393 Это уже не шутки 01 04 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 393. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Это уже не шутки. 01.04.1974.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет (сверху-вниз, слева-направо):

Схема применения ПКР П-35. 1974.
ПКР проекта П-5, П-6 и П-35.
Старт ПКР П-35 с крейсера пр.58.
Старт ПКР П-35 с береговой установки «Редут».
Советский самолёт Ту-95 в сопровождении американских «фантомов» над ударным авианосцем ВМС США.


В предыдущем:

Я не знал, чем кончится история с Татьяной – молодой библиотекаршей в библиотеке клуба ВМБ Балтийск, с которой я познакомился недавно и вдруг стал объектом её нервного, повышенного и страстного желания… Что на неё нашло? Весеннее обострение что ли?   
   
Весёлое и драматичное приключение с Татьяной нуждается в отдельном повествовании в другой книге, тем более что в понедельник 01 апреля 1974 года моя жизнь и жизнь БПК «Свирепый» началась снова, как будто это была совершенно новая жизнь и новая судьба нашего корабля.

Далеко от Балтийска в Северном море ОБК (отряд боевых кораблей) в составе: БПК «Образцовый», ЭМ «Светлый» и ЭМ «Спешный» под командованием начальника штаба 128-й бригады 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ, капитаном 2 ранга Л.С. Рассукованным, приближался к мысу Скаген и Датским проливам, чтобы войти в Балтийское море и устремиться домой, к ВМБ Балтийск.

У побережья Западной Африки недалеко от Конакри (Гвинея) совершал рейд по местам рыбной ловли советских траулеров ЭМ «Настойчивый» (командир корабля, капитан 3 ранга В.П. Певзнев).

01 апреля 1974 года командир ОБК (отряда боевых кораблей) капитан 2 ранга В.П. Нечитайло получил от оперативного дежурного центрального командного пункта (ОД ЦКП) ВМФ СССР новую «вводную» (приказ): «ЭМ «Настойчивый» встретиться с танкером СМТ «Лена», пополнить запасы до полных норм, и полным ходом следовать в порт Конакри (Гвинея), где вступить в командование отрядом боевых кораблей», ранее там находившихся.

01 апреля 1974 года ЭМ «Настойчивый» в 16:00 встретился у побережья Мавритании с танкером СМТ «Лена», где произошло пополнение запасов эсминца. После этого ЭМ «Настойчивый» получил приказ 03 апреля 1974 года «техническими средствами ЭМ «Настойчивый» обеспечить подлёт двух самолётов Ту-95РЦ Краснознамённого Северного флота к порту Конакри».

Самолёт дальней разведки и целеуказания Ту-95РЦ – это очень серьёзный самолёт, аналогов которому в мире в то время не было.

Полёт сразу двух самолётов (дублирующих друг друга, значит, гарантирующих точность разведки и целеуказания), да ещё с Севера (КСФ), за многие тысячи километров от Гвинеи, да ещё созданных специально для обеспечения боевых кораблей ВМФ СССР, свидетельствовало о серьёзной причине, цели и боевой задачи группировки наших вооружённых сил в этом районе Атлантики и Западной Африки.

Война Судного Дня в октябре 1973 года на Ближнем Востоке понудила «вероятных противников» - США-НАТО и СССР – создать средства для получения точных и своевременных разведданных о расстановке надводных и подводных сил, об обстановке на соответствующем театре военных действий, а также точных данных для целеуказания и наведения авиационных, подводных и надводных корабельных ракетных комплексов.

Дело в том, что ещё в августе 1956 года Совет министров СССР принял постановление «о разработке противокорабельных крылатых ракет П-6 и П-35». Ракета П-6 должна была запускаться с подводных лодок, а ракета П-35 – из контейнерных пусковых установок с берега и с надводных кораблей.

Противокорабельные ракеты П-35 и П-6 имели так называемую «переменную траекторию полёта». Сначала ракета стартовала практически над водой или над землёй, потом круто набирала большую высоту, потом быстро летела как самолёт, а потом, после её наведения на цель, ракета захватывала эту цель и стремительно пикировала на нё, ведомая «головкой самонаведения».

