На страже Отечества и Православия

Елена Куликова 2
                На страже Отечества и Православия

   В советский период учебники истории, малохудожественные произведения, кинофильмы тенденциозно и массированно создали негативный образ казака и казачества. Это некие злобные, жестокие всадники с нагайками, расправляющиеся с безправным рабочим людом, ищущим справедливости через мирные демонстрации. Представители серой массы верили, потому что альтернативной точки зрения не было места в легальных источниках информации.

  Перестройка вместе со всякого рода мусором открыла страницы историии, жизни России православной, коренной. Но книги, кино — это одно, а возвращение в быт, в реальное существование, казалось, навсегда утраченного, отрадно.
   И вот симпатии к казачеству, присказки покойного отца, Алексея Прокофьевича, «ты турок, не казак», «держись, казак, атаманом будешь», его фотография в казачьей черкеске с газырями, его грусть-тоска по романтике казачьего образа жизни, чувства, осташиеся непонятыми, - все это постепенно стало заполнять пустующую так долго нишу.

   2010 год, Концертный зал "Святодуховский" Александро-Невской Лавры, казачий фестиваль, двухчасовая программа выступлений, радующая глаз форма, караул у знамени. Продолжение программы во дворе, ограниченном оградой Никольского кладбища, Свято-Троицким собором, "Святодуховским" культурным цетром, мастер-класс дают не только взрослые казаки, тут и казачата, в руках их оружие, и они владеют боевыми приёмами. В программе традиционной Санкт-Петербургской православной выставки-ярмарки фехтование на шашках. Красиво, искусно, дух захватывает. Один знакомый полувоенный человек на выражение восхищения по поводу возрождения казачества скептически отмахивается: «Ряженые». Ну ряженые или не ряженые, а несомненно то, что мужчина, которому позволили иметь при себе оружие — это уже несколько другой человек, чем он был до этого, ибо оружие и обязывает хозяина соответствовать его назначению, и придает уверенность. Форма пригнанная, ладно сидящая защитного цвета либо какого другого вместе  с ремнем, портупеей, погонами, лампасами заставляет казака держать себя стройно, чинно. За голенищем сапога — нагайка, на боку -— шашка. Достоинство и честь, словно читается во всем облике новоиспеченнного воина по роду своему. Даже лица совсем другие, более благородные, как на старых фотографиях.
   Объективности ради нужно сказать, что существует и такое представление:

   И казаки, как маленькие дети,
   Надели ордена и взяли плети.

   Надели ордена и взяли плети
   (смешное войско на хромом коне),
   Но за Отчизну нашу не в ответе,
   Вся суть – в парадах, драках и вине.

   А деды их и сеяли, и жали,
   И за Россию шли на смертный бой,
   И вера их была прочнее стали,
   И ордена – не цинковый припой.

Видимо, есть правда в вышесказанном (процитирован отрывок из стихотворения Александра Дудина-Енисейского «Своя рубашка»1, но либо касается действительности ушедших девяностых годов прошлого века, либо относится к каким-то группам, именуемым казачьими, и никак не покрывает всего современного казачьего движения).

    Все чаще и чаще в разных общественных местах стали появляться казаки. Вот они в качестве стражи на архиерейском богослужении в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга; вот цепью окружили сцену во время празднования Дня образования города в Новом Осколе; вот молятся за  Литургией в Холковском монастыре в День народного единства и праздник иконы Божией Матери Казанской с последующим Крестным ходом и принятием присяги у подножия памятника Святославу Храброму, рядом с входом в подземный монастырь; вот казаки, съехавшиеся из разных областей России,  Украины на Первый международный фестиваль казачьей культуры "Холковский сполох".

На сцене не одним десятком коллективов были продемонстрированы искусство пения и танца, показательные единоборства, в том числе и казачий Спас. На импровизированном ристалище прошли театрализовнные Шермиции, то есть праздничные примерные бои.

Основу этих игр составили скачки на лошадях, джигитовка, фехтование на шашках и фехтование на пиках, рубка мишеней шашкой , фланкировка  (искусство крутки шашки, иначе сказать, танец с шашками), иные воинские упражнения.

    Вот мнение присутствовавшего на казачьем круге  стороннего наблюдателя, представившегося  Stefanic  (стиль сохраняется, опубликовано на Форум Бел.Ру
«Белгородские казаки - кто они?», на фото молодой интеллигентный человек): «На круге проходило награждение личного состава за заслуги. Оглашалось, за что конкретно. Липовых наград не увидел. Проблемы. Прямым текстом говорилось, что без земли казак - не казак. Причем, земли не под бани или базы отдыха, а именно под пахоту.
Приоритетом было объявлено получение земельных угодий для их коллективной обработки.
Также была выдвинута инициатива выбить базу для воспитания юношества в воинских традициях.
Перечислялась военная подготовка, езда на лошадях, автовождение, спортивные мероприятия, религиозные моменты.
Судя по сообщениям в топике, базу казакам таки дали. То есть, подвижки есть. Общее впечатление таково.
Когда туда шел, думал, что иду на фестиваль ряженых и полусумасшедших. Ушел задумавшимся. Я ошибался. Реальные мужики, реальная работа, реальные планы. Эти же лица стояли в охранении на юбилейных торжествах Св. Иоасафа, сдерживали толпу, помогали старикам.»2

   В той же глобальной сети попался на удочку отчет налогового органа о деятельности казачьего хозяйства по выращиванию, в основном, зерновых культур и иной сельскохозяйственной деятельности. Следовательно, и земли получили, что радует.         

   А вот фотоотчет в интернете о пикете казаков3. На плакатах слова: «Белгород — территория без сект. Секты вон!». Только казакам нипочем распространяемый и навязываемый магический призыв к толерантности. Они срывают табу и открыто противостоят ложным и пагубным веяниям. Впервые довелось слышать открытую публичную отповедь толерантности на казачьем фестивале в Санкт-Петербурге, второй такой случай — этот пикет. Казаки не боятся окриков, не боятся прослыть недемократичными. Для них важным критерием для выбора дела является Истина и служение Ей. Истина, как известно, - Христос. В Апостольской Церки, созданной Спасителем, в Православной вере хранится Истина и Жизнь. Что касается толерантности, то это медицинский термин, означающий отсутствие реакции организма на внешние воздействия среды, то есть, проявление болезни. Таким образом, самое толерантное состояние  человека - это труп.

   А вот случай, когда казаками истина попиралась.  В Новом Осколе на казачьем стану принимали гостей, зажигательно и с задором праздновали Масленицу. Даже искушенные люди «смалились» и приняли участие в играх и в игрищах. Только после  встревоженного настоятельного окрика казака женщине, оказавшейся внутри хоровода, который водили вокруг чучела Масленицы: «Выходи, выходи из круга скорее», - та понимает, что не игры это вовсе, а нечто другое, некая духовная реальность, противоположная христианству, это отголоски язычества. После сожжения Масленицы остается остов шеста с перекладиной в виде буквы «т», а это ни что иное, как одна из разновидностей креста. От А. узнаем, что перекладина появилась только в безбожное советское время для попрания креста, даже в языческий период истории шест, на котором сооружалось чучело, был без перекладины. И такое бывает, понятно, что не по умыслу, но в результате безответственности. Стоит только почитать об отношении к подобным гуляниям святителей Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского  или спросить благословение у любого, даже самого молодого и неопытного иерея, и появится ясность в данном вопросе.

   Налицо расширение и укрепление казачьего движения. Скептикам можно возразить так: дело возрождается на выжженной почве, прорастать и укрепляться будет долго, как любому живому общественному организму для развития и становления нужно время. В былые времена воспитывали казака с детства, от рождения.  А «"матёрый" казак появлялся лишь в третьем поколении. Естественно, если первое и второе поколения были тщательно подготовлены и выжили в битвах и сражениях».4  Веками формировалась казачья культура, устанавливался казачий быт. Ломать легче, чем строить, выветривается из памяти легче, чем запоминается. Прервана традиция передачи воспитания «из полы в полу», по существующим письменным источникам, рассказам, из генетической памяти строится новое здание на старом фундаменте.
 
  В своей речи на присяге атаман «Союз казаков» «Белгородского казачьего округа» Евгений Иванович Костюков говорил: «Сегодня родились новые казачьи роды. Какого бы ни был знатного происхождения, но казаком нельзя считаться, пока не принял присягу. Присяга гласит о том, что вы никогда не покинете казачьи ряды, не измените своей команде, не измените тому знамени, которому присягали. Казачье знамя является символом чести и достоинства, как и любое воинское знамя, ибо оно напоминает каждому о защите своего Отечества, веры православной. На нашем знамени образ небесного покровителя святителя Иоасафа, который был выходцем из древнего казачьего рода Горленко.

