Дедушка Ваня Серов

Александр Анайкин
Увидев в книжном магазине дневники Вани Серова, я очень удивился и даже решил, что этого просто не может быть. Как это так, советский генерал разведки и вдруг ведёт свой дневник? Невероятно. Но, начав читать книгу, прихожу к мысли, что дневник действительно имел место. Конечно, то, что мы видим в книге, подверглось солидному ретушированию, но, тем не менее, эти записи, хотя и, абсолютно просоветского содержания, весьма и весьма интересны, настолько интересны, что я решил просто оставлять по ходу чтения книги комментарии.
Данный комментарий не относится к тексту генерала. Моя первая запись является комментарием к предисловию, написанному внучкой Вани Серова. Но даже её предисловие передаёт сущность советской системы и поэтому я решил не пропускать данные странички. Так что же в них интересного, этих пояснениях Веры Серовой? Начнём.
Внучка с обидой на советскую цензуру начинает с того, что на исторической фотографии подписания акта капитуляции гитлеровской Германии личность её деда удалена. А чего обижаться? Ведь эта та самая советская власть, за которую так рьяно боролся её дед. Удалять из истории неудобных персонажей, неудобные события в духе коммунистического режима. Об этом уже писал в своём романе «1984» Джордж Оруэл. У нас, в СССР даже кладбища дореволюционные полностью уничтожены, чего уж там говорить о фотографии, тривиальное для советской власти дело.
Но оставим обиды внучки и продолжим далее читать её предисловие, где она рассказывает и о быте генералов СССР. Не буду останавливаться на достатке, богатстве дачи генерала. Остановлюсь на пристрастиях Вани Серова, который, оказывается, очень любил собак, их у него на огромной даче была целая свора. Генерал им сам варил в огромных кастрюлях еду. Были и другие животные. Но, помимо домашней скотины на даче держали одно время и медведя. Нет, нет, конечно, дедушка Ваня Серов не был эдаким пушкинским Троекуровым. Медведя генерал Серов держал не для того, чтобы пугать гостей себе на потеху, медведя держали для мяса. Мишу просто съели. Генерал любил вкусно покушать. Например, у него были огромные сад и огород. Заметим, не жалкие шесть соток, а целая плантация, одним словом – фазенда. И бабушка, супруга Вани, делала на зиму огромные запасы из консервированных овощей и фруктов. Нина Хрущёва, например, тоже самое делала на своём участке. Просто удивительно, как это советская власть, создав огромную армию государственных рабов, не могла, тем не менее, своих высших чиновников государства обеспечивать обыкновенными соленьями, которые бы их удовлетворяли: консервированными помидорами, огурчиками и прочее.
Мой отец, после того как выпивал рюмку водки, обычно произносил любимую присказку: «Крепка советская власть». Но вот, глядя даже на пристрастие к домашнему консервированию жён наших бонз, видим, что не так уж и крепка эта власть была.
Далее, оправдывая жестокосердие своего деда, внучка показывает его как примерного семьянина. Но ведь примерными семьянинами являлись и высокопоставленные деятели фашистской Германии. Вполне, как видим, можно совмещать жизнь кровавого вурдалака с образом милого семьянина.
Но Вера Серова, оправдывая деяния своего деда, утверждает, что дедушка Ваня лишь исполнял приказы злого Сталина. Но ведь и на Нюрнбергском процессе главари третьего Рейха также оправдывали свои действия добросовестным исполнением долга. Вот такие тождества, такие параллели.
А ещё внучка упоминает скромные похороны деда, на которых присутствовало всего шесть человек. Когда я прочитал эти строки, то невольно подумал: «Вот она, сущность советского человека, когда чин в фаворе, то от друзей просто нет отбоя, а тут даже не все родственники появились на похоронах».
Так проходит земная слава.
Да, чуть не забыл про одну существенную деталь, о которой, к сожалению, не упомянула и внучка Вера. А она совсем не сказала о прислуге: кто эти люди, сколько их было. Даже о чисто человеческих качествах обслуживающего персонала ничего не было упомянуто. А ведь когда мы читаем мемуары дореволюционной интеллигенции, то обязательно знакомимся и с прислугой, не забывают эти люди упомянуть добрым словом тех, кто о них заботился верой и правдой. А вот у советских бонз этой традиции нет вовсе, как будто те, кто их обстирывал, готовил им вкусные блюда и не люди вовсе. А ведь у наших советских бонз прислуги было весьма не мало. Например, на каждой из многочисленных дач аскета Сталина, внутри периметра находилось приблизительно сто человек. Это не только внутренняя охрана, но и те, кто выполнял хозяйственную деятельность: горничные, уборщики, повара и прочие. И у генерала Серова тоже ведь была прислуга, не сам же он вспахивал огромное поле под картошку или саженцы томатов. Но внучка вера об этих людях даже не упоминает и полсловечка. Какая скромность.