шуточных соревнований в силе на пикнике, где-нибудь на природе со своими товарищами. И вообще, как там у Высоцкого;
«бить человека по лицу, я просто - не могу»!

 Услышав про мой кулак, братья переглянулись и, не сговариваясь, предложили мне прогуляться недолго с ними по проспекту. Я стал отказываться. Они настаивали на своём. В конце концов я согласился на их предложение.
Рога лося водрузили на своё привычное место и вскоре мы оказались на проспекте имени «Ленина».
    Поспевал летний вечер тысяча девятьсот семьдесят третьего года. Местная молодёжь называла проспект не иначе как - «Бродвей»! А он действительно был в городе центральным. С недавнего времени – проспект стал протяжённостью около восемнадцати километров, и пролегал по городу почти по прямой!.. – занимая этим достоинством первое место в современной Европе.
На перекрёстке «Бродвея» с проспектом «Металлургов», возле общественного туалета с красивой аркой между мужским и женским отделениями, ( вид у этого архитектурного сооружения смотрелся так, что сразу не определишь что такая красота – общественная уборная. Кстати – внутри помещения тоже выглядело всё довольно прилично) – брат неожиданно для меня, остановил двух парней, проходящих на перерез нам. Они о чём-то беседовали, проходя мимо нас, не замечая нас, не причинив нам никаких неудобств. Я вначале подумал, что это его знакомые. Но быстро понял, что это – не так.
- Ребята! – Закурить есть? – Спросил брат, остановив их, взяв одного из них за руку. Тот одёрнул руку и машинально ответил:
- Нету!.. – не курю.
- А твой товарищ курит? – спросил братец довольно грубо, с вызывающим тоном в голосе.
- Я тоже не курю…. У нас сигарет нет. Попроси у кого-нибудь другого. Было заметно что эти двое чувствуют себя не совсем уверенно, настороженно что ли. Когда мы вышли на проспект, я заметил, как мой новый знакомый зачем-то намотал на правый кулак носовой платок. Так, чтобы тот прикрыл косточки коренных суставов пальцев, но не придал этому особого значения. Теперь ладонь с платком находилась в кармане
его пиджака. Через мгновение он уже поправлял платок на сжатом кулаке, делая безразличное выражение лица. Все видели это.
- Нехорошо отказывать просящему… - сказал он с кривой ухмылкой на его, сделавшимся вдруг злым, лице.
Не успел я и парни, которых он остановил оценить ситуацию, он резким, сильным движением всадил кулак с намотанным платком между глаз одному из парней. Тот, как подкошенный свалился спиной на тротуар сквера, не сгибаясь в спине и коленях. Сквер проходил между проезжими частями по всей длине проспекта «Металлургов».
- Зачем ты так!? Что он тебе сделал плохого? – Растеряно спросил друг лежавшего без сознания парня, ни в чём неповинного перед насильником. Не успел я отреагировать от не ожидаемых мной событий, брат, взглянув на меня, врезал таким же образом по переносице второго парня. Тот завалился на своего товарища. Братья резко взяли меня под руки;
-Пошли быстро отсюда! – Сказал старшой, подталкивая меня вперёд. Мы – молча шли торопливой походкой, мимо вальяжно гуляющих по вечернему проспекту многочисленных прохожих, - метров сто, сто пятьдесят. Никто из свидетелей происходящего несколько секунд назад, - не закричал, не возмутился, не позвал на помощь. Пройдя так ещё немного, мы несколько запыхавшись от быстрой ходьбы, замедлили шаг.
- Зачем ты их так бесцеремонно?.. Заслужили что ли?.. Ты их знаешь?
- Нет. Первый раз вижу.
- Тогда - я ничего не понял!?
- Так было надо…. Сам поймешь скоро. – Ответил мне за брата сотоварищ по работе. Я не нашёл что возразить.
- Вон рюмочная!.. – пошли… - зайдём, расслабимся немного. – Предложил младший брат.
Может - не надо!? Я наверно пойду домой….
- Вот отойдём от стресса немного и разойдёмся. Мужик ты, в конце концов, - или нет!?
- Зря вы этих парней так. – Сказал я и не получил ответа.
      Братья уже повернули к рюмочной. Сотрудник потянул меня за руку за собой. Я подумал, что после таких событий, выходящих за все рамки позволенного обществом и законом, и в самом деле - не помешает немного приглушить стресс. Я освободился от руки сослуживца, и мы подошли к рюмочной. Я – под впечатлением от происходящего несколько минут назад, в следствии которого у меня возникла неприязнь к новому знакомому, зашёл с братьями в намеченное нами заведение.
  Уже в рюмочной до меня дошло зачем он это сделал;
- Он хотел продемонстрировать мне на что способен его кулак!.. То, что при этом пострадали незнакомые ему парни, пострадавшие - ни за что, - его абсолютно не волновало. Он совершил это специально для меня. Видя мою реакцию на это происшествие, я заметил в его взглядах, обращённых ко мне, некоторую, плохо скрываемую высокомерность. А мне становилось противно его общество. Заодно это чувство передалось и в отношениях к его брату. Поскольку было очевидно, что они -  заодно. Но я пытался скрыть свои настроения. Я понимал, что в сей момент изменить в случившемся ничего не могу, - не в моих силах. Но я уже знал, что наше знакомство с младшим братом закончится сегодняшним вечером.

