Пауль Рубенс. Четыре философа

Алина Алексеева-Маркезин
    Рубенс Петер Пауль(1577-1640)Четыре философа.1611, масло на панели, 167 x 143cм Галерея Палатина(Палацо Питти), Флоренция, Италия

   «Юст Липсий и его ученики» - второе название картины. Полотно это было особенным для самого живописца, ведь здесь он изобразил дорогих сердцу людей – брата Филиппа, друга Яна Вавериуса и их учителя Юстуса Липсиуса.

Старший брат Рубенса Филипп  после латинской школы поехал учиться в университет в Лувене, получать юридическое образование. В университете в это время преподавал Юстус Липсиус (1547;1606) — философ, филолог, последователь Сенеки. Ян Вовериус был сокурсником и другом Филиппа.

   В 1610 году Питер пишет портрет Филиппа, который к тому времени стал городским секретарем Антверпена — вторым лицом в управлении городом. А через год Филипп скоропостижно умирает. Тоска по Филиппу нашла выход: Питер создает картину «Четыре философа» (1611 год, Палаццо Пити, Флоренция, Италия).

    Юстус Аипсиус сидит за столом под бюстом Сенеки; по обе стороны от него два лучших ученика - Ян Вовериус и Филипп Рубенс, а сзади стоит, не как участник ученой беседы, а, скорее, как любопытный зритель, сам Питер Пауль.

      Сложный фон с далеким пейзажным видом, мраморной колонной, пышной драпировкой служит не только внешним оформлением портретных обрзов, но и украшает нишу, в которой находится бюст Сенеки.
 Рядом с бюстом Рубенс написал прозрачную стеклянную вазу с четырьмя тюльпанами, скромную дань четырех персонажей картины памяти почитаемого ими всеми древнеримского стоика, писателя и государственного деятеля.
   
  Два из тюльпанов повыше, один из них раскрылся больше и привял. Оба с полосками — «сломанные» тюльпаны, в те времена — необычайно дорогие.
    Два других — желтый и красный. Желтый — закрыт совсем, а красный — только начинает раскрываться. Похоже, что тюльпаны соотносятся с людьми на картине: самый раскрывшийся — Юстус Липсиус, второй «сломанный» — Ян Вовериус, красный — Филипп и желтый — Питер. В то же время тюльпан — символ тогдашних Нидерландов.
перед нами не только цветы, но и цвет страны.

    Каждый образ этого группового портрета смотрится вполне самостоятельно, себя он поместил на второй план картины, предоставив вниманию зрителей в первую очередь своих друзей.

       Четыре тюльпана, бюст Сенеки и написанный в непосредственной близости oт него философ Липсий, пропагандировавший его взгляды среди своих учеников, книги, положенные на стол,— все это должно было подчеркнуть значительность образов, их высокий интеллектуализм.

           Однако не столько эти символы, сколько блестящая живопись лиц философов, прекрасная богатством передачи всех тонкостей живой плоти.
     Cтарое иссушенное лицо Липсия, полное лицо Ваувера, красивое и вдохновенное лицо Филиппа Рубенса , соединяясь с точным автопортретом самого художника,— все придает этой работе черты глубокой убедительности, так как их внешний облик органично соединяется с их внутренним миром, с их увлечениями и философским осмыслением окружающей их действительности.

        Четыре человека, четыре личности. Их философские взгляды определяли их действия, направленные на благосостояние раздираемых войной Нидерландов. Во времена «свинцовых дождей» их не покидали надежда и любовь. Они оставили яркий след в истории своей страны и в мировой культуре.

      Рубенсу и Вовериусу довелось прожить долгую жизнь: Рубенсу еще предстояло создать галерею Медичи, а Вовериусу — стать экономическим советником эрцгерцога Альберта, верховного правителя Нидерландов.

      В этом портрете — написанное тюльпанами послание будущим поколениям: не падайте духом, не склоняйтесь перед обстоятельствами, совершенствуйтесь, любите.
  Это яркий образец красоты и единства окружающей обстановки и внутреннего мира.

    Картина «Четыре философа» — как бы дань братской любви. И не только любви — но и признательности в том, что Филипп ввел Питера в круг интеллектуалов и дал ему возможность познать и впитать их философские взгляды. Питер объединил на картине близких по духу людей.