Непредвиденные обстоятельства Гл. 4

Александр Шушков
               
               
                Глава 4

Алексей осмотрел местность впереди по курсу полету, насколько это было возможным ночью. Взгляд вперед его несколько озаботил и озадачил.

- Странно, - подумал Алексей.

Обычно в это время на улице, с которой он взлетал, всегда было множество огней, и Алексей в районе своей деревни свободно по ним ориентировался. По крайней мере, наличие улицы и ее направление легко определялось, и он выходил на свой аэродром без использования GPS. Но, похоже, не в этот раз. Осенью ночью он еще ни разу не  садился на свой аэродром, хотя летом частенько приходилось это делать. Летом  в темное время, которое наступает гораздо позже по времени, чем осенью, улица хорошо видна с воздуха, почти во всех окнах горит свет. Но теперь творилось что-то не понятное.

- Ранняя спячка, что ли? Хотя осенью это вполне возможно. Праздная, отдыхающая часть населения села разъехалась по городам, а местное население рано ложится, рано встает, хозяйство того требует.

Дельталет окружала сплошная осенняя темная безлунная ночь, на неизвестной, пока еще точно высоте. И, только дальние сгустки более ярких городских огней по сторонам Борисоглебска и Новохоперска и совсем редких огней под собой, да еще звезды над головой, говорили о положении аппарата в пространстве, и что он медленно движется. Даже лампа на столбе, у магазина, вначале его улицы не горела на это раз по неизвестной причине. А это был первый из его основных ориентиров, когда он возвращался ночью на свой аэродром или садился вдоль своей улицы. Теперь Алексей фактически не мог определить месторасположение этой улицы. Все скрывала темнота. Отдельные разрозненные светящиеся точки в произвольных местах не позволяли ему точно сориентироваться. Алексей включил свет и почти машинально повернул ручкой, насколько это возможно, осветительную фару, чтобы хоть краешком луча захватить кусочек приборной доски и как-то определить высоту, на которой он находился. Этого было достаточно, чтобы видеть приборную доску и не только. Сердце сжалось в тревоге. Стрелка высотомера фиксировала высоту в четыреста метров. Но, не высота стала сигналом тревоги. Прибор EMS-582, на который Алексей в силу интенсивного и порой экстремального управления аппаратом за последние полчаса не обращал фактически внимания, тревожно о себе дал знать. Моргала шкала предельного температурного режима выхлопных газов.

- Это, что еще за напасть? Двигатель только вот-вот прошел двух часовую обкатку на земле. И, до сего дня ни разу не летал. Вот в чем дело! А, я гонял, его почти на максимальных оборотах над полем. Вот и выросла температура. А двигатель - это все.

Алексей больше ни о чем не думал и даже про GPS забыл на время. Он уменьшил обороты до четырех тысяч оборотов в минуту и перевел аппарат в режим планирования, постоянно наблюдая за температурой.

- Ночью снижение ниже ста пятидесяти метров не желательно, - решил Алексей, - надеюсь, воздух холодный и он быстро остынет. Выше пятидесяти метров в этом районе ничего нет. Будем считать высоту в сто пятьдесят метров безопасной. Как же я вовремя не заметил опасности, да еще какой? И, когда прибор стал мигать? Вопрос. - В голове вились нехорошие мысли. - Может еще над полем? Не дай Бог нового клина поймать. Тогда все.

Алексей старался отогнать нехорошие предчувствия, но не очень это получалось и он, по-прежнему не отрываясь, смотрел на прибор. К высоте в двести метров, прибор перестал моргать и Алексей, зафиксировав небольшую площадку, вновь перешел в небольшой набор, плавно увеличив обороты чуть больше необходимых, чем для поддержания горизонтального полета. На высоте более трехсот метров прибор вновь замигал.

- Надо же напасть, привязался, - хмыкнул Алексей, - надо еще планировать и выдержать площадку без увеличения оборотов больше, чем требуется для поддержания горизонтального полета.

