8. 2. Образование

Дмитрий Щербаков 2
8.2. Образование

«США имеют худшую систему образования из всех, что мне известны. Знания наших выпускников ниже, чем в странах третьего мира. Каким же образом научная элита США еще не потерпела коллапс? Мы производим поколение идиотов — посмотрите наше ТВ и реалити-шоу. И я вам скажу: у Америки есть секретное оружие, которое называется «Виза для иностранных ученых H-1B». Забудьте о Гугле, забудьте о Силиконовой долине — все это сделали не американцы, а эмигранты. США высасывают лучшие мозги со всего мира — Индия, Китай, Россия. А сами мы только плодим идиотов».
                Признанный Гений теоретической физики, американец Митио Каку об американской системе образования.

*****
          Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране – сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и  стиральных машин, и автомобилей, и начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни – вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишенным интеллекта стадом).
          В.И. Арнольд, академик РАН. Один из крупнейших математиков ХХ века (Из статьи «Новый обскурантизм и российское просвещение»)

*****

       С чего начал в эпиграфе, тем и заложу запал – началом упомянутой статьи В.И.Арнольда: ««Не тронь мои круги» — сказал Архимед убивавшему его римскому солдату. Эта пророческая фраза вспомнилась мне в Государственной Думе, когда председательствовавший на заседании Комитета по образованию (22 октября 2002г.) прервал меня словами: «У нас не Академия наук, где можно отстаивать истины, а Государственная Дума, где всё основано на том, что у разных людей по разным вопросам разные мнения».
       
        Мнение, которое я отстаивал, состояло в том, что трижды семь — двадцать один, и что обучение наших детей как таблице умножения, так и сложению однозначных чисел и даже дробей — государственная необходимость. Я упомянул о недавнем введении в штате Калифорния (по инициативе нобелевского лауреата, специалиста по трансурановой физике Глена Сиборга) нового требования к поступающим в университеты школьникам: нужно уметь самостоятельно делить число 111 на 3 (без компьютера).

         Слушатели в Думе, видимо, разделить не смогли, а потому не поняли ни меня, ни Сиборга: в «Известиях» при доброжелательном изложении моей фразы число «сто одиннадцать» заменили на «одиннадцать» (от чего вопрос становится гораздо более трудным, так как одиннадцать на три не делится)…

         В опубликованном Министерством образования России двухтомном проекте «Стандартов общего образования» приведён большой список тем, знания которых у обучаемых предлагается перестать требовать. Именно этот список даёт самое яркое представление об идеях «реформаторов» и о том, от каких «излишних» знаний они стремятся «защитить» следующие поколения.

        Я воздержусь от политических комментариев, но вот типичные примеры якобы «излишних» сведений, выписанные из четырёхсотстраничного проекта «Стандарты образования»:

Конституция СССР;

фашистский «новый порядок» на оккупированных территориях;

Троцкий и троцкизм;

основные политические партии;

христианская демократия;

инфляция;

прибыль;

валюта;

ценные бумаги;

многопартийность;

гарантии прав и свобод;

правоохранительные органы;

деньги и другие ценные бумаги;

формы государственно-территориального устройства Российской Федерации;

Ермак и присоединение Сибири;

внешняя политика России (XVII, XVIII, XIX и XX веков);

польский вопрос;

Конфуций и Будда;

Цицерон и Цезарь;

Жанна д'Арк и Робин Гуд;

физические и юридические лица;

правовой статус человека в демократическом правовом государстве;

разделение властей;

судебная система;

самодержавие, православие и народность (теория Уварова);

народы России;

христианский и исламский мир;

Людовик XIV;

Лютер;

Лойола;

Бисмарк;

Государственная Дума;

безработица;

суверенитет;

фондовый рынок (биржа);

доходы государства;

доходы семьи…

     Чтобы не быть односторонним, приведу ещё список «нежелательных» (в том же смысле «недопустимости» серьёзного их изучения) авторов и произведений, упоминаемых в этом качестве позорным «Стандартом образования»:

Глинка;

Чайковский;

Бетховен;

Моцарт;

Григ;

Рафаэль;

Леонардо да Винчи;

Рембрандт;

Ван Гог;

Омар Хайям;

«Том Сойер»;

«Оливер Твист»;

Сонеты Шекспира;

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева;

«Стойкий оловянный солдатик»;

«Гобсек»;

«Отец Горио»;

«Отверженные»;

«Белый клык»;

«Повести Белкина»;

«Борис Годунов»;

«Полтава»;

«Дубровский»;

«Руслан и Людмила»;

«Свинья под дубом»;

«Вечера на хуторе близ Диканьки»;

«Лошадиная фамилия»;

«Кладовая солнца»;

«Мещёрская сторона»;

«Тихий Дон»;

«Пигмалион»;

«Гамлет»;

«Фауст»;

«Прощай, оружие»;

«Дворянское гнездо»;

«Дама с собачкой»;

«Попрыгунья»;

«Облако в штанах»;

«Чёрный человек»;

«Бег»;

«Раковый корпус»;

«Ярмарка тщеславия»;

«По ком звонит колокол»;

«Три товарища»;

«Смерть Ивана Ильича».

        Иными словами, Русскую Культуру предлагают отменить как таковую. Школьников стараются «защитить» от влияния «излишних», по мнению «Стандартов», центров культуры; таковыми здесь оказались нежелательные, по мнению составителей «Стандартов», для их упоминания учителями в школе:

Эрмитаж;

Русский музей;

Третьяковская галерея;

Пушкинский музей Изобразительных искусств в Москве.

Колокол звонит по нам!
Трудно всё же удержаться и совсем не упомянуть, что именно предлагается сделать «необязательным для обучения» в точных науках (во всяком случае, «Стандарты» рекомендуют «не требовать от школьников усвоения этих разделов»):

строение атомов;

понятие дальнодействия;

устройство глаза человека;

соотношение неопределённостей квантовой механики;

фундаментальные взаимодействия;

звёздное небо;

Солнце как одна из звёзд;

клеточное строение организмов;

рефлексы;

генетика;

происхождение жизни на Земле;

эволюция живого мира;

теории Коперника, Галилея и Джордано Бруно;

теории Менделеева, Ломоносова, Бутлерова;

заслуги Пастера и Коха;

натрий, кальций, углерод и азот (их роль в обмене веществ);

нефть;

полимеры.

     Из математики такой же дискриминации подверглись в «Стандартах» и темы, без которых не сможет обойтись ни один учитель (и без полного понимания которых школьники будут полностью беспомощными и в физике, и в технике, и в огромном числе других приложений наук, в том числе и военных, и гуманитарных):

необходимость и достаточность;

геометрическое место точек;

синусы углов в 30o, 45o, 60o;

построение биссектрисы угла;

деление отрезка на равные части;

измерение величины угла;

понятие длины отрезка;

сумма членов арифметической прогрессии;

площадь сектора;

обратные тригонометрические функции;

простейшие тригонометрические неравенства;

равенства многочленов и их корни;

геометрия комплексных чисел (необходимая и для физики переменного тока, и для радиотехники, и для квантовой механики);

задачи на построение;

плоские углы трёхгранного угла;

производная сложной функции;

превращение простых дробей в десятичные".

    Когда я прочёл статью В.И. Арнольда до конца (процитировал  тут лишь часть), дня три было ощущение во рту, как будто всю ночь сосал медную дверную ручку, а в голове… как будто выпил залпом два стакана вонючего мутного самогона закусив беломориной… Ни отплеваться, ни проветрить голову… И это реалии нашего образования, американского и российского, занимавшие ранее, еще 50-60 лет назад первые 2 строки в «табели о рангах». А теперь 111 разделить на 3 без напряжения компьютера, или калькулятора, нынешнему выпускнику школы не осилить…

    Грустно, но укладывается в «вектор развития современной цивилизации» целиком, и ножки не свисают.