Жизнь, как творчество

Александр Бурлаков
«Ростов – город. Ростов – Дон»

Сегодня многие с удивлением задумываются: из-за чего для кого-то «Ростов – Папа», чего ради Богатяновский спуск перерастает в Кировский проспект. Почему когда, с карты города исчез проспект Микояна, Большой всё-таки остался Ворошиловским, а малый до сих пор ласково называется улицей Чехова. Чёрт возьми! Невольно чувствуешь каждой клеточкой тела сколько тут духовных прослоек однажды оставило свой отголосок!

Понятно, что написать настоящий гимн — такой, чтобы защемило где-то внутри,– способен лишь тот, кто сам постиг все местные нюансы «до детских припухших желёз» (как пела Алла Пугачёва) лишь тот,– кому пришлось достаточно покочевать в поисках лучшей доли. И такой человек нашёлся! …

Автор песни — «Ростов город. Ростов Дон» поэт, писатель, драматург Анатолий Владимирович Софронов в,–течение 30 лет главный редактор журнала "Огонек". Анатолий Софронов – фигура многозначная и яркая. Родился Анатолий Владимирович 6 (19) января 1911 года в Минске в семье потомственного военного юриста, служившего во время Гражданской войны в рядах Белой армии. В середине 1920-х семья перебралась в Ростов-на-Дону, отец получил должность старшего военного следователя Северо-кавказского военного округа. В 1926 был арестован, репрессирован и расстрелян.

Наш Анатолий Софронов

Многие из наших донских земляков, ктo решился внимательно изучить жизненный путь Анатолия Владимировича Софронова, могли машинально поймать себя на ощущении, что им многое близко и знакомо,– как если бы речь зашла о не очень далёком родственнике. Внутренний голос немедленно убедил бы их: этот человек — ростовский до дна души. Анатолий Софронов потомок дореволюционной военной интеллигенции, что во все времена в России означало благородство, почтительное отношение, порой с благоговейным трепетом, к нашей культуре и к творческим личностям.

Октябрьский вихрь, оставив в стороне все формальности, безжалостно и до основания развеял условности старого мира. Последовавшие затем круги ада привели семью Софронова из Минска в Ростов-на-Дону, а самого Анатолия на завод «Ростсельмаш». Нужно ли говорить, что на всё воля Божья — конечно,– только в какой форме? Ситуация для размышления! Да – сегодня у нас на юге полно преуспевающих, современных предприятий, которые прославляют Донской Край. Тем не менее, промышленный гигант из доброго социалистического времени занимает особенное место.


«Сельмашстроевец».

В 1929 Анатолий ушел из школы и через биржу труда попал на завод «Ростсельмаш», где проработал пять лет фрезеровщиком и слесарем, параллельно печатая в заводской газете стихи, очерки и руководя межцеховой агитбригадой. Скоро, в основном благодаря энергетике и таланту Софронова, агитбригада превратилась литгруппу при газете «Сельмашстроевец» (позже – «Ростсельмашевец». Софронов был секретарем газеты и группы, где успешно началась творческая деятельность Анатолия Софронова. Выступив со стихами и очерками из заводской жизни, молодой литератор быстро расширил тематику. Его поэзия говорила с читателем о труде, дружбе, жизни на Дону, она была по-доброму эмоциональна и оптимистична. Занятия литературой превратились в культурно-просветительскую школу для рабочих могучего завода, которые иногда в шутку, а порой всерьёз окрестили её «Четвёртой сменой». Сама литгруппа быстро доросла до полноценного творческого объединения, став явлением в культурной жизни всего региона! Члены Ростовской писательской организации – Владимир Фоменко, Ашот Гернакерьян, Иван Ковалевский и многие другие, дружили с членами объединения, принимали участие в организации занятий группы. Приезжали делиться литературным опытом с молодыми рабочими-писателями и москвичи: Мариэтта Шагинян, Степан Щипачёв, Николай Асеев, Максим Горький.

В 1930 году на литературном вечере в Ростове Софронов впервые встретился с Шолоховым, который к тому времени уже был назван Сталиным замечательным писателем. На следующий год уже вполне оперившийся поэт и писатель поступил на вечернее отделение литературного факультета Ростовского педагогического института (РГПИ). Наука хотя им и уважаема, но разве смог бы он обходиться без живого общения? Анатолий Владимирович продолжает участвовать в жизни литгруппы, которая обязана ему своим становлением. Поэтическим кумиром Софронова того времени был Владимир Маяковский.

Первые плоды.

От литературного объединения "Ростсельмаш" Анатолий Софронов принял участие в работе Первого съезда советских писателей, был удостоен встречи с Максимом Горьким. В том же году в Ростовском книжном издательстве вышла первая книга стихов Софронова "Солнечные дни".

Окончив РГПИ, летом тридцать восьмого принял участие в съемках документального фильма о Шолохове (Ростовская студия кинохроники). В том же 1938 Софронов победил во Всероссийском конкурсе на лучшую песню о пограничниках.

В начале осени 1940 года вступил в ряды Коммунистической партии. В наше время из послереволюционного этапа истории страны Советов выуживают весь негатив. Тем не менее,– ни раззорённые церкви, ни репрессии не делают сколько-нибудь меньше мужество или таланты тех, кто жил в те годы, и в стужу и в зной строил заводы, сочинял стихи и собирал первые комбайны. Изучая с самого начала сложный жизненный путь Анатолия Софронова, удивляешься той решимости и тому азарту, с которыми принимался за любое настоящее и доброе дело этот молодой рабочий – Ростсельмашстроевец: фрезеровщик и слесарь, руководитель дружной литературной группы, автор первого поэтического сборника. Он – воплотивший в одном лице столько разноплановых поприщ — показал чего может добиться простой человек, если будет брать по-максимуму от места, где родился, – и от времени, предъявляющего всем свои права и понятия.

