21. Лишить права на память

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Кадр из фильма «Ни шагу назад» – Заградотряд НКВД расстреливает дезертиров под Сталинградом.


И снова начинается демагогия: Осокин затрагивает тему гражданственности.

"Если мы ведём разговор о гражданственности, то эту гражданственность можно распространить и на более широкий круг вопросов, которые, кстати говоря, волнуют нашу страну, комсомол, партию.

Ни одна из таких тем, тот же Вьетнам, не нашла отражения у тех авторов, которые здесь выступали сегодня [1].

Я не был, к сожалению, ни на одном концерте и питаю надежду послушать сегодня, чтобы создать для себя представление... [2] "

Ха-ха! Оказывается, он критикует, не побывав ни на одном из концертов.

Стандартная ситуация: «Не читал, но…».

И только с чьих-то слов позволяет себе высказаться о песне Галича «Ошибка»:

Сам Галич об истории создания песни писал так:

«…Я открыл последний номер газеты и прочёл о том, что Никита Сергеевич Хрущёв устроил для своего дорогого гостя, великого революционера, представителя «Острова свободы», Фиделя Кастро... правительственную охоту с егерями, с доезжачими, с кабанами, которых загоняли эти егеря, — и они, уже обессиленные, стояли на подгибающихся ногах, а высокое начальство стреляло в них в упор, — с большой водкой, икрой и так далее.

Маленькая деталь: охота эта была устроена на месте братских могил под Нарвою, где в тысяча девятьсот сорок третьем году ко дню рождения Гения всех времён и народов товарища Сталина было устроено контрнаступление, кончившееся неудачей, потому что оно подготовлено не было, оно было такое парадное контрнаступление.

И вот на этих местах лежали тысячи тысяч наших с вами братьев, наших друзей.

И на этих местах, вот там, где они лежали, на месте этих братских могил, гуляла правительственная охота.

Я помню, что, когда я прочёл это сообщение, меня буквально залило жаром, потому что я знал историю этого знаменитого контрнаступления, и вот... эта трагичная, отвратительная история. …

Я не пошёл на какую-то там очередную торжественную встречу, а, запершись у себя в номере гостиницы, написал её [песню. –МК] целиком. Потом я попросил достать мне гитару и положил её на музыку. И вот так возникла песня под названием «Ошибка».

На самом деле, эта песня не о конкретной охоте и не об охотниках Фиделе и Никите, и не о погибшем в Мерекюла десанте, и не о сорок третьем годе, и не о Нарве, наконец. Всё это было лишь поводом [3].

Тогдашние функционеры видели в песне нападки на неприкосновенных. А потом, некоторые критики начали искать в песне «исторические приметы и исторические ошибки».

А написана песня — о великом и несчастном русском солдате, жизнь которого никогда в грош не ставилась. о бессовестном забвении памяти павших. Отсюда и кресты в песне.

Что же говорит Осокин?

«О песне «Эта рота» («Ошибка»): на мой взгляд, эта песня подпадает под разряд типичного, о котором я говорил.

И я делаю акцент в этой песне не на то, что заградотряды были у нас сняты в 42-м или 43-м году [4], а на то, что, мол, сегодня все генералы ходят и не вспоминают о том, что была такая рота, которая полегла.

Извините, не соглашусь никогда с тем, что сегодня ходят эти генералы, заслуженные люди, и что никто из них не вспоминает о тех двухстах и прочих, которые полегли в 42-м или 43-м году. И никто меня в этом не убедит. Вот это моя позиция.

Надо иметь право на обобщение. Авторское право, гражданское право на обобщение. И этого права, я считаю, не имеет автор песни «Эта рота». Эти слова (стихи. — ЮК) были сделаны им понаслышке» (Шум в зале, реплики) [5].

Ну, как же! Покусился на «святое»! Охотничьи угодья членов Политбюро. Как посмел?!

Осокин хочет лишить Галича права на память, на обобщение.

На каком основании?

Поэт всегда видит глубже.

Осокин же пытается заткнуть рот Поэту.

Как хорошо, что в расшифровках с магнитофонов отражена реакция зала.
 
В Академгородке она и не могла не быть!


Примечания:

1.  Вот такая демагогия!

2.  Обычная позиция: Не был, ещё только «питает надежду послушать, чтобы создать для себя представление», но уже возмущён и поучает.

3.  А. Н. Костромин. «Ошибка» Галича: ошибки сегодняшние и всевременные... На сайте Московского центра авторской песни: http://www.ksp-msk.ru/page_214.html

4.  На самом деле, в июле 1944 года. Но о заградотрядах в песне не говорится. Почему он об этом высказался, остаётся за кадром.

5.  Как раз Галич знает об этом не понаслышке. В отличие от выступающего молодого человека, он воевал и видел всё это своими глазами.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/09/27/730