Стиль управления, как главный Фактор, влияющий на

Олег Радикович Мусин
«Степень взаимного влияния стиля управления руководителя и качественного уровня развития  коллектива и предприятия, на уровень социально – экономического развития государства  и общества».
В этой статье предлагаю своим уважаемым читателям, рассмотреть степень зависимости зрелости и уровня социально – экономического развития коллектива и предприятия (общества и государства), влияющего на уровень их конкурентоспособности, от стиля управления руководителя. К тому же эта тема интересна еще и на фоне событий переизбрания новых лидеров в странах Евросоюза, избрания президентом США, самой демократической страны цивилизованного мира, Дональда Трампа с явно выраженным авторитарным методом и стилем управления.

1.Стиль управления руководителя, как запрос коллектива и общества на прогрессивное или регрессивное развитие предприятия (государства).

Для раскрытия предложенной темы воспользуемся трудами американского профессора Д. Мак Грегора, который в своей работе «Человеческая сторона предприятия», написанной им в 1964г.  утверждал, что:
1. Управление – это искусство строить человеческие взаимоотношения: внутри коллектива предприятия, с потребителями и поставщиками…
2. Подчиненные любого ранга, при выполнении возложенных на них задач, стараются вести себя так, как вынуждает их вести себя руководитель.
3. Руководитель коллектива (общества), ведет себя так, как позволяет ему вести себя коллектив (общество), от зрелости и уровня развития которого, зависит выбор стиля управления руководителем.
Исходя из этих утверждений, можно сделать вывод:
Побудительным Мотивом подчиненных для достижения поставленных руководителем Целей, является уровень  развития и зрелость коллектива и Желания руководителя . 

Т.е. от Желания руководителя зависит Цель (Прогрессивное или Регрессивное) развитие коллектива и предприятия в целом. А так как от Желания руководителя зависит Будущее предприятия, необходимо разобраться от чего зависят Желания руководителя.
Желания руководителя зависят от:
- социально – экономической и культурной среды, в которой руководитель формировался как личность. Например: Питерская подворотня, школа КГБ…
- правовой и нравственной зрелости гражданского общества (демократического,  не демократического). Например: «позвоночное» право, прав тот, у кого больше прав, не противление злу - насилием…
- уровня просвещенности, образования и воспитания гражданского общества. Например: и кухарка может управлять государством...,
- опыта работы и приобретенных навыков: организации и управления коллективами подчиненных, взаимодействия и сотрудничества со смежными подразделениями. Например: не важен метод – важен результат, мы посовещались и я решил…
- формирования в коллективе видения Образа будущего, доверенного ему предприятия. Например: а что думать над тактикой и стратегией будущего, когда и так все устраивает. «За ноги надо потрясти глядишь, оно и звякнет». Будущее – в сохранении прошлого…
- качества  программы коллективной тактики и стратегии достижения этого будущего. Например: Зачем, что – то менять, когда и так все само- собой рассосется…