Пришлось вновь уменьшить обороты и приступить к пологому снижению, сбросив обороты на полтысячи. Периодические снижения, горизонтальные площадки и наборы высоты с  вертикальной скоростью не более метра в секунду, постепенно сняли нагрузку с двигателя. Температура выхлопных газов снизилась, и прибор перестал мигать. Но, тревога, раз возникшая, уже не могла оставить его в покое. Всплеск внезапного повышения температуры на новом двигателе не оставлял Алексея в покое еще какое-то время. И, он частенько поглядывал на шкалу температур.

Наконец, Алексей отвлекся от температуры и вспомнил о полете и своем местоположении. Под собой Алексей никаких огней не видел. Все было не знакомо. Сплошная безлунная чернота. Однако вдалеке слева хорошо просматривался Борисоглебск и приблизительно на таком же расстоянии впереди, может чуть дальше и правее, другой, поменьше площадью, Новохоперск. Но они просматривались несколько ближе, чем он их видел от поля, которое обрабатывал. Это было заметно по увеличению угла зрения между направлениями на эти города.

- Где-то нахожусь недалеко от своего аэродрома. Надо, определится и свериться с прибором GPS, - и Алексей решил перевести прибор на обзорный, более мелкий масштаб, чтобы определить местонахождение его импровизированного аэродрома, координаты которого точками были забиты в нем.

Но, как только Алексей попытался переключить масштаб, тут же понял, что ему это не удастся. И, затею придется отставить. Все дело было в его новом кронштейне под GPS с линзой для увеличения размеров дисплея. В полете угол наклона телеги изменился настолько, что в новом положении пилоту до кнопок переключения масштаба на приборе невозможно было дотянуться, чтобы развернуть ладонь пальцами к кнопкам. Все переключения на приборе Алексей производил, находясь на земле, напротив прибора, а не с кресла пилота, просовывая ладонь руки между прибором и линзой, и переключал кнопки пальцами. В полете до кнопок могла достать лишь тыльная сторона ладони, а пальцы не работали в обратную сторону. Положение кнопок тыльной стороной ладони понять невозможно, да и никак не нажать. Несколько новых попыток подобраться к прибору ничего не дали, как только Алексей не изворачивался.

- Надо же, вот тебе и прекрасная конструкция, а удобство эксплуатации прибора в полете окончательно не продумал. Эксперимент, можно считать не удавшимся, - с горечью Алексею пришлось отказаться от затеи изменить масштаб. - Прибор на сей момент, оказался абсолютно бесполезным.

 Он его установил сразу после замены двигателя. Удобство наблюдения за дисплеем с кресла пилота и полная удовлетворенность в удобстве получения информации с дисплея GPS как-то затмили проверку возможности переключения масштабов на экране GPS в полете. Хотя такую проверку на земле,  возможно, произвести без каких-либо проблем.

 - Что значит спешка, ошибка за ошибкой. То свеча, то двигатель, теперь вот GPS. Что еще ждет впереди? – мысленно с горечью перечислял Алексей.

Неудачные попытки справиться то с одним прибором, то с другим, отвлекли Алексея от непосредственного управления аппаратом, и он какое-то время был предоставлен самому себе. Куда аппарат сам хотел, туда и летел. Алексей, как-бы походя в автомате, лишь поддерживал его пространственное положение РУ.

Алексей осмотрелся. Кроме визуального обзора местности у него ничего больше не было. Известные дальние ориентиры говорили лишь о направлении аппарата и примерном местонахождении, плюс, минус пять километров.

- А, может теперь и больше. Только вот где, точно, находится дельталет? - не без горечи и сарказма подумалось Алексею. - Внизу ни зги, сплошная темнота, вверху звезды, с боков, слева, справа, вдали два города.

Алексей опустил луч фары вниз и, работая ручкой поворота, стал шарить по поверхности земли. Вдруг, под крылом в глубине блеснула вода.

- Что это? Что за водоем? - он не рассчитывал увидеть подобное, - откуда? Где он оказался?

Алексей, перемещая фару влево, вправо нащупал его берега. Водная поверхность была не широкой. Не более тридцати-сорока метров. Он перевел луч фары вперед вдоль воды. Водяная полоса впереди круто поворачивала вправо. Алексей последовал за ней и за поворотом увидел ее продолжение, теряющееся в ночи. Фарой осветил левый берег неожиданно откуда-то взявшегося и пока неизвестного ему водоема. Берег был крутой и покрыт лесом. Алексей отвернул нос аппарата немного вправо и высветил второй берег, тоже крутой и сплошь поросший деревьями. Главное, что он увидел вдоль берегов песок. Песчаные берега.

