Шаг 003 или временное отступление. Или пара слов о

Андрей Папалаги
Или пара слов об учебе.
Каждый кому приходилось учиться, заметил, что есть некий сложный барьер, который не суждено переступить в познаниях. Дойдя до него - говоришь себе - стоп. Дальше это уже не мое. У меня это часто происходило от сложности самого предмета и насыщенности предметного поля новыми понятиями.

Я, к примеру, сразу знал, что неврология - не мое, слишком много новых названий. То же самое относилось к биохимии, фармакологии и микрухе. Ну их. На микробиологии мне пришлось бороться за тройку на чистой логике, если я знаю, что есть стафиллококки и синегнойные палочки, не говоря уже о бледной трепонеме и холерном вибрионе, значит, знания у меня есть, значит, не двойка. Ну да ладно.

Подходя к комплексу зданий, в смысле знаний этой вот цитадели человеческих знаний под названием медицина, многие включают свой стоп! познанию. Это ж сколько же нужно всего будет выучить? Это ж сколько на свете болезней? А сколько лекарств? Да как же во всем этом можно мне разобраться, когда я даже цикла Кребса не знаю?

Да. Я тут отвлекся, все ж таки, я вам тут не научный работник.
Но к вопросу. Много ли нужно знать, чтоб уметь разобраться в человеческом теле, в его страданиях?
Ответ. Не пужайтесь, граждане колхозники. Знать нужно не много, но это немногое нужно знать твердо и применять на практике систематически.

Человек есть процесс применения разума в мире. Человек есть процесс познания. Познавать можно на практике, эмпирически, например, переболеть всеми болезнями и сделать вывод. Можно познавать системно, теоретически, умея всякий конкретный процесс распознать как локальное проявление жизни систем. В первом случае вы будете тяготеть к расширению номенклатуры и размножению средств воздействия на внешние проявления. Во втором, напротив, процессы познания тяготеют к объединению в знание, сокращая воздействия на систему с одновременным ростом эффективности этих воздействий.

В первом случае вы обречены реагировать на, во втором вы способны предупреждать неприятности. В первом случае практика есть источник знаний, во втором знания делают практику приятным приключением. Эти рассуждения лежат на поверхности.

Есть еще одно рассуждение.
Сегодняшняя насыщенность информационного поля стуктурированными знаниями делает полноценное понимание происходящих с человеком процессов доступным для всех и для каждого. Общую картину можно получить и не зная всех тонкостей биохимии и микробиологии, достаточно знать лишь некоторые, ключевые, действительные и значимые результаты этих и других дисциплин. Эти знания доступны.

Еще один тезис. Человек, который желает разобраться в себе, не обязан знать все возможные варианты потока событий, он может сосредоточиться на своем и постичь, вместе с общим понятием о человеке, как о процессе, исчерпывающее знание интересующих и критичных для него мелочей.

Отсюда - давайте попробует пройти эту книгу, а вдруг, получится и к концу мы с вами станем умней? Ум - основа и результат процесса здоровой жизни. Пора браться за ум.