Советы псковского старца

Ангелина Кныш
Приобретая в разных местах литературу на духовные темы, я долгое время обходила стороной такого автора, как протоиерей В. Мордасов (годы жизни 1930-1998). «Ну что там может написать стоящего человек с такой фамилией?», – думала я (не иначе как по бесовскому наитию).

И Господь не замедлил доказать ошибочность такого подхода. Бывало, читаешь какого-нибудь автора – тяжело воспринимается, все как-то размыто, скрытно, почти ничего не тянет выписать. А тут попалась книга В. Мордасова «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам» и оказалась вся сплошь в пометках перед важными мыслями, изложенными просто и доступно!

Чувствуется, что этот священник (он был еще и признанным народом старцем!) желает всесторонне раскрыть человеку суть духовной жизни, ведь обычно остается масса вопросов, на которые не знаешь, где взять ответ. Это удивительно, но он с пониманием подходит к самым примитивным вопросам новоначальных, в результате чего у человека складывается цельная картина правильной христианской жизни. Вот только некоторые из его советов.

Подвижничество заключается в том, чтобы во всем себя ограничивать.
Пост – это воздержание от всякого наслаждения.
Если потерпишь оскорбление, радуйся, ибо если оно несправедливо, то велика тебе награда за это, а если справедливо, то избавишься от наказания.
Две отличительные черты истинного христианина: это приносить пользу ближним и молиться за своих врагов.
Весь секрет духовной жизни: прощать, извинять и оправдывать других, не знать чужих грехов, не помнить зла.
Более же всего соблюдай мир и согласие со всеми, и будь готов на всякие для этого с твоей стороны жертвы.
Полное искреннее покаяние в грехах и примирение с враждущими есть лучший врач многих болезней.
Страшно боится враг (диавол) Псалтыри.
Надо всегда иметь в душе: «Всякий человек лучше меня».
Люби за зло платить добром, за проклятие, злословие – благословением, благожеланием и добрыми о врагах отзывами, в этом заключается смирение, а посредством смирения человеку прощаются все грехи его.
Всякий молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», – должен знать, что просит Бога, дабы послал кого-нибудь оскорбить его.

Казалось бы – известные фразы, слышанные где-то не единожды. Но нет, в целом чувствуется, что духовная жизнь для этого человека превалирует над мирской, и он углубленно и непрестанно постигает ее, щедро делясь с ближними.

Для сравнения можно привести и другие примеры. Например, протоиерей Андрей Ткачев – действительно редкий самородок, как много ему дано от Бога – превосходная память, дар рассуждения и проповеди. Вот только чувствуется, что мирские интересы крепко держат его на своем крючке, и это мешает духовному росту. Однажды в беседе с протоиреем Д. Смирновым он признался, что продолжает читать книги мирских авторов, чему Смирнов весьма удивился.

Действительно, чему могут научить эти авторы (даже выдающиеся русские писатели) человека, у которого пора исканий уже в прошлом, а в настоящем – безбрежная и бездонная духовная жизнь, постигаемая очень нелегко и имеющая лишь один достоверный источник – Священное Писание и святоотеческий духовный опыт, доступный сейчас, как никогда раньше?

Именно духовные достижения чего-то добившихся в этом плане подвижников и должны интересовать глубоко верующих людей, а не произведения мирских писателей и поэтов, многие из которых влюблялись в чужих жен, стрелялись на дуэлях, пьянствовали и занимались прочими греховными делами. Вольно или невольно, они отражали энергетику своих переживаний в своем СЛОВЕ, имеющем, как известно, мощное и еще мало изученное воздействие на людей.

Кстати, протоиерей  В. Мордасов тоже писал стихи, но посвящал их Богу:

…И вдруг я понял, Кто дает прощенье,
И с воплем руки поднял к небесам...
И эта ночь была последней ночью
В моей безбожной жизненной ночи,
Она открыла мне слепые очи;
Нашел я путь, и дверь, и к ней ключи.
С тех пор себя не мыслю я без Бога,
В Нем жизнь моя и счастья полнота.
Огромен мир, но мне одна дорога:
Сквозь тернии – в объятия Христа...