Жадная девочка

Остров Лесбос
Как-то раз дверь нашей квартиры распахнулась и отец сказал мне  с порога:

- Лена, собери все старые игрушки. Помнишь, в нашем дворе иногда играется мальчик? Он такой весь неухоженный. Мать воспитывает его одна, пьет, совсем ему игрушек не покупает. Этот мальчик сейчас во дворе. Я его приведу, а ты отдай ему ненужные игрушки. А тебе потом новые купим.

Я видела этого мальчика несколько раз. Он вызывал у меня невероятное чувство жалости. При виде несчастного пацаненка у меня буквально сжималось сердце. Года три-четыре ему было, почти мой ровесник. Мальчик этот пытался просить у детей игрушки. В свои годы он не мог говорить, лишь что-то мычал и протягивал руки, при этом по щекам его текли слезы. Дворовые пацаны смеялись над ним, грубо отталкивали, нередко издевались, но иногда отдавали поломанные машинки.
Одет мальчик был очень бедно. Дырявые колготки и грязная рубашечка, стоптанные сандалии.
Один раз я видела его мать. Она вышла за ним во двор, схватила его за руку и потащила домой. Выглядела она очень странно. Сейчас, по прошествии многих лет, я бы охарактеризовала ее, как женщину, обиженную мужчинами. Скорее всего, этот пацаненок родился у нее от случайной связи или насилия, он был совсем ей не нужен, ведь если она частенько выпивала, значит, деньги были, только покупать своему сыну игрушки она, видимо, не собиралась, как и приобретать новую одежду или хотя бы постирать старую, а то, что мальчик в свои годы почти не говорил, тоже свидетельствовало о том, что она совсем не занимается воспитанием и развитием своего ребенка.

- Ну что? собрала игрушки?- спросил меня отец.

- Сейчас принесу. А куклу ему можно дать? У меня много кукол есть, но он же мальчик, - в раздумье произнесла я.

- Давай! Он всему будет рад! Пацан совсем не знает, что такое игрушки.

Я засовывала в полиэтиленовый мешок свои игрушки, которыми уже практически не игралась. Старый плюшевый мишка, кукла с синими волосами, пластмассовая лягушка, какие-то зверюшки, старая машинка и самолетик. Как только пакет набился доверху, я потащила его к двери.

- Молодец! Сейчас я приведу мальчишку, а ты ему игрушки отдашь, - сказал отец и вышел из квартиры.

Минут через пять дверь открылась, и на пороге появился отец с бедным мальчиком. Я протянула ему пакет. Он замычал, закивал, заплакал, схватил пакет и прижал к себе. В горле у меня образовался комок.

- Ну не плачь, это твои игрушки. Никто не отберет. Играйся, - сказал растроганно отец.

Он повел мальчика обратно во двор, помогая нести ему пакет. Я же пошла наводить порядок в оставшихся игрушках. Было у меня этого добра ни много и ни мало. Как правило, игрушки покупала мне мама. Иногда к нам приходила посылка из Саратова, от двоюродной бабушки моей мамы, и там всегда были очень необыкновенные игрушки, так что от отсутствия данных развивающих детскую личность предметов, я особо не страдала. Отец же игрушек мне практически не покупал. Лишь однажды пообещал с премии сводить меня в Детский мир.

И вот наконец-то этот момент наступил. Я очень хорошо запомнила это холодное ветреное утро воскресного дня. Отец со вчерашней субботы, как обычно, был еще пьяненьким. Впрочем, этот состояние совсем не помешало ему повести меня в Детский мир. Ради справедливости стоит отметить, что о своем обещании он уже давно забыл, но мама напомнила ему и прямо вытолкала со мной из дому. Конечно, отцу хотелось похмелиться в первую очередь, поэтому по пути мы зашли в магазин, где ему из-под прилавка продали две бутылки пива, которое было товаром весьма дефицитным.

Мы вышли из магазина, отец быстро открыл пиво и влил в себя все две бутылки. Теперь ему полегчало и можно было идти за игрушками. В Детском мире почти всегда были либо пустые полки, либо огромные очереди. На сей раз наблюдался первый вариант. Игрушек практически не было.