На Желания и Цели руководителя, влияют его личные стремления и качества, уровень развития и запросы гражданского общества, на основании которых руководитель выбирает стиль управления.
Стиль управления – это устойчивая система инструментов и методов практического воздействия Руководителя на Коллектив, основанная на приобретенных им: представлениях, знаниях и навыках об эффективной организации и управлению  техническими и технологическими системами разработки, производства и реализации продукции (товара, услуги) с целью достижения поставленных перед ним (предприятием и коллективом) задач.
Стиль управления – это устойчивая манера поведения Руководителя по отношению к Подчиненным, которая побуждает их выполнять поставленные перед ними задачи.
2. Характеристика стилей управления руководителя и их зависимость от запроса и качественного уровня развития коллектива и общества.
Выбор стиля управления коллективом, согласно пирамиды  мотивации потребностей сотрудников к труду по А. Маслоу, зависит от уровня развития и потребностей коллектива, которые делятся на три уровня: низший, средний, высший. В зависимости от своих личных Желаний и Целей, а так же от уровня развития и зрелости коллектива (общества) руководитель выбирает один из стилей управления коллективом, которые Мак Грегор разделил на две противоположные теории: «Теорию Х» и «Теорию У»
1.Теория Х – это авторитарный стиль управления, основанный на индивидуализме,  недоверии подчиненным, строгой иерархии власти и директивном управлении. Не допущению подчиненных к разработке и принятию тактических и стратегических решений. У подчиненных одни обязанности (не всегда прописанные), ни прав, ни полномочий. Это подрывает развитию у коллектива: инициативы,  способностей, творческого и интеллектуального потенциала работников, справедливой оценке труда и карьерному росту. А это ведет к деградации и потере конкурентоспособности предприятия.
Руководитель авторитарного стиля управления основывается на том, что коллектив, которым он управляет низкого качественного уровня развития, с низшим уровнем мотивации к труду (пирамида Маслоу), которое выражается в следующем утверждении:
1.Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы. (Где бы ни работать -  лишь бы не работать…)
2. У людей нет честолюбия, они боятся ответственности и предпочитают, чтобы ими руководили. (Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак…)
3. Больше всего люди хотят защищенности. (Вера в самого Главного начальника -  «Царя», Любая власть от бога, Барин рассудит…)
4. Чтобы заставить людей трудиться на достижение единой цели, необходимо применять различные методы принуждения, а также напоминать о возможности наказания. (Битиё определяет сознание…)
Главная Цель и Желание такого руководителя, как можно дольше удержаться у власти и не допустить любого проявления претензий на руководство со стороны претендентов из подчиненного ему коллектива. Чем менее развит, забит и не амбициозен коллектив, тем лучше для руководителя.
Авторитарный стиль управления характерен для общества низкого качественного уровня развития, в котором главное произвести большое количество продукта, не заботясь о его качестве, тем самым обеспечивая коллективу низкую з\п, с помощью которой он поддерживает низкий качественный уровень своего бытия.
Ярким примером авторитарного стиля управления является стиль руководства президентов бывших Советских Республик, за исключением стран Прибалтики. Это объясняется низким качественным уровнем развития народов этих стран с рабской психологией, которые понятия не имеют о гражданских свободах и демократии, так как веками жили, то под гнетом царского режима, то коммунистического и с молоком матери впитали в себя (нельзя за флажки) то, что любой Начальник и Власть от Бога. Поэтому претензии, например 86% Российского народа на собственное мнение не выдерживают никакой критики. У них собственное мнение – это мнение Начальников и пропагандистов государственных телеканалов, которые формируют мнение народа в зависимости от требований Президента.
Вывод: Руководитель авторитарного стиля управления сам не развивается в прогрессивном направлении и препятствует командному межфункциональному взаимодействию сотрудников для решения проблем, так как видит в командной работе подчиненных угрозу личному авторитету и своему безраздельному правлению. 