     Мы сбросили до кучи какую-то мелочь и добавили к выпитому ранее ещё по сто грамм водки. У меня из головы не выходил бессознательный вид лежавших на тротуаре парней. – Что с ними?.. Он сильно повредил их здоровью?.. Первый сбитый наповал парень, падая сильно зашибся затылком об асфальт…. А, если он уже неживой?! Господи!.. – с кем я связался!? Причина моего визита к ним отошла на задний план и была почти забыта.
      Последние сто грамм водки подействовали на меня, и как-то по-особенному на братьев. Я, можно сказать, – почти физически ощутил причастность к происшедшему с несчастными парнями. Ведь всё это – из-за меня!..
Когда брат отошёл в сторону, чтобы купить несколько леденцов, я спросил у сотоварища по работе:
- Твой брат часто так балуется?
- А что?.. – Бывает иногда. Ты не бери в голову, - забудь!..   
- Он занимался боксом или, чем-нибудь в этом роде, в спортивной секции?
- Нет. Мы с ним самоучки. А Что?.. – круто!.. – да? А отработанный удар даёт практика.
- Напрасно вы тех парней так… - совсем ни за что….
- Я говорю, - забудь! Не было ничего… - понял?
- Я не согласен, когда – не за что. Всегда может найтись кто-то, кто сможет так же поступить с тобой или со мной, или с твоим братом. Ты будешь считать нормальным, когда кто-то, вдруг, ни за что, ни про что, тебя вырубит или брата?
- Пусть попробуют…. Ну, - хватит об этом. Забудь и всё!
 И не вздумай рассказать кому.
- Что?.. - Боязно!.. Не волнуйся. Я же - не идиот! Мне самому хочется побыстрее забыть. Это скорее - по-звериному, не по-человечески как-то. 
- Всё!.. – забыли об этом эпизоде. Не стоит он такого внимания с нашей стороны.

     Вернулся брат. В скорее мы втроём, уже порядком охмелевшие, шли по местному «Бродвею».
- Что-то я не видел, чтобы твой брат курил? – Спросил я у своего коллеги по работе.
- А он не курит. Здоровье своё бережёт. – Ответил брат с хитринкой в интонации ответа.
- Понятно…. А чего же он… - Я хотел спросить зачем же он просил у тех парней закурить, но вспомнил – зачем… и осёкся. – А куда мы идём?
- Да, - так… - гуляем.
- Мне уже домой давно пора, а я с вами гуляю. Жена будет волноваться.
- Ничего… - переживёт. Надо же когда-то и друзьям время уделить.
Я и братья успели прочувствовать действие алкоголя. Им стало – хорошо, привычно, а мне – неловко. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Что-то возражать им не
хотелось. Во-первых - спьяну могут неправильно воспринять мои слова, а во-вторых – не было никакого желания доказывать им что-то, наставлять их на путь истинный. Им трудны понятия о человеческой доброте и порядочности. В их мозгах устоялись другие понятия чести. Там главенствует эго, неоправданное чувство превосходства по отношению к окружающим их людям. Особенно это видно невооружённым взглядом по взгляду младшего брата. Формально – они прекрасно всё понимают, но для себя считают возможным иное.

   По-пути братишка ещё приставал без всякой причины к прохожим. Я пытался как-то утихомирить его. Это плохо получалось, но, всё же, обошлось без острых эксцессов. Я шёл с ними, а сам чётко понимал, - это последний тесный контакт с ними. Я приложу при необходимости максимум усилий чтобы подобных прогулок в  их компании больше не случилось. 
- Мне давно пора домой. Повторил я, когда мы подошли к гостинице «ИНТУРИСТ», и я заметил намерения братьев посетить её бар или ресторан. В кармане у меня с утра было десять рублей. Сейчас остался трояк. Для ресторана – маловато. Да и – не хотелось дольше присутствовать в их компании.
- Пойдём-пойдём!.. – возразили братья почти в один голос.
- Хватит уже приключений на сегодня.
- Приключения ещё все впереди. Мы – ненадолго….
- Да у меня денег почти не осталось.
- Ничего… - мы угощаем! Пошли-пошли, - не пропускай халяву.

