1. Реклама - двигатель торговли

Михаил Самуилович Качан
В редакцию газеты «ЗНВС [1]» пришло письмо А. Лаврентьева, которое было опубликовано под заголовком «Снова о рекламе». На это раз речь шла о рекламе Дома учёных, где начал работать большой зал на 1000 зрителей. Сначала познакомимся с письмом:

«Благородное негодование одних, жгучий стыд других: на сцене 120 человек, в зале – девяносто…

Это было в субботу, 24 февраля, на концерте симфонического оркестра Новосибирской филармонии. Как такое могло случиться? Отпугнула неудачно составленная программа? Нет, это был великий Лист: симфония «Данте», Первый концерт для фортепиано с Оркестром, симфоническая поэма «Тассо». Не тот дирижёр? Нет! У нас в гостях был Юрий Аранович. Так в чём же дело? Оказывается, виноват шофёр, который по словам гардеробщицы, «не хочет развозить афиши, потому что ему за это не платят. А нам все равно».

Может, так оно и есть – «виноват стрелочник». Проверять я не стал. Однако не поленился на следующий день пройтись по Академгородку и посмотреть, какие афиши висят на рекламных тумбах. На одной из них – той, что на конечной остановке автобусов, – ничего, кроме обрывков старых афиш, не было. Три других возвещали о Сюите на сибирские народные темы (29 января), о концерте Веры Лотар-Шевченко (30 января), о несостоявшемся симфоническом концерте с участием Леонида Когана (10 февраля), о концерте скрипача из ГДР Эгона Морбитцера без указания на то, что концерт абонементный (по этой причине 15 февраля зал был тоже пуст), и, наконец, об эстрадном концерте (27 февраля).

Вот такие дела. Люди купили абонементы, а их не изволят извещать о концертах. (Нетрудно теперь понять и тех. Кто смотрит на рекламные тумбы, как на фонарные столбы – все равно без толку). За это следует крепко наказывать. Но это так, к слову. Главное же, каково было одним сидеть в пустом зале, а другим – играть в пространство! И надо удивляться мужеству, с каким провели концерт оркестранты, хор девушек Новосибирской государственной консерватории, профессор консерватории Виссарион Слоним и дирижёр.

И вообще, что же это такое происходит? Буфет в Доме учёных работает нерегулярно. Заслуженный артист РСФСР Сергей Доренский извиняется перед публикой за плохой рояль. Стало нехорошей традицией начинать концерты с опозданием. В этом, правда, виноваты сами слушатели, которые тянутся чуть ли не до антракта. Например, к началу концерта Сергея Доренского опоздали 36 человек.

Думаю, надо завести твёрдый порядок начинать вовремя, опоздавших впускать только в антракте. А главное – хорошо афишировать, не забывая, что у нас есть своя газета, которая, будь на то желание заинтересованных лиц, не откажется печатать рекламу.

Хочется надеяться, что больше подобного никогда не произойдёт и что наши гости будут уезжать от нас удовлетворёнными».

В статье не названа ни одна фамилия. Ни директора дома учёных, ни ответственного за концертную деятельность. В Доме учёных в этот период времени директором был Николай Гаврилович Чусовитин, который пришёл сюда с поста заместителя управляющего делами СО АН. Разумеется, у него не было никакого опыта работы, по, полагаю, что решить вопрос с шофёром, развозящим афиши он мог. И отметка об абонементном концерте должна была обязательно появиться на афише, и проследить за тем, чтобы рояль был настроен, могли, и буфет должен был всегда работать.
 
Академгородок быстро начал терять свой авторитет, превращаясь в захолустную провинцию. К сожалению, произошедшие за последний год перемены были разительны и стали хорошо видны гостям Академгородка.

А всего-то одно только событие произошло – сняли в конце июля 1967 года Владимира Ивановича Немировского и поставили во главе Дома учёных сначала бывшего полковника, а потом хозяйственника и бывшего секретаря райкома.

«Незаменимых у нас нет!» – этого лозунга всегда придерживались партийные функционеры, расставляя на любые должности по принципу преданности идеям коммунизма.


Примечание:
   1. Газета «ЗНВС» №10 от 5 марта 1968 г.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/08/13/138