- Что это? На что похоже? - роились мысли в голове Алексея. - На пруд, не очень. Берега крутые. Таких прудов с крутыми берегами в ближайшей окрестности просто нет, и еще они песчаные.

Алексей прошел еще минуту вдоль водяной полосы. Но она не заканчивалась, а тянулась все дальше, слегка изгибаясь. И, вдруг его осенило:

- Это не пруд! Это река! Хопер! Вот это, да. Эк, меня занесло. Вот вам и южный ветерок. Он оказался значительно сильнее, раз пока он разбирался с приборами, его унесло куда-то километров на семь-восемь, даже до Хопра долетел. Собственно по времени это порядка десяти минут полета. Стоило несколько раз отвлечься от управления и вот результат. Ветер в южном направлении, безусловно, помог ему так быстро долететь до Хопра. Путевая скорость значительно возросла, - так рассуждал Алексей, в нервном возбуждении констатируя факт.

После такой догадки Алексей сразу встал в круг над рекой с небольшим креном, чтобы окончательно убедиться в догадке и определиться с местонахождением. Развернувшись на обратный курс, первое, что он увидел знакомое, это вышку маяка в Верхнем, едва мигающую вдали, на большом расстоянии, но, являющуюся наиболее характерным ориентиром. Увидел Алексей и ток, высвечивающийся белой блеклой точкой, размытой в ширину на фоне остальной темноты и сразу прикинул. Он знал, что от его «аэродрома» до Хопра примерно десять километров, если следовать прямо на юг.

 - Но неизвестно в какой конкретной точке Хопра находится дельталет. В районе Васильевки он протекает параллельно с запада на восток, а потом круто от Васильевского леса отворачивает на юг. Значит и расстояние могло быть пройдено в одном направлении от тока порядка пятнадцати километров. Но где теперь в ночи искать аэродром без GPS? До тока, куда не шло? Его визуально видно. Дойти до него и произвести посадку можно. Это еще километров пять от его аэродрома, в общей сложности он правильно определил, порядка пятнадцати километров и все на ветер, да над лесом. Далековато. Но другого выхода нет. Стоп! - в голове Алексея, будто что-то повернулось, он просто забыл, как-то вылетело из головы, совсем вылетело, как будто и не было, - заправлялся ли дельталет перед последним вылетом? Убей, не помню, - по лбу даже испарина прошла, - неужели в спешке не заметил этого и так взлетел? Да, не может быть. Надо же. Прошляпил в гонке к вылету контроль топлива. И, ведь даже не вспомнил о нем перед вылетом на поле. Как же так? Вот она спешка. Ну, ну, спокойно! - пытался взять себя в руки Алексей, но мысли уж раз посетившие, не хотели оставлять его в покое. - Анатолий просто не мог не заправить аппарат перед вылетом. А вдруг? Всякое бывает. Проследи он тогда за переключателями. И, не упал бы возможно Невров под Александровкой. Хотя это скорей моя вина, как командира. Он был тогда не причем. Надо самому следить за механиком. Да, и давно это уже было. – Всплыло в голове давнее событие у Алексея. - Но заправка его святое дело. Он не забудет. А, доказательства в купе с сомнениями теперь вообще нет. Да и прошел я прилично. Если не сорок километров. Так уж тридцать наверняка. Плюс работа над полем. А, это пять – шесть литров бензина наверняка. Нет, он заправлял. Если бы Кадушок не заправлял топливо, оно давно бы уже упал. Уйдёшь с реки, а топливо где-нибудь в лесу и закончится, даже, если и заправлялся. Конечно, он заправлялся, – уже чуть уверенней убеждал себя Алексей. - Но с реки уходить нельзя. Этого топлива в любом случае до тока не хватит. Тем более обратное возращение на ветер, который достаточно сильный. Топлива потребуется чуть ли не в два раза больше. Однозначно с реки уходить нельзя, здесь хоть, на худой конец, приводнится, можно.