   Но находятся в наших рядах такие, которые присягнут, а потом начинают бегать, искать выгоды, говорят: «Если мне будут платить деньги, я перебегу мгновенно. Такой казак перебежит и на сторону врага, будет уничтожать свою Родину за деньги, как это сейчас делается в нашей сестре Украине.  Где казаки украинские? Спасаются бегством в Российской Федерации, просят принять их в казачество, просят защиты, квартиры. Предавший единажды, предаст не раз еще. Мы не должны подобного допустить».5

   Чтобы подобное не происходило, казачий дух должен воспитываться с малолетства. Думается, нужна в Белгороде мужская православная казачья школа. Как воспитать казака, если в классе девочки, которые в определенный период значительно опережают мальчишек в своем развитии? Педагог-новатор  Е.П.Ильин в книге «Пол и гендер»6 говорит об отрицательных сторонах совместного обучения, ссылаясь на Г.М.Бреслава и Б.И.Хасана, так: «В определенный возрастной период «слабый» пол становится явно сильнее «сильного» пола, поскольку девочки  в своем развитии на год-полтора опережают мальчиков». А далее петербургский учитель повествует о своих личных наблюдениях: «Однажды я попал на урок физкультуры к пятиклассникам и от удивления был в «шоке»: передо мной в строю стояли «гренадерши»-девочки и за ними маленькие щупленькие мальчики. «Боже мой, - подумал я, - о каком воспитании мужского достоинства в таких условиях может идти речь? В обществе еще сетуют на то, что «настоящих мужчин» становится все меньше!» Далее следует утверждение, что «более раннее половое созревание девочек приводит к рассогласованию их психологических установок и ожиданий с установками мальчиков» и что «у мальчиков в этом возрасте появляется тенденция не только к избеганию общения с девочками, но и к полному с ними размежеванию» и дается научное обоснование высказанным утверждениям.

   Готовя материал статьи, мы с радостью обнаружили, что в 21-й школе города Белгорода имеются классы с кадетской казачьей направленностью. Эта начальная ступенька представляет собою полумеры на пути к истинной цели воспитания казачат. Первое, здесь нет и речи о семейственности, а значит, не последует вступление всего рода под присягу; второе, как показалось, отсутствует целенаправленный осознанный отбор из реальной, сформировавшейся в городе казачьей среды; третье, совместное обучение, о недостатках которого было уже сказано; четвертое, из новостной статьи и видеоролика под названием «В Белгороде принял присягу кадетский казачий класс»7 нельзя определить, какая роль отведена духовному развитию. Хотя на церемонии присутствовал священнослужитель, но в репортаже о христианской православной направленности учебного заведения не было речи совсем,   ни в интервью  атамана Белгородского областного казачьего общества Геннадий Викторовича  Колочко, ни в интервью  атамана Белгородского городского казачьего общества Сергей Павлович  Бугреев не упоминается о том, что казак без веры - не казак, хотя про этикет и бальные танцы в репортаже было сказано. Этикет, видимо, светский, а вовсе не казачий, да и какой у казаков этикет? Там был уклад. Танцевальная культура казачества самобытная и соответствует типу этих людей, а танцующий бальные танцы казак — это вырожденец, подобный переродившимся мужчинам (так и хочется сказать гусарам), о которых А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» писал так:

   Мазурка раздалась. Бывало,
   Когда гремел мазурки гром,
   В огромной зале все дрожало,
   Паркет трещал под каблуком,
   Тряслися, дребезжали рамы;
   Теперь не то: и мы, как дамы,
   Скользим по лаковым доскам.
   Но в городах, по деревням
   Еще мазурка сохранила
   Первоначальные красы:
   Припрыжки, каблуки, усы
   Все те же: их не изменила
   Лихая мода, наш тиран,
   Недуг новейших россиян. 

   Дай, Бог, чтобы возрождалось казачество не как «тиран, лихая мода» «недуг новейших россиян», чтобы не было соблазна ни у кого называть казаков ряжеными.
   Нам видится после беседы с Владимиром Федоровичем Ганагиным, директором школы - интерната «Царев-Алексеевский кадетский корпус» Белгородской области, что направление работы в этом государственном бюджетном общеобразовательном учреждении более соответствует духу и задачам воспитания именно строевого казачества, а не декоративного.

