Непредвиденные обстоятельства Гл. 2

Александр Шушков
                Глава 2

Механик уже смешивал привезенный бензин с маслом.

- Воду подвезли? - спросил Алексей у Халимона.

- На ток отправили.

- Надеюсь вода не мутная, и не из старого пруда?

- Нет. Из артезианской скважины заправили, чистейшая.

- Бочку предварительно хоть промыли?

- Даже прополоскали, так что все в порядке будет.

- Надеюсь, что это так.

Когда заправили дельталет топливом, Алексей обрядился в свой рабочий красный комбинезон, раньше не хотелось снаряжаться, чтобы не вспотеть. Хоть и осеннее солнышко. Но, все же полуденное.

- Давайте выкатим аппарат на дорогу, механика с инструментами в машину, а дальше я уж как-то сам, не впервой.

Аппарат выкатили на дорогу и запустили двигатель. Алексей уселся на свое рабочее кресло, надел шлем и пристегнулся ремнями безопасности. УАЗик с механиком и инструментами, которые он прихватил для обслуживания дельталета,  отправились в сторону колхозного тока. Перед взлетом он еще раз окинул взглядом аппарат. Взглянул на левую и правую сторону крыла, обратил внимание на крепление и страховку в верхнем узле пилона.

Дорога посреди улицы пролегала между двумя рядами домов и стоящих вдоль них столбов энергоснабжения. Кстати Алексею и жителям, живущим в этой части улицы повезло. Асфальт  был проложен от бывшей скотной фермы, вдоль опушки леса, до первого переулка и дальше, извиваясь на поворотах, вдоль села, продолжался до самого города Борисоглебска. Более тридцати километров. Вся улица, прямая, как стрела, на которой расположились дома Алексея, а их было три, два из них с приусадебными участками, он приобрел, а один достался по наследству, протянулась почти на два километра. А часть асфальта, которая проходила мимо домов Алексея от леса до первого переулка составляла в длину всего лишь около пятисот метров. Жителям этого участка повезло, и обязаны они были таким удобствам, как  асфальтированная дорога, бывшей скотной ферме, к которой ее когда-то проложили, и о которой помнят лишь старожилы. Ее давно уже нет, кроме бурьяна, на бывшем ее месте. Справа по курсу взлета столбы отстояли довольно далеко, в безопасной близости. Чего не скажешь о столбах слева. Линия их проводов фактически отстояла от левой консоли крыла в трех-четырех метрах по траверзу.

 - Непонятно, почему при строительстве допустили подобную асимметрию и не проложили дорогу посреди улицы. Неужели только от нежелания перенести крепления старого трансформатора, который был установлен напротив переулка в середине улицы. Скорее всего, как всегда из-за экономической выгоды, не хватило денег на перемещение площадки под трансформатор на край какой-либо стороны улицы, чтобы дорога пролегла строго посредине улицы. - Его впоследствии и так заменили на более современный новый трансформатор, и площадку для него на новых бетонных столбах сменили тоже. - А, может просто банально не хватило немного фантазии и все оставили, как проще, на авось, без особой обеспокоенности за будущие неудобства для селян, - решил Алексей.

В результате дорога, основной объект, вынуждена была разместиться с одной стороны в одной лишь трети ширины улицы, а с другой в  оставшихся двух третях улицы. Симметричность улицы пострадала. И, жителям неудобно и эстетически некрасиво. Непонятно кто из прежних руководителей был таким бережливым или жадным, что и эстетичность его не интересовала. Теперь для одних жителей перед домом ширина и все удобства, а на другой стороне приходится ужиматься. Дров и сена не подвезешь к дому, чтобы все это уместилось пред усадьбой, и не выпирало на дорогу. Алексей довольно часто взлетал и садился на этом участке  дороги, потому опасная близость столбов его особенно не беспокоила, тем более в штиль. Однако в ветреную погоду или болтанку участок оставался по-прежнему наиболее опасным. Поэтому в сложных условиях и в ночное время Алексей садился за селом, на отростке дороги проложенной к бывшей скотной ферме.

Когда-то эта ферма была действующей и имела всю необходимую инфраструктуру для подобных сооружений. Теперь за куском прямой асфальтированной дороги, длиной в полкилометра, кроме пустыря и остатков фундаментов, торчащих из травы, от ранее действующих коровников, остатков открытых загонов для скота и силосных ям ничего не осталось. Но для целей совершения влетов и посадок на дельталете эта площадка была идеальной. Участок дороги стандартной дороги ровный и не имел в безопасной близи никаких препятствий, кроме столбов вдоль последней улицы села, вначале отростка к бывшей ферме и расположенных по отношению к нему под прямым углом. Алексей знал об этом единственном препятствии, которое ему не мешало, и поэтому превратил его в свой, по сути, готовый аэродром. На приборе GPS он установил точки начала и конца взлетно-посадочной полосы. Соединив их линией, Алексей имел теперь возможность, изменяя масштаб находить свой аэродром в любое время суток и в любую погоду. Благодаря этой бывшей ферме и была специально создана дорога от фермы до центра села и проходила она как раз мимо дома Алексея. Когда Алексей производил посадку на этот отросток дороги, который превратил в свой аэродром, он свободно доруливал по ней до самого дома. Общее расстояние было недалеким. Порядка трехсот-четырехсот метров. Этот асфальтированный отросток дороги находился на конце деревни, за третьей улицей от дома Алексея, как раз на траверзе. Поэтому расстояния от дома до леса и от начала отростка дороги к бывшей ферме до того же леса были одинаковыми. В плане это, похоже, на вытянутую букву «П», с короткими ногами, удлиненная перекладина которой проходила вдоль опушки леса.

Невров, однажды летом садился, в послеобеденный период, на участок дороги вдоль своей улицы, на которой в один ряд от леса стояли его дома. Между вторым и третьим его домами стоял дом его брата, который он строил много лет наездами, долго и добротно, в отпусках и почти до пенсии. Было жарко, асфальт раскален, и соответственно воздух над дорогой тоже. Алексей не учел этого факта. В момент приземления аппарат стало так кидать над дорогой, будто аппарат упирался в воздушную подушку, которая не пускала его к земле, и ему с трудом удалось произвести посадку. При полностью убранном газе он никак не хотел приземляться, упираясь в эту подушку. Действовал мощный экранный эффект. Только через пятьдесят метров после выравнивания ему удалось его все же усадить, при этом аппарат все время стремился покинуть асфальтированную дорогу и уйти в сторону, где поддерживающий экран сразу пропадал и аппарат пытался клюнуть носом. Особенно опасно было, когда он стремился покинуть дорогу в сторону близко стоящих столбов. Поэтому на всем протяжении участка приземления Алексею приходилось постоянно работать не только РУ, но и оборотами двигателя. То, увеличивая их в момент ухода с дороги в ожидании провала, то убирая их при возвращении аппарата на дорогу перед его вспуханием. Но, слава Богу, все обошлось. Соседи, которые видели эту посадку, переживали, что аппарат обязательно зацепит столбы и все этим закончится.

- Мы думали все, разобьешься, со стороны страшно и жутковато выглядело, аппарат швыряло из стороны в сторону, я уж думал, в один из левых столбов обязательно врежешься, непонятно, как ты из этой передряги вывернулся, - рассказывал потом Анатолий Иванович, сосед напротив дома Неврова, - и почему вдруг такое произошло?

- Да, я и сам не ожидал, что так начнет крутить у земли. Там пугаться некогда было, а теперь, представляю, на какой грани находился. Даже небольшой холодок в груди появился. Волнение всегда приходит позже, когда уже все завершилось. – Он вкратце объяснил соседу, почему такие коленца выкидывал дельталет на посадке. - Больше садиться в жаркую погоду сюда не буду. Это все равно, что на воздушную подушку пытаться приземлиться, а она не дает. Лучше у леса на дорогу к ферме, там хоть столбов нет. Но, кидать на посадке в жаркую погоду там также будет. Асфальт везде фактически одинаково нагревается, но главное различие в том, что там нет препятствий. А, здесь большое влияние оказывали еще промежутки между домами на улице. Свободные пространства, на разных расстояниях, между ними, создавали неодинаковые прососы воздуха и проблем на посадке существенно добавляли. Потому и кидало с дороги из стороны в стороны.

 Этот случай заставил Алексея сделать вывод, что в жаркую погоду на асфальтированные полосы надо заходить с особенной осторожностью. Обязательно на повышенной скорости и увеличенных оборотах двигателя, посадку производить с низкой высоты выравнивания, после которой возможно быстрое касание колесами земли. Все это требует хорошей подготовки и уверенности пилота. И, конечно, чтобы не было вблизи препятствий, что не всегда возможно.

Алексей плавно увеличил обороты двигателя до максимального режима и начал разбег, удерживая педалями нос аппарата строго  посредине полотна дороги. Аппарат разбегался ровно, на скорости близкой к пятидесяти километрам в час, аппарат оторвался от земли. Алексей несколько придержал его вблизи земли, плавно прижимая РУ к себе, давая ему набрать необходимую скорость. И, через мгновение отпустил ее, переходя в набор высоты. Столбы, провода, деревья и дома ушли под крыло.

Спустя минуту, продолжая набор высоты, он был на высоте ста метров и перед ним предстал план деревни в перспективе, все больше расширяясь, с каждым метром набора высоты. Вся деревня, точнее длинное скопление нескольких сел, разделенных административно, но территориально являющихся единым целым, растянулась вдоль реки, некогда полноводной, но изрядно к нынешним временам обмелевшей. Теперь, в это осеннее время, смахивающая больше на широкий ручей, особенно с высоты полета. И все это чьи-то великие труды особого рвения, кого-то из тогдашних руководителей. Мелиораторы. Изуродовали реку, как и многое. И, под козырек.

По протяженности вся эта цепь домов представлялось сверху одной деревней, не менее тридцати километров в длину и вполне сравнимой по площади с относительно средним городом. Она расположилась по обе стороны реки на всем ее протяжении. Рекой назвать, язык не поворачивается. А, с детства помнится, в недавние прошлые времена могучей рекой была. Иногда, во время разливов весной, в некоторых местах, даже опасной была.

Через пару минут от взлета невдалеке показался зерновой ток, куда Алексей и направлялся. Облетев его по кругу, через несколько минут от взлета он совершил посадку на дороге, что проходила вдоль тока на расстоянии десятка метров от него по траверзу. Кусок асфальтированной  дороги не менее километра в длину ровный и без изъянов, переходящий в грунтовую дорогу, теряющуюся в полях, за селом.

Дорогу с током соединял широкий асфальтированный перешеек, съезд на ток, на котором уже стояла заготовленная бочка с водой, а рядом и УАЗик помощника агронома. Ток теперь пустой, а летом там и днем и ночью кипела работа, копошились люди, сновали машины груженные зерном. Одни подвозили его с полей от комбайнов, другие после просеивания и провеивания зерна, отделения мякины и сора, отвозили его на элеваторы для дальнейшей обработки и просушки.

Химический и топливный баки дельталета заправили быстро, а вот помпа, необходимая для подачи рабочей смеси химикатов к распрыскивающим форсункам почему-то не хотела запускаться. Вот и вспомнил Алексей свой просчет. Чего недоглядел? Он не проверил ее перед вылетом. Без помпы агрокомплекс бесполезный агрегат.

Она, фактически, не использовалась с того раза, когда у Алексея над подсолнечником внезапно заклинил маршевый двигатель. Отделался он тогда сравнительно легко. Как говорят, обычно, легким испугом. Произвел вынужденную посадку в просвете между полем и лесополосой, в крохотном для дельталета промежутке. Помогла достаточная, фактически, вынужденная обстоятельствами высота аппарата над полем.

 Алексей тогда практически закончил обработку поля и в целом все работы в том хозяйстве, но у агронома осталось еще немного химикатов. И, он попросил пилота остатки просто разбросать над полем в местах, где подсолнечник оставался еще более ярким, недостаточно подсохшим. Вполне возможно, что при обработке где-то могли быть допущены отклонения в технологии обработки и туда попал меньший процент десиканта, которые обычно называют огрехами. Поэтому Алексей фактически произвольно носился над полем на малой высоте и повышенных оборотах двигателя, выискивая наиболее светлые участки поля, то есть не достаточно подсохшие. По сути, ретушировал поле.

Набрать высоту до тридцати метров его вынужденно заставила металлическая геодезическая вышка, стоящая среди поля, на которую Алексей внезапно вышел в результате крутого маневрирования над полем. Это и помогло ему дотянуть до края поля, потому что именно в верхней точке набора высоты над вышкой и встал двигатель. Кстати, подсолнечник тоже относился тогда к элитному.

Алексей моментально среагировал. В первые доли секунд после отказа поджал РУ на себя, но с учетом планирующих свойств аппарата, чтобы сохранялась возможность дотянуть до края поля, РУ постепенно надо было отпускать. Он знал, что между лесополосой и подсолнечником, есть достаточный просвет, чтобы уместилось крыло. Поэтому и тянул туда к краю, плавно отпуская РУ от себя, постепенно теряя высоту. На границе поля Алексей вышел в горизонтальный полет почти над головками подсолнечника. В момент доворота вдоль посадок, Алексей продолжал плавно отдавать РУ от себя, чтобы не зацепить подсолнечник и по возможности умаститься между ним и лесополосой. Но скорость достигла скорости сваливания и через мгновение аппарат просто провалился.

