Чай декабря сорок первого года

Сергей Пречистин
   Бойцы выпили весь чай, а жуть как хотелось чая! Пришлось идти в соседнюю хату, менять на остатки моршанской махорки, - хотя бы пару ложек.
До чего ж хорош был этот чай! Ещё ведь сахар нашёлся - коричневый пережжёный, потому как после жарки сахара становить немножечко больше. А вприкусочку - милое дело!

   Три дня назад, 6 декабря, начался наш контрудар. За окном стоял минус 40,вышли мы за полночь, когда мороз особенно лютует.
Шли на лыжах часа три; услышали, не пойми откуда раздававшийся, стрёкот пулемёта.
Легли в снег, смотрели по сторонам сычами, но никого не было, ни своих, не фрицев. Комроты похоже убило или он сбежал назад, - не слышно его, не видно. Сибиряки, коих отправили нам на подмогу, - ребята здоровенные - стали зарываться в снег; я пытался делать то же самое, пока не перестал чувствовал рук.
Страсть как холодно!И внутри все дрожит как движок зисовский, но утром надо идти. А куда идти,- идти некуда, - командира-то нет!
- Братцы!Земский есть? - кто-то крикнул, - и опять тишина...


Как согреться? Известное дело - встать и бежать - водку же выпили ещё вечером, при себе ничего нет.
Ну думаю, если фриц впереди, то я один его точнее увижу,чем сорок рыл лежащих в снегу без манёвра. 
Наткнёмся - разберёмся, - перефразировал деда.
Так бежал я с полчаса, знать точно не могу, как вдруг меня каким-то молотом с небес как е....ло. Влепился во что-то невидимое, меня, что-то развернуло как от удара деревенского быка. Это была проволока-"колючка", я её не видел ночью, темно ж, и я в неё на полном ходу!
Ничего, пару раз головой поводил в стороны - вроде всё цело. А если колючка, - значит, где-то здесь поблизости укрепрайон. И нам его брать. Если кто в живых остася, конечно.
А по колючке фрицы лепят со всех орудий, особенно любят миномёты, сволочи - от них даже в окоп не спрячешься - сверху накроет. Хорошо колючку простреливают, для того и натягивают её!
Упал - оглядываюсь, думаю: кранты, столько лет прожить и вдруг такая собачья смерть, по глупости. Оглядываюсь, а никого нет! Что за ерунда?
Проволока точно фрицкая, мы ж проволоку никакую не натягивали, - дороги перекапывали, лес вперёд стволами крали, да ежи ставили против танка.
Что делать, идти вперёд одном за проволоку - глупо. Идти назад к своим - ещё глупее, чего вперёд убёг спршивается. Евпатием Коловратом себя замыслил или в разведку переделался? У комиссара потом байками обделаешься до штрафбата или того хуже...
А здесь сколько лежать?
Надо наверное назад идти, не вперёд же.
А скоро утро, буду как на ладони. Любой снайперок меня девяти граммами наградит. Да, брат, неудачный контрудар ты задумал.

Вдруг, сзади, вверху - сигнальная ракета! Наши или чужие - думаю.
Наши?
И тишина.
Не слуху не духу.
Слышу, сзади - шум какой-то, стрёкот. Гляжу - танки, прям на меня идут! Их же хрен разглядишь ночью на белом снегу - наши их в белый красили, чтобы не пушка, не самолёт ихний не видел.
И правда танки!
И если в белой краске, значит наши!

Наконец мат услышалФртцы так не умеют!
Танки, милые, родные, - от радости крутилось во мне, а на глазах слёзы, - черти их возьми, так за них стыдно стало, за слёзы эти.
Танки! И много! Один, второй, третий пятый пошёл и все рвут эту колючую проволоку як коршун цыплят!
Мной танки не интересовались, а может не видели - один за одним прошли мимо.

Но вот появилось лыжники, человек двадцать-тридцать.
Двое из них подкатили, один здоровенный, в шапке-ушанке, наверное сибиряк, а второй красномордый и оба смотрят на меня..
- Встать! Живой?
- Живой.
- Из пятидесятой что ли? Оружие при себе?
- При себе. И карточка при себе.
Бойцы переглянулись.
- Хлебная что ли? - заражал здоровенный.
- Ты думаешь я на проволоку сдаваться пошёл? С оружием и комсомольским билетом запазухой?
Здоровенный посмотрел на красномордого:
- Тащите его назад.
- Нет, я с вами пойду.
- Мало в снегу пролежал? Не отморозил свистульку?
- Слыш ты...
- Ладно, ладно, щас обоз подойдёт с ним тебя до пятидесятой докинут. Там разберутся.
На обозе с тремя ранеными и одной одетой в белую попону лошадке дотащимил меня до тыловой деревни.

Когда я прибыл, в избе бойцы, ржут, за уши друг друга тягают и выпили весь чай, а жуть как хотелось чая! Согрев на "буржуйке" руки, пошёл в соседнюю хату менять на остатки моршанской махорки из моей нычки на чай,хотя бы пару ложечек.
До чего ж хорош был этот чай !!! Ещё ведь сахар нашёлся - коричневый пережжёный, потому как после варки его становить немножечко больше, и вприкуоску - милое дело!

Сергей Пречистин