- Ну, выбирай, - сказал мне отец, потом  подумал и строгим голосом добавил, - только папу не разори смотри, будь скромнее.

Это предупреждение сразу отбило у меня желание попросить космический игрушечный набор, на котором красовалась цена – 25 р. Помимо этой дорогущей игрушки на полках стояли маленькие пластмассовые медвежата и утята. Я попросила медвежонка и утенка. Потом мой взгляд задержался на большой коробке, в которой красовалась кукла с бантом. Отец заметил мой интерес и занервничал, а я испугалась и потупила взор. Мы прошли на кассу, отец вытащил рубль, получил игрушки и сдачу. Выйдя из магазина, я вызвалась нести игрушки сама. Белый медвежонок и желтый утенок получились отличной парой. Я тут же их полюбила, прижала их к себе и стала мечтать, кого и как назову. Эти игрушки были мне по-особому дороги, ведь их купил мне отец. Пошел специально со мной в магазин! А это событие свершилось впервые в моей детской жизни!

Мечтания мои прервала остановка около какой-то бабки. Отец вежливо поздоровался с ней, почти поклонился и стал разговаривать крайне почтительно и уважительно. Его хамовитость, которая пёрла из него дома, куда-то исчезла. Я, даже будучи маленьким ребенком, замечала такие контрасты не в первый раз.

- Здравствуйте, баба Дуся! Как ваши дела? как идет торговля? – стал интересоваться отец.

- Да вот, Сереженька, недавно только раков продала. Ушли сразу же, - деловито отвечала бабка.

Я тут же вспомнила, что видела ее не раз, стоящую около магазина и торгующую семечками и раками.

- А это твоя доченька? Какая хорошая девочка! Игрушки у нее такие красивые! А подари-ка бабушке медвежонка! – вдруг сказала бабка и протянула руки ко мне.

Такого поворота дел я не ожидала. Зачем ей медвежонок? Она же старая! И не бедная! Почему она просит  у меня подарить ей мои игрушки? Руки протягивает так, что будто сейчас вырвет! Эти игрушки подарил мне отец! - такие мысли замелькали в моей голове. Я инстинктивно отпрянула и замотала головой, еще сильнее прижав к себе медвежонка и утенка.

- Лена, дочка, подари бабушке медвежонка, - краснея и багровея, забормотал отец.

 На глаза мне навернулись слезы, и я подумала, что вот в кой веки раз отец повел меня в Детский мир и купил игрушки, но их хочет забрать у меня бабка.

- Ой, Сереженька, а дочка то у тебя жадная. Жадная девочка растет, - злобно сказала бабка.

- Лена, ты почему отца позоришь! – начал стыдить меня отец.

Бабка вновь, с явным удовольствием назвала меня жадной девочкой. Отец повел меня домой, стыдя до самого порога квартиры. Я жутко расстроилась. Мое радужное настроение стало черным. Слезы душили мою грудь, но никак не могли вырваться наружу.
Дома отец стал жаловаться на меня матери, называя меня жадной девочкой, которая опозорила папу. Мама смущенно тупила взор, не зная что сказать, а потом произнесла:

- Лена, надо было отдать этой бабушке медвежонка.

- Мама, но этого медвежонка мне купил папа! Он мне так понравился! Я хотела с ним играть! Зачем он бабушке той? – стала говорить я сдавленным голосом.

- Ну да, он ей не зачем, но надо было отдать ей. Она бы его не взяла. Она просто так это говорила, проверяла тебя на жадность, - объясняла мне мама.

Я никак не могла понять, зачем меня надо было проверять на жадность, да еще таким образом, пытаясь выпросить в подарок такой дорогой для моего сердца подарок от отца. Родители еще долго обсуждали меня, осуждали и стыдили.
 Белый медвежонок и желтый утенок валялись где-то в углу. Мне совсем не хотелось с ними играть. Эти игрушки показали той бабке-торговке, моей маме и моему отцу, что я жадная плохая девочка. Но никто из родителей не вспомнил, что совсем недавно я отдала тому бедному пацану целый пакет игрушек. Всё это давало моему детскому уму обильную пищу для размышлений об очень странном устройстве мира с его проверками, подставами, разводами и тому подобное. В этом мире мне предстояло прожить еще много-много лет, да так и не понять толком ничего.