Ему лишь чуть не хватило высоты и скорости. Доли секунд. Крыло полностью не успело выйти на свободное пространство. Дельталет левой консолью крыла зацепил верхушки подсолнечника на самом краешке поля и, их буквально срезало, под углом к земле. Аппарат резко тормознул и развернулся влево, клюнув носом. Переднее колесо зарылось в грунт. В результате удара произошел перелом основной хребтовой балки телеги дельталета. Ремонт аппарата был не сложным, но в материальном отношении значительным. Занял не менее полумесяца, включая поиск двигателя и замену его на новый.

- Что не хочет запускаться? - спросил Алексей, глядя на помпу.

- Похоже свеча. Ща, выкручу, - и, механик, прихватив специальный свечной ключ для помпы из инструментального ящика, принялся ее выкручивать.

Попробовали свечу на искру, многократно дергая кикстартер. Признаков жизни она не подавала.

- Похоже, сдохла, а запаса лишних свечей у нас здесь нет.

- Да, и дома в гараже новых свечей тоже нет. Надо в город ехать, а это потерянный день, - ответил Алексей.

- Можно из использованных подобрать. В гараже, по-моему, есть, и еще были рабочие. На худой момент с косилки снимешь или с пилы, они же рабочие.

- Верно. Стоит попробовать. Надо немедленно съездить, не теряя времени, - и Алексей обратился к Халимону.

- Давай до гаража подскочим, может, что и подберем, иначе работать не сможем, время дорого.

 - Езжайте с водителем.

Алексей пока ехал обратно к дому не раз пожалел, что не проверил помпу перед вылетом. Вот оказывается, что он упустил, если не еще что-то. Лишняя потеря времени. В гараже Алексей отыскал несколько старых свечей.  Снял свечи и с двигателей, что на старой помпе, и на механической косилке, и на бензопиле. Все они в недавнем времени работали и по параметрам подходили от любых современных бензопил или косилок. Алексей особо их не рассматривал и, собрав все, что нашел, сразу вернулся на ток. Одна из свечей дала неплохую искру и через несколько минут двигатель помпы запустился.

 На приборе системы GPS Алексей заранее, как обычно, не задумываясь, установил масштаб два километра и занял место пилота в дельталете. Это был масштаб, который всегда устанавливался для удобства наблюдения за точным курсом гона при обработке полей. Индикатор на дисплее GPS выделялся в виде черного треугольника. В масштабе два километра в одном сантиметре, в момент обработки, следуя в новом гоне, если удерживать один из углов основания треугольника на отпечатанной на дисплее линии предыдущего года, ширина фактической полосы обработки на поле составляла двадцать метров. Эти параметры как раз и соответствовали тактико-техническим данным  агрокомплекса. За треугольником на дисплее тянулась линия, индуцирующая пролет по новому гону. В этом районе Алексей знал буквально все. Ориентиры хорошо были ему известны, еще с детства. Поэтому не было необходимости переходить на более мелкий обзорный масштаб на GPS для выхода в точку обработки, и так было все известно. А может и зря, что не попробовал изменить масштаб, возможно и избежал бы будущих непредвиденных обстоятельств.

Непосредственно перед вылетом, Алексей потребовал карту полей в районе хозяйства, чтобы связать место нахождения поля, предназначенного для обработки, с ориентирами на маршруте подлета к нему. Кроме того Алексею было необходимо с учетом конфигурации поля выработать наиболее рациональную схему его обработки. Поле представляло собой в плане несколько вытянутый, по курсу подхода к нему, немного под углом, прямоугольник. Существуют различные способы обработки полей с воздуха. Прежде, чем выбрать нужную схему обработки сорока гектарного поля, Алексей прикинул его размеры по длине и ширине.  Обычно для обработки больших полей выбирается основной способ, который заключается в том, что дельталет проходя гон вдоль наиболее длинной стороны поля, проходит с набором высоты лесополосу. Затем он отворачивает влево, если, первый гон проходит левее длинной стороны лесополосы и наоборот вправо, если гон проходит вдоль правой стороны лесопосадки. Дальше пилот выполняет правый разворот (или левый) на сто восемьдесят градусов, сверяясь с показаниями GPS, и выходит в новый гон, параллельно предыдущему с интервалом в двадцать метров. Такова ширина полосы обработки агрокомплекса, на котором летал Алексей. Такую фигуру, которая осуществлялась после гона, отворот несколько в сторону, с последующим противоположным разворотом на сто восемьдесят градусов, пилоты-химики назвали «грушей». Но Алексей, прикинув ширину узкой стороны прямоугольного поля, решил применить свою схему обработки, которую частенько применял, как наиболее приемлемую для себя и более экономичную по расходу топлива на небольшой площади поля.