2.Теория У – это демократический стиль управления, основанный на командной работе, доверии, взаимодействии и сотрудничестве, который выражается в коллективной ответственности за конечный результат. Демократический стиль управления характерен привлечением коллектива к выработке тактических и стратегических решений, наделению полномочий в принятии решений в рамках своей компетенции, инициатива снизу поощряется, стимулируется и приветствуется. Это способствует развитию: инициативы, способностей, творческого и интеллектуального потенциала работников, нацеленных на повышение конкурентоспособности продукции и предприятия, справедливой оценке труда и карьерному росту. А это ведет к повышению внутреннего потенциала и прогрессивному развитию компании.
В сравнении с тоталитарной средой авторитарного стиля управления, основанной на подавлении любых проявлений индивидуальности среди членов коллектива, демократический стиль управления предполагает почти идеальную демократическую среду, основанную на доверии, взаимодействии, сотрудничестве и приветствии любых форм коллективной и индивидуальной ответственности.
Руководитель демократического стиля управления основывается на том, что коллектив, которым он управляет среднего качественного уровня развития со средним уровнем мотивации к труду (пирамида Маслоу), которое выражается в следующем утверждении:
1. Труд – процесс естественный, он не является чем-то особенным для людей. Если условия благоприятные, то люди будут стремиться взять на себя ответственность за работу. (Человек получает удовлетворение, как от процесса, так и от результата своего труда)
2. Если люди осознали Цели, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль и делать все возможное для достижения понятных им Целей. (Система встроенного качества. Постоянное совершенствование методов: организации и управления, выполнения работы…)
3. Награда за работу будет строго соответствовать тому, как выполнены стоящие перед коллективом задачи. (Удовлетворенность потребителя качеством и своевременностью производства  продукции – лучшая награда для коллектива)
4. Способность к творческому, командному решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично. (Командное  межфункциональное взаимодействие и сотрудничество, доверие между руководителем и коллективом – фундамент прогрессивного развития коллектива и предприятия)
Главная Цель и Желание руководителя демократического стиля управления заключается в создании (организации и управлению) максимально комфортных: производственных, бытовых и психологических условий для качественного и результативного выполнения коллективом, поставленных перед ним задач. Коллектив предприятия разбивается на команды совершенствования своих участков работы и отвечает за результаты инновационно – технологического совершенствования и развития своих процессов. Демократический стиль управления подразумевает непрерывное образование и обучение руководителя и коллектива современным инструментам и методам решения проблем:
- эффективной организации и управления системами и процессами разработки и производства продукции,
- качества навыков и методов выполнения операций,
- межфункционального взаимодействия и сотрудничества подразделений…
Что способствует непрерывному и прогрессивному совершенствованию и развитию сотрудников, которые разрабатывают и производят высоко конкурентный продукт с высокой потребительской Ценностью.
Демократический стиль управления характерен для общества среднего качественного уровня развития, где общество предъявляет большие претензии не только к необходимому количеству производства продукции, но и к ее качеству. А это способствует платить коллективу более высокую з\п, позволяющую ему обеспечить себе более комфортные и качественные условия бытия. 1 – ый закон Диалектики развития систем. Переход количественного роста в качественный.
Ярким примером демократического стиля управления является стиль руководства  Лидеров цивилизованных стран мира, действия которых находятся под постоянным контролем государственных и гражданских институтов власти. Это объясняется высоким качественным уровнем развития граждан этих стран, воспитанных в духе:
- свободы и демократии,
- требовательного и уважительного отношения к себе и окружающим,
- постоянного стремления к росту собственного благосостояния и процветания государства и общества,
- равного отношения между избираемой властью и простыми гражданами… 
Вывод: Руководитель демократического стиля управления сам является примером  прогрессивного развития человека и делает все от него зависящее для совершенствования и развития подчиненного ему коллектива, опираясь на командную работу межфункционального взаимодействия и сотрудничества подразделений. 