Причём, полёт ракеты на большой высоте обеспечивался РЛС кораблей или специальных самолётов, а изображение, которое устройство слежения и самонаведения передавало на корабль или самолёт, использовалось для определения истинности цели и её захвата автоматикой в режиме самонаведения.

Вот для чего нужен был специальный самолёт, который мог бы летать далеко, высоко и долго, ведь: «Следить буду строго: Мне сверху видно всё — ты так и знай!».
Слова из народной песни пилотов «Мы парни бравые…», автор текста (слов): С. Фогельсон, композитор (музыка): В. Соловьёв-Седой.

В пределах «прямой видимости» ракеты П-6 и П-35 могли применяться и «в автономном режиме без этапа телеуправления». «Крылатые ракеты П-6 «размещались на подводных лодках проекта 651, 675, а ракеты П-35 вошли в состав вооружения крейсеров проекта 58 – «Грозный», «Адмирал Головко», «Адмирал Фокин», «Варяг», а также кораблей проекта 1134 – «Адмирал Зозуля», «Владивосток», «Вице-адмирал Дрозд», «Севастополь» и другие».

Необходимость в целеуказании и телеуправлении противокорабельными ракетами П-6 и П-35 диктовалась большой скоростью и высотой их полёта, где «цена» ошибки в управлении вела к промаху. Ракеты П-6 и П-35 могли быть выпущены на дальности 350 км от цели, поэтому для них нужна была «мобильная система, обеспечивающая высокую точность целеуказания». Такой системой стала «морская радиолокационная система целеуказания - МРСЦ «Успех».

Элементом МРСЦ «Успех», повышающим несомненный успех этой системы управления, «должны были стать дальние самолёты-разведчики Ту-95РЦ, разработанные на базе самолёта Ту-95М и корабельные вертолёты Ка-25РЦ».

21 июля 1959 года постановлением Совета министров СССР было запущено создание в ОКБ-156 специального проекта самолёта Ту-95РЦ. За два года упорной работы коллектив ОКБ-156 и соответствующие заводы, институты и производства «спроектировали и создали опытный дальний разведывательный самолёт Ту-95РЦ с аппаратурой обеспечивающей вскрытие обстановки над морем и обеспечение целеуказания для применения ракетного оружия кораблями ВМФ СССР».

В марте 1960 года «вышла директива Министерства авиационной промышленности (МАП) с указанием об установке в первом квартале следующего (1961) года на серийном Ту-95М N2510 бортового комплекса аппаратуры целеуказания «Успех-У», разработанной киевским научно-исследовательским институтом «Квант».

На самолёте Ту-95 «сняли бортовую РЛС «Рубидий-ММ» и установили на её месте «ретранслятор бортовой системы целеуказания». «В грузовом отсеке самолёта разместили аппаратуру «Успех-У», под отсеком установили и закрыли обтекателем антенну РЛС». «Место для осветительных бомб и аэрофотоаппаратов занял обтекатель станции радиотехнической разведки «Квадрат-2». «На концах стабилизатора установили антенны системы «Арфа», закрытые обтекателями».

21 сентября 1962 года опытный Ту-95М-РЦ N2510 «поступил на государственные совместные испытания, оказавшиеся очень сложными из-за незнания особенностей совместного использования различных радиоэлектронных средств и помех, создаваемых силовыми электросетями».

Государственные испытания первого этапа Ту-95РЦ закончились в 1963 году. Серийные самолёты Ту-95РЦ выпускались на авиационном заводе №18 и оснащались универсальной бортовой системой дозаправки топливом в полете «Конус».

Так, в связи с тем, что советские корабли стали следить за учениями флотов и эскадр ВМС США-НАТО на удалении за тысячи миль от наших берегов, самолёты Ту-95РЦ стали «глазами и ушами» советского флота. Главное, надо было вовремя обнаружить авианосцы «вероятного противника», которые уничтожались противокорабельными ракетами П-6 и П-35.

Противокорабельная ракета ПКР «П-35» (П-6) - индекс УРАВ ВМФ: 4К44, по классификации МО США и НАТО: SS-N-3a «Shaddock» (англ. «помело») - это советская крылатая противокорабельная ракета, разработанная в ОКБ-52 (дальнейшее развитие ПКР П-5) (Википедия).

ПКР П-35 (П-6) принята на вооружение в 1962-1966 годах (в составе воздушных, корабельных, подводных и береговых комплексов). Так, например, ПКР П-35 используется в подвижном ракетном комплексе «Редут» и береговом стационарном ракетном комплексе «Утёс». Разработка и создание ракетных комплексов с ПКР П-35 отмечены Ленинской премией, а предприятие-изготовитель этих комплексов награждено орденом Трудового Красного Знамени. Пусковую установку для ПКР П-35 разработали москвичи.

«Ракеты семейства П-35 имели сигарообразный фюзеляж с крылом высокой стреловидности и расположенным под корпусом вертикальным стабилизатором. В движение ракета приводилась турбореактивным двигателем КРД-26 с расположенным под фюзеляжем в кормовой части воздухозаборником, старт (ракеты) осуществлялся из пускового контейнера, с помощью двух твёрдотопливных ракетных ускорителей» (Википедия).

ПКР П-35 могла лететь по заранее заложенной в неё программе на высоте от 400 до 7000 метров на дальность от 100 до 300 километров со скоростью М=1,8 (2203,8 км/ч). Боевая часть ПКР П-35 имела 560-килограмм фугасной взрывчатки большой мощности или ядерной боеголовкой мощностью до 20 килотонн.

Ядерный взрыв мощностью 20 килотонн «даёт зону полных разрушений радиусом около 1 км»…

ПКР П-35 (П-6) в пути к цели управлялась так: на взлёте – автоматическое управления пуском и запуском маршевого двигателя; на маршевом участке высотного полёта - радиокомандная система управления с корабля или самолёта и на конечном участке пикирования на цель (около 20 км) - активное радиолокационное телеуправление или интеллектуально-автоматическое самонаведение.

На маршевом участке полёта ПКР П-35 оператор-пилот, как лётчик, «отслеживал полёт ракеты с помощью бортовой РЛС корабля-носителя и командами «вправо» и «влево» удерживал курс в сторону цели». Вот почему ПКР П-35 летала на большой высоте (чтобы «оставаться в поле видимости радара корабля-носителя»), то есть «выше радиогоризонта».

ПКР П-35 на высоте «включала свой радиолокационный визир и ретранслировала на корабль данные, поступающие с её головки самонаведения». Оператор «лётчик-наводчик» сам определял по «телевизионной картинке» цели, выбирал одну и направлял ракету к ней. После этого ПКР П-35 «захватывала выбранную оператором цель своей активной радиолокационной головкой самонаведения и снизившись до высоты 100 метров, осуществляла атаку».

Сначала ПКР П-35 «самонаводилась» по курсу (влево-вправо), а затем, резко спикировав (под углом 80°) и снизившись до низкой высоты над уровнем моря, «осуществляла наведение на цель по тангажу (вверх-вниз по вертикали). При этом ракета могла даже «увиливать» от возникающих препятствий…

На ракетных крейсерах пр. 58 типа «Грозный» были счетверённые поворотные пусковые установки СМ-70 для ПКР П-35. Ракетные БПК и крейсера пр.1134 типа «Адмирал Зозуля» имели две спаренные неперезаряжаемые ПУ КТ-35 для ПКР П-35, которые наводились в сторону цели только в вертикальной плоскости.

ПКР П-6 для подводных лодок запускались из контейнерной пусковой установки СМ-49 и только в надводном положении, при скорости субмарины не более 8 узлов и волнении моря не более 4 баллов. ПУ СМ-49 на ПЛ поднималась в вертикальной плоскости только на угол до 15 градусов.

На ПКР П-35 для надводных кораблей и подводных лодок впервые было использовано телеуправление и «трансляция изображения целевой обстановки на пульт управления носителя», «решена задача избирательного поражения подвижной цели на большой дальности», в том числе «избирательное поражение сразу нескольких целей при залпе полного боекомплекта ПКР П-35».

В систему разведывательно-ударного управления и решения задач «по уничтожению надводных кораблей, находящихся за радиолокационным горизонтом» входили: РЛС надводных кораблей, самолёты Ту-95РЦ, околоземные спутники «УС-А» и «УС-П», центральный пункт (ЦП) обработки и распределения информации, пункт выработки целеуказания и передачи их на корабли и подводные лодки. Этот комплекс управления ПКР П-35 (П-6) был принят на вооружение в 1962-1964 годах и его создатели отмечены Ленинской премией.