Окончательного ответа на все эти неотвязные вопросы у Алексея, однако, не было.
 - Если аппарат действительно не заправлялся, то упал бы уже скорей всего. Время бы давно вышло. А, что есть в баке и, то осталось, скорей на считанные, возможно, минуты. - Сердце чаще забилось, засосало под ложечкой. - Кажется, приехали. Двигатель через какое-то время может встать. Что-то будет. Стоп, не теряй самообладание, думай, но только быстро, - успокаивал себя мысленно Алексей, продолжая размышлять. - Возвращаться нельзя. Это ясно. Без топлива, до тока против ветра не дотянуть, да, и с топливом, если бы оно еще имелось, дойти можно только впритык, да еще неизвестно, а под крылом, только темный лес, в основном дубовый и опасный. Ближе Васильевка, там как раз длинная прямая дорога. Как же ее-то пропустил? Видно тоже все спят, огней мало, вот и не заметил или слишком далеко сбоку прошел. С приборами провозился. Можно и сейчас, если решиться возвращаться. А, если вновь на дорогу не увидеть, не заметить, и пройти левее или правее ее. А потом только на лес падать? Элементарно. Похоже, выхода нет, вернее один. Приводнение. И, надо к этому быть готовым в любую минуту. Все лучше, чем посадка на темный лес, - и, Алексей больше не раздумывал о возвращении, лишь внимательнее стал вглядываться в очертания реки.

Но, с высоты, кроме блеска воды ничего не видно. Снижаться, только для осмотра он не хотел. Он хорошо знал особенности Хопра. Ширины реки для посадки достаточно. Вот только иногда в реке могут торчать коряги или стволы деревьев.

- Но, здесь ничего не поделаешь, можно зацепить, а может, и нет. Как повезет. Надо держаться при приводнении середины реки. Все коряги по краям реки. И, это не все, - вспомнил Алексей, - зеркало воды тоже таит опасность. Неизвестно в какой момент его приводнение застанет. Река извилистая. Если в момент приводнения ветер вдоль реки, значит, рябь и поверхность еще возможно удастся различить, а если придется поперек, то за крутым берегом водяная гладь, зеркало. А, это очень опасно, высоту до воды трудно будет определить. В любом случае ориентироваться при приводнении следует только по береговой черте - вспомнил он из опыта полетов на поплавках. Ночью границу воды и берега все же можно различить, - Алексей нащупал замок привязных ремней. - Его тоже к моменту приводнения надо расстегнуть, чтобы в воде не запутаться.

Всю эту последовательность, понимая безысходность своего положения, Алексей старался продумать заранее. И, в целом мысленно был готов к неизбежности приводнения и единственной возможности остаться в живых. Ждал лишь отказа двигателя, но и не забывал при этом вглядываться в темноту прямо и по сторонам. Вот когда он серьезно пожалел, что не произвел посадку на дороге тока. И, все проблемы были бы сняты.

- А, теперь что?

Река круто поворачивала вправо и почти сразу влево, крутая излучина. Алексей с воздуха эти места не знал и никогда здесь не летал. Поэтому по неизвестной реке ориентироваться трудно, он бывал на реке, когда приезжал сюда купаться, только на автомобиле, но даже карту не видел. Поэтому Алексею, следуя превратностям ее изгибов, оставалось лишь повторять их за ней. Спустя несколько минут, после излучины, вдали слева, и почти поперек курса следования, среди кромешной темноты, примерно, в трех километрах, насколько точно в ночи можно определить расстояние до объекта, показалась едва светящаяся ниточка. На глаз, длиной, не более километра или полтора.

- Что это? - подумал Алексей, постепенно приближаясь к объекту, который сходу вызвал в нем несомненный интерес.

Через пару минут Алексей уже видел двойную узкую нить беспорядочных тусклых огней и наиболее яркую точку в начале этой светящейся цепочки.

- В таком беспорядке могут, светится лишь обычные огни из окон домов, стоящих через дорогу, окнами друг к другу, - догадался Алексей.
А, вокруг сплошная темень, куда не глянь.

- Какой-то заброшенный лесной поселок. Да еще с контрольным фонарем в торце улицы. Он кстати может помочь определить покрытие улицы у фонаря.
Когда он приблизился к предполагаемому поселку по траверзу до полукилометра слева, он уже не сомневался, что это поселок из двух, как по линеечке выставленных домов. И, с торца его единственной улицы светил яркий фонарь, вероятно закрепленный на столбе.