3.Теория Х – У – это авторитарно – демократический стиль управления, основанный на Лидерских качествах руководителя, который является:
1. Владельцем Большой Идеи создания инновационного предприятия (государства)
2. Автором и разработчиком программы тактики и стратегии создания предприятия Будущего и которого поддерживает авторитетная в коллективе команда единомышленников, каждый член которой способен внести свой личный, инновационный вклад  в достижение общей Большой Цели, разработанной признанным Лидером. При этом команда единомышленников:
1. Понимает, что реализация новой идеи потребует от них применения новых знаний и навыков разработки и производства продукции.
2. Готова сама разрабатывать новые методы разработки и производства продукции.
3. Способна привлекать и обучать новым методам выполнения работы всех членов коллектива.
4. Пропагандирует среди остальных членов коллектива преимущества применения новых знаний и методов в разработке и производстве инновационного продукта
5. Убеждает членов коллектива, в преимуществе создания нового продукта с большей потребительской Ценностью, который будет способствовать их профессиональному росту, повышению их морального и материального благосостояния.
Востребованность в авторитарно – демократическом стиле управления возникает в обществе, в котором образовался «застой» в развитии. Старые цели достигнуты, а новых -  еще нет. Общество (коллектив) разделяется на два противоположных лагеря. Лагерь Обывателей и лагерь Новаторов. Одних все устраивает (лишь бы не было войны), а вторые понимают, что «застой» ведет к деградации, потере конкурентоспособности, а значит и потере перспектив прогрессивного развития предприятия (государства) и благосостояния коллектива (общества). 2 – ой закон Диалектики развития систем. Закон борьбы противоположностей, который является катализатором развития общества. В такой ситуации в каждом противоположном лагере, появляется свой Лидер.
1. Лидер для Обывателей, в роли Руководителя и продолжателя существующего курса развития с привычными методами и стилем управления, от которого нельзя ждать изменений и потрясений, которых боятся пассивные исполнители.
2. Лидер для Новаторов, в роли Автора и Вдохновителя Новых Идей, с которыми согласны и поддерживает, прогрессивная часть коллектива и общества, жаждущие и готовые к переменам и изменениям для создания прогрессивного, высоко конкурентного предприятия. Лидера с новыми методами и стилем управления, к которым готова команда инициативных новаторов – изобретателей, коллектив и общество. 3 – ий закон Диалектики развития систем. Закон отрицания отрицания. Отрицание привычных методов и стилей управления, ведущих к «застою» и деградации коллектива, разрабатываемой и производимой продукции, предприятия…
Авторитарно – демократический стиль управления с Лидером, который является владельцем Большой Цели и основателем Программы ее достижения, характерен для предприятий (государств), находящихся в высшей точке своего развития (тоталитарного, демократического, либерально – демократического…). Такой Лидер необходим на переходный период, требующий радикальных изменений в организации и управлении устаревших организационно – управленческих систем предприятий (государств).  Радикальных изменений систем, которые исчерпали Ресурсы своего развития и стали тормозом дальнейшего Эволюционного развития систем (законы Диалектики). Лидер авторитарно -  демократического стиля управления основывается на том, что команда, с которой он проводит радикальные изменения – высокого качественного уровня развития с высоким уровнем мотивации к труду (пирамида Маслоу - высший уровень мотивации), которые «созрели»,  хотят и способны осуществить перемены в направлении прогрессивного развития систем предприятий (государства), что выражается в следующем утверждении:
1.Труд – процесс естественный, дающий возможность к самосовершенствованию и самореализации человека, через предоставленную возможность раскрыть и развить свои таланты к:
- повышению эффективности организации и управлению,
- интеллектуальному и творческому труду,
направленные на повышение: самоактуализации, собственного благосостояния, коллектива, потребителей и предприятия. При создании благоприятных условий,  люди будут стремиться создать такую организационно - управленческую систему разработки и производства продукции, которая позволит создать такой продукт с высокой потребительской ценностью, который никому не удалось еще создать. (Человек получает удовлетворение, от самой возможности применения и совершенствования своих  интеллектуальных и творческих способностей, методов  выполнения работы, которые достойно вознаграждаются…)
2. Если люди осознали Цель, внесли свой личный вклад в разработку и план реализации Большой Цели Лидера, то они будут использовать весь свой интеллектуальный и творческий потенциал для достижения этой цели.  (Система встроенного качества. Постоянное совершенствование методов: организации и управления, выполнения работы)
3. Если создать для коллектива условия к Постоянному индивидуальному и командному стремлению к: изобретательству, совершенствованию и развитию систем организации и управления процессами разработки и производства продукции, методов выполнения работ, то мы получим саморазвивающуюся, самообучающуюся систему непрерывного совершенствования и развития продукции в интересах человека, коллектива, потребителя и предприятия. (Командное  межфункциональное взаимодействие и сотрудничество, доверие между руководителем и коллективом – фундамент прогрессивного развития коллектива и предприятия).
4. Награда за работу будет строго соответствовать личному вкладу каждого сотрудника в достижение поставленной общей цели, достижение которой не возможно без совместного, командного и индивидуального участия в ее достижении. (Удовлетворенность потребителя качеством и своевременностью производства  продукции – лучшая награда для коллектива)
Главная Цель и Желание руководителя авторитарно – демократического  стиля управления заключается в создании (организации и управлению) максимально комфортных: производственных, материальных, бытовых и психологических условий для качественного и результативного индивидуального и командного выполнения коллективом, поставленных перед ним задач.
Коллектив предприятия разбивается на команды совершенствования своих участков работы и отвечает за результаты совершенствования и развития своих процессов с использованием индивидуальных, изобретательских способностей членов своих команд.
Авторитарно – демократический стиль управления подразумевает не столько руководство, сколько указание и поддержание заданного направления на непрерывное образование и обучение руководителя и команд коллектива навыкам практического применения инструментов и методов комплексного решения Исследовательских и Изобретательских задач в направлении современных тенденций развития науки и промышленности для решения проблем:
- эффективной организации и управления системами и процессами разработки и производства продукции,
- качества навыков и методов выполнения операций,
- межфункционального взаимодействия и сотрудничества подразделений
- инновационно – технического и технологического развития систем разрабатываемых и производимых продуктов…
Что способствует непрерывному и прогрессивному совершенствованию и развитию сотрудников, которые разрабатывают и производят высоко конкурентный продукт с высокой потребительской Ценностью.
Авторитарно - демократический стиль управления характерен для общества более высокого качественного уровня развития, где общество предъявляет большие претензии не только к необходимому качеству и количеству производства продукции, но и к ее инновационности. А это позволяет обеспечить коллективу более высокую з\п, с помощью которой коллектив обеспечивает себе более высокий качественный уровень бытия.  3 – ий закон Диалектики развития систем. Отрицание стремительно теряющей актуальность любой новой и потребности в более совершенной продукции, лишенной недостатков предыдущих версий.
Более высокий уровень разработки и производства высококачественного продукта, ведет к более высокому качественному уровню бытия человека, а это является катализатором к повышению уровня развития человека и коллектива и их стремлению к созданию более совершенного продукта.
Ярким примером авторитарно – демократического стиля управления является стиль руководства  легендарного Дж. Уэлча, который будучи президентом компании «Дженерал Электрик», вывел ее на лидирующие позиции в мире. Главный инженер компании Тойоты, Таити Оно, который считается отцом – основателем Производственной системы Тойоты, опыт которой переняли все передовые компании мира, не зависимо от их сферы деятельности. Лидеры Сингапура и Гонг – Конга. И наконец, самый наглядный пример ведения программ на канале «Эхо Москвы» и «НьюсВан» в стиле авторитарно – демократического управления ведущим передач Матвеем Ганапольским…
Главным отличием авторитарно – демократического стиля управление является то, что:
-  человек, возглавляющий коллектив компании, является не только Руководителем, главное то, что он является автором и разработчиком Идеи, которая объединяет и которую поддерживает прогрессивная часть коллектива, которая признает его как Лидера, с помощью которого команда единомышленников может реализовать свои амбициозные мечты в своих направлениях, соответствующих общим Целям Лидера и стать причастными к будущим заслугам признанного Лидера.
Вывод: Руководитель авторитарно - демократического стиля управления сам является автором и разработчиком Идеи достижения цивилизованного будущего, которую разделяет и поддерживает прогрессивная часть общества и которая является командой единомышленников и сподвижников Лидера, которые становятся причастными к достижению поставленных Целей.