«Сигнал радиовизира ПКР П-6 из-за невозможности РЛС ПЛ управлять ею, ретранслировался с ракеты на ПЛ при помощи самолёта-ретранслятора Ту-16РЦ, Ту-95РЦ или вертолёта Ка-25РЦ, а сама ракета П-6 по массе и габаритам была меньше ракеты П-35. Система ретрансляции была принята на вооружение в 1965 году: до этого стрельба П-6 на большую дальность была возможна лишь в режиме автономного самонаведения».

В 1982 года на вооружение ВМС СССР принят новый комплекс управления «Прогресс» и ПКР ракета 3М44 «Прогресс» (модернизация СУ ПКР П-35). Комплекс ПКР 3М44 «Прогресс» «предназначен для поражения ударных группировок кораблей, крейсеров, эсминцев, десантных кораблей и крупных транспортов противника». При этом «дальность стрельбы ПКР 3М44 увеличена с 270 до 460 км».

СУ ПКР 3М44 стала лучше защищаться от радиопомех, а высота подлёта ракеты к цели уменьшилась до 25 метров над уровнем моря, поэтому ракета теперь могла беспрепятственно лететь к цели на 20 км, а все 50 км. Также ПКР 3М44 теперь могла сама определять и выбирать цели по «картинке», без помощи оператора-наводчика…

ПКР П-35 и П-6 практически невозможно было сбить артиллерийским огнём, а взрыв боевой части ракеты практически полностью разрушал любой корпус любого корабля или судна противника. При этом ПКР П-35 или П-6 можно было «легко засечь» на высоте её маршевого полёта, как обычный самолёт и сбить его с помощью истребителей или зенитных ракет ПВО.

Так, например, «дальнобойные зенитные ракетные комплексы США-НАТО типа RIM-8 «Talos» могли поразить П-35 на дистанциях до 100-150 км ещё на маршевом участке», а скорость корабельных палубных истребителей США-НАТО уже достигала М=2. Однако всё равно, ПКР П-35 и П-6 имелись на вооружении нашего ВМС и были грозным и эффективным оружием…

5 ноября 1964 года первый серийный самолёт Ту-95РЦ поступил в 392-й Отдельный Дальнеразведывательный Авиационный Полк (ОДРАП) военно-морской авиации Северного флота. К Новому 1965 году уже два экипажа Ту-95РЦ летали на боевые задания. К сентябрю 1966 года в 392-м ОДРАП было уже 10 Ту-95РЦ с подготовленными экипажами.

В августе 1966 года Ту-95РЦ «обеспечивали одновременное целеуказание трём ракетным подводным лодкам СФ в Баренцевом море».

На Тихоокеанский флот в 304 одрап, который унаследовал боевые награды и историю 567 гвардейского минно-торпедного полка 89 авиационной Сейсинской краснознаменной авиационной дивизии, расформированной в начале 60-х годов самолеты Ту-95РЦ начали поступать в 1965 г с базированием на аэродроме Хороль.

Весной и летом 1968 года 10 экипажей 392 ОДРАП освоили дозаправку Ту-95РЦ в полёте и
1 августа 1968 года «пара самолётов Ту-95РЦ, пилотируемых командиром 392 ОДРАП полковником И. Ф. Гладковым и командиром эскадрильи майором А. И. Старцевым выполнила разведывательный полёт (20 часов) в Индийский океан с дозаправкой в полёте над территорией Ирана».
 
В 1969 году Ту-95РЦ 392-го ОДРАП «выполняли целеуказание ракетным подводным лодкам в Атлантическом океане и обеспечивали стрельбы надводных кораблей Северного флота в Норвежском море, а также приступили к полётам на боевую службу в Атлантический океан с попутной дозаправкой в воздухе».

Самолёты Ту-95РЦ были такими, что позволяли в любых климатических условиях, в любую погоду и при любых условиях полёта и радиотехнического противодействия выполнять свои боевые задачи. Например, Ту-95РЦ 304-го ОДРАП военно-морской авиации Тихоокеанского флота 2 декабря 1966 года обнаружили атомный авианосец «Энтерпрайз» ВМС США у острова Мидуэй во время его перехода в район Южного Вьетнама.