- Ну, что, попытаем счастья, спросил сам у себя Алексей, - и, решительно отвернул влево в сторону теперь уже ярко светящегося фонаря.

До него было уже близко, но как только Алексей решительно отвернул от реки, моментально почувствовал нарастающее тревожное состояние, в кровь выплеснулась добрая порция адреналина и сердце уже в который раз за полет учащенно забилось.

- А, вдруг … Спокойно, спокойно, - сам себя уговаривал Алексей, надо в спешном порядке продумать условия подхода, захода на посадку и возможного выполнения ее. - С каждым десятком метров приближения к поселку мысли Алексея становились все практичнее. - Вдоль домов и дороги обязательно стоят столбы, как в любом поселке. Возможны и натянутые провода поперек, через дорогу, - с чем он не раз встречался на практике, даже в своем селе. - Надо снизиться и пройти вдоль столбов, подсвечивая фарой, и пройти вдоль поселка, хотя бы на длину посадочной дистанции. Больше и не потребуется. Если повезет, будешь на земле и не дай бог вверх колесами.

Когда дельталет оказался над фонарем у торца поселка, который вблизи светился довольно ярко, подсвечивая под собой, ни чем не примечательный асфальтированный круг, Алексей выполнил над ним вираж со снижением. Вне особых сомнений, он мог вполне предположить, что и вдоль улицы дорога имеет такое же асфальтированное покрытие. Поскольку от асфальтированного круга под фонарем тянулся такой же отросток в сторону улицы. Он завершил вираж, когда нос аппарата повернулся вдоль левой стороны столбов, и медленно продолжил снижаться до высоты, с которой уже отчетливо просматривались верхушки столбов. Алексей прекратил дальнейшее снижение.

Вот здесь вполне и могли его поджидать неожиданные подарочки от поперечных проводов на будущем посадочном курсе, если попытаться совершить посадку без таких проверок сходу. Подобные случаи с ним уже происходили, но то было днем. Сейчас ночь, и ему очень не хотелось "наступать нате-же грабли". Поэтому Алексей наклонил фару к земле так, чтобы каждая вершина столба по курсу аппарата, хоть на пару секунд была освещенной и находилась, хоть кратчайшее время в поле его зрения.

Дельталет шел вдоль линии столбов с превышением в паре-троке метров от них, внутри улицы. Поэтому левой фарой, он не только освещал вершины столбов, но и четко мог увидеть хоть на мгновенье возможные ответвления от столбов случайных проводов внутрь улицы. Когда Алексей прошел где-то полминуты, а этого вполне было достаточно для дистанции планирования и последующего пробега, он развернул аппарат на обратный курс и прошел вдоль второй линии столбов с теми же намерениями, а по сути, с повторным контролем. На его удачу поперечных проводов между столбов Алексей не обнаружил. Зато он теперь точно знал, что между столбами есть асфальтированная дорога и вполне пригодная для приземления. Над фонарем, для совершения посадки на улицу Алексей, выполнил размашистый заход разворотом на сто восемьдесят градусов с набором безопасной высоты до семидесяти-восьмидесяти метров, что было необходимо для удобства захода на дорогу и безопасности. Вдруг в окрестности есть какие-либо незаметные превышения. Когда Алексей развернулся в сторону посадочного курса, взглянул на звездное небо. Немного выше горизонта прямо и почти горизонтально перед собой Алексей увидел ковш Большой Медведицы.

 - Вот ты где, а вот и Полярная Звезда, стало быть, заход и посадку буду совершать против ветра. Хоть что-то хорошо, с боковым ветром, ночью, было бы не очень здорово. Ну, что же, вперед!

Сразу за фонарем и чуть справа всего в нескольких метрах росла высокая, выше столбов, ветла. Алексей решил пройти над ней и сразу приступить к крутому планированию. Поэтому после разворота Алексей подобрался к ней со снижением совсем близко по высоте.