После запуска основного двигателя и проверки работы форсунок химической аппаратуры Алексей вырулил на дорогу вдоль тока. Небольшой разбег и воздушный агрохимический комплекс, взмыв в небо, направился в заданную точку предстоящей работы. Расстояние до поля порядка восьми километров. Алексей пересек Димитровский пруд, прошел над песчаным пляжем, где в летнее время было народу всегда битком. Теперь он пустовал. Вдоль его берегов из камышей торчали лишь одинокие фигурки рыбаков и удилища. В трех километрах под правым крылом просматривалась часть зеркала Средненского пруда. Их, рукотворных, в этих местах было великое множество, когда и лесопосадками и орошением в сельском хозяйстве занимались всерьез. Теперь все в прошлом. Даже сад вдоль пруда и тот заброшен. Одни коряги и остались. А когда-то от пруда в сад тянулась водополивная система. Некоторые яблони в саду еще приносили плоды, и яблоки были вкусные.

Сухой Карачан, сеть оврагов, общей длиной порядка сорока километров, по дну русла, которого когда-то протекала река, теперь лишь ручеек, да и тот пересыхает в летнее время. Естественный древний рельеф этих длинных оврагов, или на местном наречии буераков, позволял легко возводить между их берегами плотины, которые и образовывали путем таянья снега потом серию прудов. Но только там, где были плотины. Там где их не было, вода не накапливалась, весной стекала, а летом и вовсе пересыхала.

До каких-то хозяйств само собой доходит, и они постоянно обслуживают и укрепляют такие пруды. И, не без пользы, выращивают рыбу. А кому-то без пинка такая инициатива никогда и в голову не придет. Такова Россия.

 Алексей пересек асфальтированную дорогу, связывающую трассу Воронеж-Саратов с Новохоперском. Отсюда до поля оставалось совсем немного и с высоты четырехсот метров, Алексей, постепенно приближаясь к заданной точке, мог в подробностях рассмотреть весь участок фронта предстоящих работ на поле с элитным подсолнечником. Он заранее прикинул порядок обработки поля, сообразуясь с картой полей, которую он изучил перед вылетом.

В воздухе спокойно. Солнце прямо по курсу клонилось к западу. Небо в основном чистое, лишь в южной его части появилось подобие перистых облаков-предвестников ветра. Но, Алексей не посчитал их опасными, слишком слабенькими они были по концентрации. А, напрасно. За полкилометра до подхода к полю Алексей уже наметил курс первого гона вдоль его левой длинной стороны. Поле хорошо просматривалось и представляло собой практически классический прямоугольник. Но, если бы внутри еще не было отдельных выступов зарослей и склоненных деревьев прямо из лесополосы. Они свисали прямо в двух метровый подсолнечник и цепко переплетались с ним. Тем не менее, работать надо и Алексей приступил к снижению. Днем все эти поросли не опасны, поскольку хорошо просматривались. Но, случись обрабатывать такое поле ночью, эти выступы хуже подводных камней вросших в общую желтизну моря подсолнечника. И зацепить их делать нечего. Подсолнечник под фарами, словно подсвеченный желтый стол. А, Вот ветки в отличие от основной культуры просто пропадают под воздействием фар. Это все равно, что ехать на автомобиле с включенными фарами по только что изготовленному черному асфальту на дороге. Кто ездил, тот знает. Эффект идентичный.