В марте-апреле 1968 года экипажи Ту-95РЦ 392-го ОДРАП «принимали участие в поисково-спасательной операции ТОФ по поиску подводной лодки К-129 в Тихом океане». Триумфально показали себя самолёты Ту-95РЦ на маневрах ВМФ «Океан» в 1970 году.

«Восемь самолётов Ту-95РЦ (командиры кораблей Гладков, Хаяров, Старцев, Меленный, Бандорин и др.) с дозаправкой в воздухе на маршрутах в виде расходящегося веера произвели вскрытие надводной обстановки в Норвежском море и Атлантическом океане до рубежа полуострова Н.Шотландия - Канарские о-ва. Продолжительность полёта составила 22 часа».

«18-21 апреля 1970 года экипажи Ту-95РЦ полковника И.Ф. Гладкова и майора А.И.Старцева выполнили трансатлантический перелёт с посадкой на кубинском аэродроме Хосе-Марти, а шесть Ту-95РЦ 304-го ОДРАП ТОФ в период маневров обеспечили вскрытие надводной обстановки в Тихом океане и северной части Филиппинского моря».

Примерно 25-35 раз в год летали советские Ту-95РЦ на Кубу и изучали обстановку в воздухе и на море, в том числе и необычные климатические проявления в этом районе Атлантики.

«Начиная с 1971 г. по просьбе гвинейского правительства отряд кораблей ВМФ стал постоянно базироваться в порту Конакри (Гвинея), где был создан пункт материально-технического обеспечения (ПМТО). В порту Луанда (Ангола) также готовился к развёртыванию ПМТО для сил ВМФ, действующих в Восточной Атлантике. В Индийском океане отрядом судов обеспечения тыла ТОФ было организовано маневренное базирование кораблей оперативной эскадры в Бербере (Сомали), а в апреле 1972 года на аэродроме Бербера (Сомали) стали базироваться самолёты Ту-95РЦ и Ил-38».

С 1973 года начались регулярные встречные полёты Ту-95РЦ с Кубы в Гвинею и обратно. «Следуя различными маршрутами, они одновременно вскрывали надводную обстановку на значительных по площади районах Атлантики и передавали данные в Главный штаб ВМФ СССР». Раньше такого не было вообще и корабли и ПЛ США-НАТО бесконтрольно «хозяйничали» в этом районе Атлантики.

Кроме этого экипажам советских кораблей и ПЛ в Атлантике крайне приятно было видеть, слышать и знать, что в небе над нами кроме натовских и американских самолётов «Комета», «Орион», «Атлдантик» и «Нимрод» уверенно гудят советские Ту-95РЦ.

Работа Ту-95РЦ в небе над Средиземном морем, над Атлантическим, Индийским и Тихом океанах позволили выявить «уязвимые и слабые места системы ПВО «вероятного противника», обнаружить «прорехи» в проходе «Фареро-Исландского рубежа» противокорабельной и противолодочной обороны ВМС США-НАТО, обеспечить предельную дальность обнаружения различных корабельных радиотехнических средств, корабельных группировок и даже ПЛ противника, находящихся в подводном положении.

До появления в 80-х годах XX века новых систем дальней разведки и космического целеуказания (комплексы «Базальт», «Гранит» и «Вулкан» и морской космической системы получения данных целеуказания «Касатка-Б», самолёты военно-морской авиации Ту-95РЦ, Ту-16Р, Ту-16РМ-1, Ту-16РМ-2 были самыми желанными «ласточками» для кораблей и ПЛ ВМФ СССР.

Лётно-технические характеристики самолёта Ту-95РЦ:
Размах крыльев - 50.04 м.
Длина - 46.90 м.
Высота - 12.50 м.
Площадь крыла - 283.7 кв. м.
Масса пустого самолёта – 85 500 кг.
Масса максимальная взлётная – 18 2000 кг.
Тип двигателя - 4 ТВД НК-12МВ.
Тяга двигетеля - 4 х 15000 кгс.
Максимальная скорость - 910 км/ч.
Крейсерская скорость - 770 км/ч.
Дальность полёта без дозаправки – 13 500 км.
Дальность полёта с дозаправкой – 17 800 км.
Практический потолок (высота полёта) – 10 300 м.
Экипаж – 9 человек.