- Надо же какая кустистая ветла, а за ней мрак. Надо пройти над ней близко, чуть не касаясь верхушек и сразу приступить к крутому планированию, а фактически пикированию. И, тут же моментально высветить фарой внизу предполагаемую дорогу приземления в точку выравнивания, - рассуждал Алексей, последовательно продумывая порядок захода, постепенно и теперь неизбежно приближаясь к ветле.

Последующие шаги на посадочной прямой Алексей продумал. И, теперь старался пройти ее на предельно-минимальной высоте.

- Слава Богу! - вырвался у него облегченный вздох. - На дороге асфальт и вроде ровный. Теперь дело техники. Но, что это? Что за напасть? Кто ж это такой умный и догадливый оказался? Идиот!

Часть аппарата справа, приборная доска моментально осветились ярким светом. Кто-то сзади за аппаратом включил мощный фонарь. Дорога и предполагаемая точка выравнивания, куда Алексей направлял нос, на мгновение растаяли и рассеялись в поле зрения пилота. На мгновение он фактически ослеп.

- Вот поросенок! - невольно вырвалось у Алексея, - какой любопытный. Явно не водитель, раз слепит в след таким мощным фонарем.

Доли секунд и аппарат на планировании, круто снижаясь, скрылся за ветвистой ветлой и ушел в безопасную тень.

 - Спасибо ветла! – невольно вырвалось, эмоциональная нота, где-то внутри у Алексея.

 Вновь дорога и намеченная точка выравнивания обрели видимость. Неожиданная помеха самоустранилась. Все, как задумал, Алексей и совершил, проскочив над ветлой, едва не касаясь ее верхушек. Поджал РУ почти полностью на себя, одновременно сбросив обороты. Фара осветила внизу часть асфальтированной дороги, уходящей вдоль улицы.

- Слава Богу! - вырвался у него облегченный вздох. - На дороге асфальт и вроде ровный, хотя видел его ранее с высоты столбов.

 Теперь дело техники. Алексей приближался к точке выравнивания в удовлетворенном возбуждении. Все шло, как задумывалось. В намеченной точке выравнивания Алексей отпустил РУ, уменьшая угол планирования. При этом он задействовал обе руки. Фара осталась в фиксированном положении. Поэтому в момент выравнивания аппарата ее луч поднялся вверх и дорога, на которую приземлялся Алексей, пропала в ночи. Алексей на мгновение вновь ослеп, и касание основных колес о дорогу производилось уже чисто интуитивно по опыту и ощущениям, что земля где-то, вот-вот, здесь, под пятой точкой. Приземление прошло мягко, и Алексей левой освободившейся левой рукой мгновенно перевел фару в линию вдоль дороги. Моментально вернул руку на РУ и правой рукой выключил тумблеры зажигания двигателя. Одновременно Алексей обжал ногам педали тормозов и до упора отдал РУ от себя.

Все эти меры в какой-то мере помогли сократить пробег. Но всего Алексей учесть не мог. Столбы вдоль дороги с левой стороны были очень близко от дороги. Особенно второй столб, точно как у себя дома в Карачане, слишком близко отстоял от дороги. Он ближе других столб оказался на пути левой консоли крыла. Алексей до упора вжал тормоза. Скоротечность событий просто физически не позволила Алексею отвернуть аппарат на обочину от середины дороги и почти на излете пробега Плевая консоль, самым кончиком, все же глухо столкнулась со столбом. Аппарат остановился.

Алексей выбрался из аппарата. Теперь он мог спокойно осмотреться. Впереди, чуть вдалеке, справа его привлекла небольшая освещенная площадка и здание с фонарем над широкими дверями.

- Похоже сельский магазин. Туда и подрулить надо.

Алексей недолго думая, откатил аппарат немного назад и носом отвернул в сторону от столба. Прошел вдоль левого бокового троса к консоли крыла.  Ощупал конец трубы левого бокового лонжерона. Даже вмятины не ощутил. Сел в аппарат и запустил еще горячий двигатель кикстартером. Потихоньку маневрируя вдоль дороги и близко стоящих столбов слева, он вырулил на площадку у здания с фонарем, которое в действительности и было сельским магазином с вывеской "Продукты", и выключил двигатель.

- Уф. Мысленно перекрестился Алексей. Вот теперь можно свободно вздохнуть и перевести дух.