   Находится вышеназванное учебное заведение в городе Новый Оскол, существует с 15 августа 2011 года. Сорок восемь кадетов, учащихся шестых-девятых классов, кроме усвоения общеобразовательных дисциплин, получают теоретические знания по истории казачества и истории казачьего быта.

   Устав регламентирует: «Основной целью Корпуса является интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, формирование высокого патриотического сознания, создание основы для дальнейшего освоения профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку  к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, в правоохранительной и муниципальной службе, а также для несения государственной службы российского казачества». И это успешно осуществляется. Как пример, можно привести успешное поступление здешних курсантов в Горожанский казачий кадетский корпус, из которого прямая дорога в вуз. Все горожанские  кадеты, в свою очередь, поступают в высшие военные учебные заведения. Директор Горожанского казачьего кадетского корпуса,  казачий полковник Сергей Иванович Ивлев, ставит царев-алексеевцев в пример. Достигаются подобные результаты за счет уклада жизни, приближенного к армейскому, и регламентирования поведения. За исключением личного свободного времени, курсанты и курсантки проводят сутки за сутками организованно согласно распорядку и расписанию. Внимание уделяется    выработке стиля поведения, стиля общения, в котором важное место занимают субординация, приветствие, ритуал, выправка. Обязательными являются огневая, строевая подготовка, армейский рукопашный бой и общефизическая подготовка. Воспитание личности строится, основываясь на культурно-исторических традициях, на образцах народной культуры, через православную духовность и патриотизм.

    Как считает В. Ф. Ганагин, задача Корпуса  - формирование личности защитника Отечества. Он вспоминает тот период в жизни отечественной школы, когда, после упразднения молодежно-идеологических организаций, на педагогов была возложена единственная задача: давать знания по основным изучаемым дисциплинам. Недостаток нравственно-идеологического воспитания стал явным. В. Ф. Ганагин вспоминает: «В Белгородской области с 1996-го по   2000-й годы, вернувшись к исполению воспитательных  целей, школа, взамен комсомольской и пионерской организаций, обратилась к народной тадиции. На следующем этапе с 2003 года область стала пионером по введению православной культуры как предмета в школьную программу. После 2009 года была закрыта еще одна брешь, на государственном уровне стала масштабно проводиться линия на патриотическое воспитание граждан».

   Неоспоримым является факт: казачество в дореволюционной России было огромной силой, стоявшей на страже Отечества, Православия и Самодержавия. В августе 2010 года в Новом Осколе был открыт памятник основателю города царю Алексею Михайловичу Романову, а через год промыслительно — кадетский корпус, в названии которого присутствовует первоначальное название города — Царев-Алексеев. Русское государство медленно, но неизменно возвращается к своим истокам, история дала очередной виток. На юго-западе появилось своего рода «гуляй-поле», Белгородская область стала опять пограничной, и вскоре, опять же летом, в июле 2012 года, была вновь образована Белгородская митрополия. Промысел Божий укрепляет рубежи России, как в былые времена. Догадываются ли отроки и отроковицы, попавшие в трудные жизненные ситуации, а таких в Царев-Алексеевском кадетском корпусе большинство, что они попали в горячую и ответственную страницу новой Российской истории? Ритуал вступления в кадеты совершается, по сложившейся традиции, 28 января, в День освобождения города Новый Оскол от немецко-фашистских захватчиков. Церемония проходит в Успенском соборе города после Божественной Литургии в присутствии атамана Белгородского отдельского казачьего общества ВКО «ЦКВ» Геннадия Викторовича Колочко. Будущие казаки дают клятву верности, прикладываются к шашке атамана, которая была подарена атаману и референту губернатора области Г.В. Колочко президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Также в этот день кадеты принимают участие в мероприятии возложения венков у могил советских воинов, павших в сражениях за Родину.

   В кабинете директора Корпуса можно увидеть множество наград: кубки, вымпелы, грамоты, медали, — полученные воспитанниками-кадетами за достижения в различных областях: в спорте, в науке и творчестве.  Кто же они, эти ребята, несущие нелегкую долю? Супермены?  Для Владимира Федоровича Ганагина они, прежде всего, дети. Общаясь с родителями и опекунами, он говорит: «Для нас каждый из ваших детей — бриллиант, а бриллианты требуют специальной огранки».

   Пусть множество таких бриллиантов своим служением ляжет в основание здания российской государственности и народности.

Е. Куликова           Весна 2016г.