Обманули

Татьяна Щигрова
Рассказ

Школа наша сельская. Удобства – на улице. Зимой, конечно, это создаёт определённые трудности, а вот – в мае или сентябре – раздолье. Можно, отпросившись у училки в туалет, побегать по двору, полазать по деревьям да и просто поиграть в «войнушку», благо, перемены большие, чтобы можно в столовую сходить, строем, конечно.
Алёшка с Ромкой, ученики 3-го класса, были друзьями не разлей-вода. Повсюду ходили вместе да и сидеть стремились за одной партой, только им это не позволяла молодая учительница Людмила Викторовна, которая сменила ушедшую на заслуженный отдых Евдокию Дмитриевну.
Не успел прозвенеть звонок, как друзья уже подскочили к учительнице и чуть ли не дуэтом прокричали:
– Людмила Викторовна, можно выйти?
– Можно, – кивнула та, не поднимая головы от классного журнала.
Никуда, конечно, друзьям не надо было. Хотелось поскорее побегать, наслаждаясь последними тёплыми солнечными деньками бабьего лета. Не прошло и десяти минут, как друзья вернулись обратно. Глаза их выражали испуг. У Ромки со лба стекала тонкими струйками кровь?
– Что случилось? Кто вас? – бросилась к своим воспитанникам Людмила Викторовна.
– Старшеклассники! – низко наклонив голову, ответил Алёшка и тяжело вздохнул.
– Вы их знаете?... Можете узнать?... – продолжала допытываться учительница, оказывая первую помощь раненому.
– Да, – совсем тихо выдохнули ребята.
– Тогда садитесь и ждите, – сказала Людмила Викторовна, усаживая друзей за парту.  Сама же решительно направилась в кабинет директора. Василий Дмитриевич, так звали его, сидел за столом и работал с бумагами. На стук в дверь он поднял голову, сказав:
– Войдите.
Увидев молоденькую учительницу взволнованной, произнёс:
– Что случилось, Людмила Викторовна?
– Василий Дмитриевич, горячо начала учительница, забыв от волнения поздороваться. – До каких пор это будет продолжаться? Моим детям невозможно выйти во двор! Обижают старшеклассники. Вот опять, попали камнем в голову!
– Не волнуйтесь, Людмила Викторовна. Берите своих учеников и идите по классам. Пусть узнают хулиганов. Мы их накажем,– успокоил молодую коллегу директор школы.
К тому времени перемена закончилась, прозвенел звонок на урок. Людмила Викторовна попросила подругу, у которой было в это время «окно», присмотреть за учениками, сама же повела подопечных по классам. Обошли все кабинеты, но виновных не нашли.
Шуму же этот случай наделал много, а если сказать точнее, то Людмила Викторовна. По её инициативе был собран педсовет, общешкольное родительское собрание.  В своём классе  – родительское собрание вместе с детьми. Только почему-то пострадавшие были совсем не рады. Они больше отмалчивались, не хотели разговаривать на эту тему, просили, чтобы Людмила Викторовна забыла обо всём. Учительница же жалела их, говорила, что нельзя оставлять безнаказанными хулиганов, что маленький проступок влечёт за собой более серьёзное  преступление, маленькая ложь обязательно приведёт к ещё большей.
 – Почему она сказала про ложь? – забеспокоились потерпевшие. Больше они не могли скрывать правды.                Когда все ушли домой, друзья сделали вид, что убирают в классе, хотя дежурные уже навели порядок. Людмила Викторовна спросила:
– Почему не идёте домой? Сегодня не вы дежурные.
Друзья, переминаясь с ноги на ногу,  заикаясь, пробормотали:
– Да…мы…это… Людмила Викторовна… это мы сами..
– Что, вы сами? – не поняла учительница.
– Ну, это… в голову… камнем, – продолжили друзья мямлить.
– Как… сами?
 Глаза её широко распахнулись, а губы как-то по-детски обиженно сжались.  Замолчала, зачем-то потёрла лоб, потом наклонилась к столу, обхватив голову руками. Она не знала, что сказать ребятам. Сколько шуму наделала в школе! Как смотреть в глаза директору? Коллегам? Засмеют…
– Людмила Викторовна, простите нас…Мы играли в войну… мы испугались… думали, что накажете нас…– продолжали оправдываться виновники в один голос.  Учительница подняла голову, посмотрев на ребят с укоризной, сказала:
– Вот видите, вы думали только о себе и не подумали о других, солгали, и к чему это привело?
– Простите, мы больше не будем, – сказал Ромка.
– Да, не будем, – подхватил, как эхо, Лёшка.
Людмила Викторовна посмотрела на ребят, вздохнула и проговорила, успокаивая не то ребят, не то себя:
– Хорошо, что вы поняли свою ошибку и нашли мужество признаться. Идите уже домой.
Она ещё не знала, что скажет коллегам.
Ноябрь 2016