      Мы были изрядно вр хмелю. Я понимал, если я добавлю, к выпитому за вечер, пару рюмок горячительного, могу потерять контроль над собой. Но… – с братьями спорить, - себе дороже. 
    Мы оказались в фойе гостиницы. По широкой лестнице поднялись на второй этаж, и зашли в ресторан. Сели за ближайший свободный стол. Выбор был небогат.
Свободных столов оставалось всего два, один из которых заняли мы. За весь вечер, кроме вина и водки, я отведал чашку чая с двумя печеньями, да несколько леденцов. Поэтому, наблюдая за трапезами посетителей ресторана, под не очень громкие мелодии местных "лабухов", мой желудок стал подпевать. Иногда так громко, что мне становилось неловко. Я боялся, что звуки моей утробы могут услышать за соседнем столом. Братья стали подсчитывать свои финансы. По их виду я понял, - с финансами у них не густо. Я выскреб из карманов трояк и всю задержавшуюся в них мелочь, оставив себе две монеты по три копейки на обратный проезд в троллейбусе, и отдал им. Они приняли это как должное, забыв, что собирались меня угощать. Брат моего коллеги по работе встал из-за стола, проверил ещё раз свои карманы, сел и подозвал к нам официанта.

      На столе стояла ваза с нарезанными кусками серого хлеба, соль и горчица - соответственно в своей таре.
Я не устоял перед соблазном, взял кусок хлеба, намазал его тонким слоем горчицы, так чтобы слой просвечивал, и с удовольствием стал есть. Действие хмеля сказывалось изрядно, но ожидая официанта с нашим заказом, я успел немного прийти в себя. Братья разговаривали о чём-то, спрашивали меня, я что-то отвечал им, а в голове, как осиновый кол, торчало видение тех двух парней, подрубленных, словно топором, кулаком младшего брата. Скорее всего, хотя бы на время, искалеченных – ни за что! За время ожидания заказа, братец коллеги успел пару раз пригласить каких-то девиц на очередной танец. Он вёл себя в ресторане как завсегдатай. Несколько раз здоровался за руку с какими-то парнями.
А я себя чувствовал в таком обществе неуютно. Как чувствует себя человек в непривычной ему ситуации с незнакомыми людьми. Такое ощущение немного сглаживал хмель, но этого было недостаточно для состояния комфорта.

        Прошло около часа пребывания нас в ресторане. За это время мы добавили к выпитому ещё по паре рюмок «Столичной», съели по шницелю с жареным картофелем, и запили всё это чашкой кофе. Младший брат успел поссориться с одним посетителем ресторана из-за девушки. Чуть было ни довёл дело до драки.
  Я заметил, что мои сегодняшние приятели, выходя из-за стола на следующий танец, нетвёрдо стоят на ногах. Но, - зато повеселели и совсем перестали следить за своими манерами поведения. Я так же чувствовал на себе внушительное действие спиртного. Взглянул на часы.
- Ух ты!.. – без двадцати одиннадцать! Давно пора быть дома. Теперь жена – заругает…. Надо как-то прекращать этот стихийный вояж в ресторан. Я встал из-за стола и направился к выходу ресторана.
- Ты это куда?.. – Окликнул меня старший брат. Младший в это время завёл беседу с девицей, пришедшей в ресторан позже нас без сопровождающих.
- Мне надо…
- Куда тебе надо?..
- В туалет!.. – куда….
- И я с тобой! – подожди.
    В туалете мы разошлись по разным кабинкам. Сделав свои дела, я задержался в кабинке и ждал выхода из кабинки своего напарника. Вскоре я услышал его голос:
- Ты ещё там?
- Тут-тут…. Дай спокойно сделать свои дела.
- Давай побыстрей… - я жду тебя.
- Не надо меня ждать. Иди… - я скоро приду.
- Что… - у тебя по серьёзному?..
- Да!.. – Надоел уже. Ты иди, - я подойду.
- Я тогда - пошёл?..
- Иди уже!..
   Старший брат ушёл. Я немного подождал, вышел из туалета, спустился на первый этаж и вышел из гостиницы. Я решил, ничего не говоря братьям, сбежать от них без лишних уговоров и разговоров. Иначе это гулянка может затянуться ещё на несколько часов и - неизвестно чем окончиться.
      Свежий вечерний воздух немного отрезвил меня, пока я ожидал нужный маршрут троллейбуса. Вскоре я ехал в троллейбусе домой, думая, как оправдаться за сегодняшний вечер перед супругой. Мозг не уставал прокручивать в памяти сражённых наповал парней.
-Не повезло им сего дня…. А виной всему стало необдуманно высказанное мной словцо о приличной силе моего кулака. Но, разве можно было предвидеть такие послествия…. Горьковатый, противный нутру и духу осадок от этого знакомства с братьями ещё долго присутствовал в моей ауре. Всё-таки я извлёк из этого происшествия толику пользы, - после этого я стал немного мудрее и осторожнее в знакомствах с людьми.
 
 С младшим братом я больше не встречался; - Бог мило-вал. Со старшим же. У меня сложились сугубо деловые отношения. Хотя он, при случае, пытался иногда напомнить мне этот вечер, предполагая, что я буду теперь более лоялен с ним и стану относиться к нему во время работы по-особенному. Но судьба распорядилась по-своему; спустя некоторое время, я нашёл более престижное место работы и уволился из лаборатории научно-исследовательского института. На этом моё знакомство с братьями из данного рассказа – прекратилось.

               
                2013г.