2. Последние два дня В. Маяковского

Евгений Говсиевич
2. ПОСЛЕДНИЕ ДВА ДНЯ – ВСТРЕЧИ, КОТОРЫЕ НЕ ПРЕДОТВРАТИЛИ ТРАГЕДИЮ (Извлечение из книги А.Инина и Н.Павловской: "В.Маяковский. Два дня").

2.1. Ночью с 11 на 12 апреля он достал маузер, который подарил ему Агранов Яков - сотрудник ОГПУ, один из многочисленных возлюбленных Лили Брик. И начал писать ПРЕДСМЕРТНУЮ ЗАПИСКУ-ЗАВЕЩАНИЕ.

2.2. 12 апреля 1930 г. День.               

• Прибежал на репетицию к Веронике Полонской сообщить, что разбились их бокалы. И что это не к добру. Она была очень недовольна, что он вызвал её с репетиции. Это не приветствуется. Тем более, что она начинающая актриса, да к тому же замужем за актёром того же театра – Яншиным. Маяковский совсем сник.               

• Возвратился домой. Ему позвонил Асеев, сказал, что хотел бы переговорить и Маяковский поехал в Дом литераторов на встречу с ним. Он надеялся на поддержку, но Асеев был настроен решительно, обвинив его в измене их общего дела, их общей идеи. Эти обвинения были связаны с тем, что  Маяковский вышел из Лефа, и после этого объединение футуристов развалилось. Их разговор продолжался несколько часов. «А ведь мы поругались впервые за 16 лет» – сказал Маяковский. «Мы не закончили разговор» - сказал Асеев. «Закончили Коля. Все мои разговоры уже закончены…..». Маяковский, тяжело опираясь на трость, уходит….

2.3. 12 апреля 1930 г. Ночь.               

• Маяковский позвонил Луначарскому, сказал, что ему надо выговориться и поехал к нему домой, на ночь глядя. Луначарский начал делиться своими проблемами - что его сместили с поста Наркома просвещения, не ставят его пьесы, всячески притесняют:

«Очень застрелиться хочется» - произнёс он. «А у меня Баня вообще провалилась» - успокаивает его Маяковский. Творцы кричали каждый о своей боли, не вслушиваясь в другого. Надо было выкричаться. «Так что же пулю в висок?» - переспрашивает Маяковский.

«Не смогу я этого Володя….Фантазия художника мешает: как только представлю свою развороченную голову, мозги на стене….». Луначарский благодарит Маяковского за то что тот пришёл. «Если бы ты не пришёл, может быть и смог бы – это ведь только курок нажать…. А мы же о тебе не поговорили…». «Уже светает. Это потом. В другой раз» - произнёс Маяковский и ушёл.

2.4. 13 апреля 1930 г. День.
Маяковский в кабинете секретаря Федерации советских писателей Сутырина.  Узнал, что ему отказали в квартире для Бриков, т. к. он уже был очередником на жилплощадь. Произошёл скандал. Владимир схватил его за лацканы пиджака. «Хватит думать, что тебе всё позволено» - взвизгнул Сутырин. «Извини, ты прав… Давно хватит….». И сгорбившись, тяжело ступая, мрачный, вышел из кабинета и вернулся к себе на Лубянку. Открыл газету и прочитал крупный заголовок: «КЛОПЫ ЗАЕЛИ, И БАНЯ НЕ СПАСЛА»….. Он вдруг вспомнил о Марии, как о спасательном круге, позвонил ей и умолял, чтобы она срочно приехала к нему… «Очень нужно, приезжай, Мария! Жду!

Жду! Жду!....Он опять спрятал маузер в стол – с тайной надеждой – а может быть, всё ещё изменится…. (О результате этой  встречи – см.1.3.).               

Вот и ещё одна отчаянная попытка окончилась крахом. Ещё один якорь, за который он попытался зацепиться, чтобы удержаться в этой жизни, оборвался……               

2.5. 13 апреля 1930 г. Вечер.
Маяковский решил поехать навестить мать и своих сестер (видимо попрощаться навсегда). Поплакался матери, что не любят его, друзья отвернулись, пьеса провалилась…. Мать поддерживала его как могла. На Лубянку вернулся какой-то отрешённый. И тут неожиданно пришла Наталочка (см. 1.8.).               

Затем зашёл Агранов. Они выпили. Агранов начал ему объяснять, почему В.В.М. отказали в визе. «Надо тебе с нашим ведомством сотрудничать – и всё наладится. И спектакли пойдут, и издания, и всё что захочешь. Другая жизнь начнётся – лёгкая, успешная….». Маяковский отнёсся к этому предложению скептически….               
После ухода Агранова достаёт из ящика маузер и долго смотрит на него…… 

2.6. НОЧЬ С 13 НА 14  апреля 1930 г.
В квартире Катаева собралась шумная компания. Днём Маяковский предлагал Полонской пойти вместе к Катаеву, но та отказалась, сказав, что  будет дома, что у неё хандра. Маяковский звонил ей домой, её дома не оказалось. Маяковский сделал вывод, что она у Катаева и прилетел, как сумасшедший.

Он убедился, что и она, и Яншин здесь. Он затащил её в ванную и закатил истерику:
«Ты должна сейчас же пойти со мной, или я убью либо тебя, либо себя». Вероника насмехалась над ним. Никуда не поехала…..               

Ранним утром Маяковский вернулся на Лубянку. …Он взял такси и поехал к дому Полонской. Стал её караулить. Она вышла на улицу и увидела его. Он попросил прощение за его ночное поведение у Катаева. И умолял её поехать к нему для серьёзного разговора. Она, поколебавшись, согласилась. О последних часах жизни Маяковского  – см. 1.10.

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА