Как Иван Каторжный конокрадов извел

Алексей Малышев Сказитель
                КАК У НАС ВОРОВ ИЗВЕЛИ

                КАТОРЖНЫЙ ИВАН И КОНОКРАДЫ


   С незапамятных времен великую службу служил крестьянину его богатырский конь.
Конь в старину большим богатством был и всем помогал.
На коне пахали и сеяли, убирали хлеб и подвозили дрова.
Конь управлял все тяжелые крестьянские работы, без него невозможно было вести крестьянское хозяйство.

   Жили мы хорошо в Ирбейском уезде, выселены были в наше село мордовские люди, мордва, раскулаченные из Мордовии, с берегов реки Камы.
Но случилось беда. Присмотрели наших гнедых воры. Повадились в мирный край лютые конокрады.

   Налетали они каждые полгода на село и уводили коней. Семьи крестьянские оставались совершенно без всякой лошадиной тяги и если бы их не выручали соседи и товарищи, своими-то лошадями, все бы с голоду пропали.

   Не знали мы как от горя избавиться, частенько ловили мужики одного или двух конокрадов, наказывали. Но мало то помогало, через некоторое время набеги банды повторялись. И не могли мы ничего придумать, ни староста, ни казачий атаман.

 
   И вот однажды послал Господь в деревню Ивана каторжного, который отсидел в Александровском централе, что был главной тюрьмой Иркутска, двенадцать лет.
Занялся Иван каторжный изготовлением древесного угля. Делал он ямы и выжигал в них древесный уголь для всякой крестьянской надобности.


   Рассказали ему сельчане про беду, что постигла деревню. Пожаловались, что приходит большая банда человек в тридцать и уводит всех жеребцов из деревни поголовно. Уже и жеребенку от кобылицы народится нельзя. Настоящее бедствие.
Послушал Иван каторжный жалобы и решил помочь по-своему. Объявил богатырь людям, что с бандой он управиться, а за то в благодарность пусть поставят ему крепкий дом для жизни.


   Выхода не было, все с ним согласились и начали строить избу. Стали селяне возить ему бревна на место постройки дома.

   А Иван начал подбирать себе людей для борьбы с ворами. С каждым избранным человеком он отдельно собеседовал, внушая ему, что он в будущем деле полностью должен подчиниться ему, Ивану каторжному.


    С некоторого времени уже совсем не занимался он изготовлением угля, а только сидел в засаде. Осенней ночью послышались зловещие шорохи. Подпустив полуночников поближе, бросились засадные на незваных гостей, крепко прикладывая их тяжелыми кулаками. Не ждали враги такого отпора, и поймал Иван каторжный банду. Навалились его люди на воров-похитителей и успешно повязали их всех.
 
   Учинил им Иван строгий допрос и узнал, что воры эти из Канска и на Канской ярмарке продавали наших коней и потому никого тут не знали и не жалели, причиняя всем великое горе.

    Во мраке ночном прозвучал суровый приговор беспощадного Ивана. Приказал он сложить всех сволочей в угольную яму и присыпав немного землей, обложить дровами и сжечь. Долго пылало страшное пламя над жуткой ямой-могилой. Корчились в нем злые конокрады.
    Приехали на убийство уполномоченные от властей, розыскать виноватого. Но Ивана Каторжного им никто не выдал. Пришлось им вернуться ни с чем.
С тех пор не воровал никто резвых коней, не обижал добрых людей. Сгинули ночные хищники со свету. Быстро забыли про них люди.
А жестокий Иван мирно зажил в просторном доме.   

    Так извели воров в нашей деревне. Свободно и привольно паслись в ночном прекрасные кони и всегда возвращались к родному двору. А ты все еще не понял и спрашиваешь, как воров извести? Миленький, свести их можно одною лишь жестокой борьбою.