Над лесопосадкой Алексей прошел в метре, предварительно прикинув десятиметровый боковой интервал до лесопосадки слева,  слегка его, увеличив, в целях безопасности. За ее кромкой, убрал обороты и сразу приступил к снижению, включив кран подачи химикатов к форсункам. Аппарат слегка встряхнуло, что свидетельствовало о характерном включении форсунок в работу на штангах дельталета. За пять-шесть метров до выхода в гон Алексей вывел обороты двигателя почти до максимального режима. На высоте двух-трех метров до уровня подсолнечника он перевел дельталет в горизонтальный полет и установил необходимые обороты двигателя для продолжения полета в горизонте по линии гона. В простых метеоусловиях полет вдоль линии гона не имеет особенных сложностей. Но, тем не менее, такой полет на малой высоте требует точной техники пилотирования. При небольшой болтанке такой полет призывает к повышенному вниманию. Чтобы пройти точно по линии гона, что необходимо в агрохимии, пилот постоянно работает не только РУ, но и изменяет периодически режим работы двигателя, при малейшей попытке аппарата либо изменить заданный курс, либо высоту полета. Воздух никогда не бывает однородным, что заметно влияет на аэродинамику дельталета, особенно вблизи земли.
В первом проходе вдоль близости посадок всегда требуется повышенное внимание и осторожность. В конце гона Алексей из опыта многолетней работы на химии, вывел обороты двигателя на максимальный режим, поджимая РУ и не давая возможности аппарату раньше времени выйти из горизонтального полета. В нужный момент, в конкретной точке удаления до поперечной лесополосы, по опыту подобных практических полетов и возможностей своего дельталета, Алексей отпустил РУ. И аппарат стремительно перешел в набор высоты, располагая большим запасом избытка тяги и значительным ростом подъемной силы с увеличением углов атаки крыла.

 Перед пересечением линии лесополосы с превышением приблизительно в метр по высоте, он выключил подачу рабочей жидкости. Продолжая набор высоты, отклонил аппарат вправо от заданного курса, чтобы выполнить маневр разворота на сто восемьдесят градусов с заходом на повторный гон визуально, примерно в середине ширины поля, в противоположном направлении. После выхода из гона, который прошел посредине поля, на дисплее GPS осталась черная линия, такая же, что и после первого гона вдоль посадок, разделившая поле на две половины.

Алексей в небольшом наборе высоты, завершив гон в середине поля, отвернул теперь влево на сто восемьдесят градусов с тем расчетом, чтобы войти в новый гон вдоль правой длинной стороны прямоугольника. Этот гон был произведен Алексеем в целях маркировки и наглядности  необработанной площади поля. После этого гона Алексей развернулся вновь влево, с целью совершить разворот на сто восемьдесят градусов и выйти на поле правее пройденного первого прохода вдоль его середины. В процессе захода уточнил по GPS боковой интервал нового гона для выхода на параллельный курс первого прохода в середине поля. Ширина опрыскивания поля в одном проходе по техническим данным агрокомплекса двадцать метров, что соответствовало половине основания черного треугольника на дисплее GPS в установленном масштабе. В полете пилоту необходимо удерживать левый угол основания этого треугольника на пройденной линии по дисплею GPS, а через угол при вершине треугольника за серединой его основания идентифицируется черная линия истинного полета. В результате ширина между гонами на поле в действительности составила двадцать метров. При этом пилот, каждый раз выполняя проход вдоль гона, периодически бросал взгляд на дисплей GPS, уточняя правильное направление полета и тут же переключив взгляд вперед, автоматом намечал новые визуальные ориентиры на поле. Совершив выход с поля из этого гона, Алексей вновь развернулся влево на сто восемьдесят градусов, чтобы снова пройти параллельно вдоль следующего гона. На этот раз, используя GPS, необходимо теперь правый угол черного треугольника удерживать на линии предыдущего гона. В результате, после выхода получался полет по кругу или точнее стандартный полет по «коробочке», двумя разворотами на сто восемьдесят градусов. Только, импровизированная «коробочка» с каждым новым кругом, смещалась на двадцать метров влево.

Примерно через полчаса вся химия в пластиковом баке, вмонтированном в аппарат на место второго пилота, по показаниям манометра давления рабочей жидкости, закончилась. Алексей, отвернувшись в пол оборота назад, взглянул на штанги. Форсунки едва сочились. Половина поля обработана.

- Пора возвращаться, - и, Алексей, увеличив обороты до максимального режима, предварительно выключив кран подачи жидкости к форсункам и помпу, прямо на краю лесополосы, перешел в набор высоты.

В плане на дисплее GPS поле разделилось как-бы на два необработанных поля, в виде продолговатых «очков» в оправе, общей площадью в половину всего поля.

Посадку на дорогу, что проходила сбоку от тока, он произвел с обратным курсом и сразу зарулил на стоянку. Пока было безветрие, это не имело никакого значения, кроме уменьшения длительности всего процесса обработки поля. Садиться можно было без проблем с любого направления. Вечерело. Но погода оставалась по сути, прежней, лишь в небе появились следы дополнительных полосок зарождающихся перистых облаков, но пока вдалеке, в южном направлении.