Как закалялись дух и талант.

С первых дней Великой Отечественной войны поэт Анатолий Софронов работал корреспондентом армейской газеты – «К победе» 19-й армии И.Конева. На передовой встречался с собратьями по перу: Константином Симоновым, Александром Фадеевым, А.Сурковым. Трижды был ранен. Долго лечился. В госпиталях начал писать пьесы. После армейской газеты работал в "Известиях", бывал на Южном и Брянском фронтах. В штабе Южного фронта, в освобожденном Ростове, произошла судьбоносная для него встреча с драматургом А. Корнейчуком, которому он показал свои первые драматургические произведения. Перешел на работу в Главное политуправление.
За годы войны и в первые годы после нее бывший Ростсельмашстроевец написал множество песен, в том числе самую известную «Шумел сурово Брянский лес»– сегодняшний официальный гимн Брянской области.

Анатолий Софронов и Виталий Закруткин – два ярких донских писателя, познакомились ещё до Великой Отечественной, но именно прифронтовая встреча в трудном, жертвенном 1942-м году сделала их настоящими друзьями — боевыми братьями. Участник кровавых битв за Кавказ и Приазовье, Виталий Закруткин с отрядом летучей спешенной кавалерии совершал дерзкие операции в тылу врага: засады, сбор информации, уничтоженные склады, облавы на спящие гитлеровские гарнизоны, в результате освободительное наступление Красной Армии обернулось разгромом Кавказской группировки фашистов.

Поэзия Софронова больше, чем просто патриотична. Она согрета светлыми чувствами — любовью к малой родине — ни один поэт на земле не написал больше стихов и поэм на  донскую тему, чем Софронов. Он выпускает их последовательно — сборниками: «Мы продолжаем песню» (1936), «Сторона донская» и «Над Доном-рекой» (1940). Но в годы войны его патриотичность обрела своеобразную боевитость, будто ощетинилась. Произведения Софронова настолько злободневны содержанием, что их выпускают отдельными изданиями: «Конногвардейцы» и «Казачья слава» (1942). «Ковыли» и «Степные солдаты» (1944).

История песни.

После излечения от ранений Анатолий Софронов в конце 1942-го года оказался в Москве, в резерве политсостава. «Однажды», — вспоминал об этом времени Анатолий Владимирович, – «подходит ко мне незнакомый человек и говорит: «Вы не ростовчанин, Софронов?» — «Да, из Ростова», – отвечаю ему. «Я — Блантер. Давайте напишем песню о Ростове. Приходите ко мне в гостиницу». – И дал адрес.
Наши как раз освободили Ростов, и я с волнением взялся за песню. Вскоре с готовым текстом появился у Блантера. В номере у него оказался поэт Виктор Гусев. Однако композитор не очень обрадовался моему визиту. Он сказал, что уже написал песню с Гусевым. Гусев, заметив, очевидно, огорчение на моём попросил стихи. Быстро прочитав их, он вдруг сказал: «Мотя, а ведь у Анатолия лучше получилось. Пусть будет его текст. А мы с тобой другую напишем...» Песня и в самом деле удалась. Правда, с премьерой ее пришлось несколько повременить. Положение на фронте осложнилось. Ростов был вновь занят врагом. Но в февральские дни 1943 года наши войска вслед за разгромом Сталинградской группировки гитлеровских войск последний раз освободили Ростов-на-Дону. Тогда-то это замечательное произведение и было исполнено по радио Краснознаменным ансамблем. Запевал ее Георгий Виноградов. В феврале 1943 года Музфонд выпустил отдельным изданием песню «Ростов-город...». А через некоторое время вышла и пластинка с этой песней в исполнении Георгия Виноградова и Краснознаменного ансамбля.

Что такое Ростсельмаш?

После войны, чтобы вновь вернуться к мирной жизни и получить признание уже как большого и незаурядного мастера слова, Анатолию Софронову пришлось многое вспомнить и осмыслить несколько по-иному. Об этом свидетельствует множество пьес, которые Анатолий Владимирович начал писать ещё в госпитале! Поэтому надо совершенно ясно прочувствовать, что означают понятия и сколько весят собой: завод «Ростсельмаш» и литературное объединение с таким же названием...

Ростовский капитализм, едва освободившись от криминальных оков Девяностых, невольно стал проявлять эмоциональность, свойственную юности, – взялся предъявлять свои требования как к образу жизни людей, так и к облику улиц, сверкающих от витрин магазинов, плюс даже ауре парков отдыха и детских площадок,– к самой атмосфере городских дворов. С вопросительным взглядом придирчивого хозяина он тщательно осматривает всё, что досталось ему в наследство от советской эпохи. Взор покорённого хищника выражает чувственный вызов! Очень многие предприятия оказались нерентабельны, бесперспективны, да и просто не уместны среди диковинных жилищно-офисных центров или сооружений обслуживающего характера — многочисленных гипермаркетов.

Периодически болезненные поползновения возникают и в адрес «Ростсельмаша». Мол:
– Зачем нужен этот огромный заводище в самом центре престижного микрорайона? Пора уже перенести его закопчённые цеха куда-нибудь подальше! Динозаврообразный рёв его гудка дерзко врывается в кабинеты власть имущих, офисный планктон будоражит по утрам. Очаровательным секретаршам, – хлопотливым соучастницам грешных дел, не позволяет тихую радость: дожевать бутерброд или то, что осталось от обеда, и уснуть за компьютером.

Однако с величественным «Ростсельмашем» так легко разделаться не удастся. Слишком прочно вросла в ростовский чернозём башня с курантами на проходной РСМ.