На основании выше изложенного, дабы никого не обидеть, представляю своим уважаемым читателям самим сделать вывод:
на каком качественном уровне развития находится ваше предприятия и коллектив, и какие перспективы прогрессивного развития у вас есть.
Для простоты оценки, предлагаю воспользоваться разработанной мной «Диаграммой  оценки влияния стиля управления руководителя на уровень качества развития: человека, общества, государства». 

4.«Диаграмма  оценки степени влияния стиля управления руководителя на качественный уровень развития: человека, общества, государства». 

1.Авторитарно – демократический  стиль управления – 3
Нормативный уровень инновационного технико – технологического развития цивилизованных стран мира - 27

2.Демократический стиль управления – 2
Нормативный уровень инновационного технико – технологического развития цивилизованных стран мира  – 18

3.Авторитарный стиль управления – 1
Нормативный уровень инновационного технико – технологического развития стран 3 –го мира  – 9


Наименование показателя качественного уровня  развития систем в зависимости от стиля Управления (Х, У, Х – У) Х - У У    Х
1. Стиль управления руководителя 3 2 1
2. Просвещение, наука, образование 3 2 1
3. Обучение, воспитание, контроль 3 2 1
4. Практические знания и навыки 3 2 1
5. Межфункциональное взаимодействие и сотрудничество 3 2 1
6. Навыки командного решения технических и технологических задач 3 2 1
7. Условия развития изобретательских и творческих навыков 3 2 1
8. Социально - экономическая среда 3 2 1
9. Инвестиционная привлекательность 3 2 1
Общая оценка влияния стиля управления Лидера на качественный уровень развития систем 27 18 9