Украина не Россия. Обывательский взгляд изнутри. 6

Юрий Ольшанский
Украина не Россия. Обывательский взгляд изнутри. 6. Кто виноват?

Так кто же виноват в современных бедах Украины, которые и для России принесли массу неприятностей и бед. Позвольте мне сделать вывод обывателя, интересующегося историей и многие годы наблюдавшего Украину изнутри русскими глазами.
По большому счету – никто. Здесь надо спрашивать: ни «кто?», а «что?». Да, есть деятели власти, и не только власти, на Украине, которые совершили тяжкие преступления и возмездие здесь должно свершиться. Но эти люди совершили уголовные преступления. А к истокам, причинам условий формирования украинского этноса они не имеют никакого отношения. А каждый народ, как известно, заслуживает тех правителей, которых имеет. И, конечно, судьба народа зависит не только от его соседей, но и от того, что он собой представляет.

Кто виноват в том, что после падения Киевской Руси мы, великороссы-русские, и они, малороссы-украинцы, развивались и формировались по-разному? В неодинаковых природных условиях, из различного генетического материала, и в иной политической обстановке.

Наши далекие русские предки, проживая в более северных княжествах, под воздействием суровой северной природы, вместе с генами варягов, фино-угров, самодийцев… впитали в себя дух общинности и державности. Постепенно рождалась новая нация. Это были не «кавалеристы», которые быстро налетают, помахают саблей и ускачут обратно. Это были «пехотинцы», которые не торопятся. Но для них каждая ямка - это окоп, а в свою землю они вгрызались зубами.

Более 200 лет, в жесточайших ордынских условиях они копили силы, а потом совершили, казалось бы, абсолютно немыслимое и фантастически-грандиозное. Они перевернули окружающий их мир. Освободились от монгольско-татарского ига, присоединили к Москве громадные территории бывшей Золотой Орды, а затем и создали колоссальную империю на трех частях света.

Иная судьба ждала южные княжества бывшей Киевской Руси. Более доступные для бесчисленных набегов кочевников они к тому же имели сильных западных соседей, под власть которых со временем и попали. Менталитет украинского народа веками формировался в специфических условиях щедрой природы и подчиненного положения людей второго сорта. А новый генный материал был далек от духа державности. Степняки Дикого поля, дети Израилевы, сброд Запорожской сечи – никак не укрепляли этот столь потребный любому народу цементирующий дух.
 
Воссоединение Украины с Россией дало украинцам главное – их приняли как равных. Неоспоримо то, что Украина и украинцы в составе России успешно развивались и территориально, и культурно, и экономически, и в вопросах народонаселения.  Но вместе с тем здесь постоянно протекал один процесс, который оказал решающее значение на события последних лет.

На протяжении веков малороссы-украинцы были, как и великороссы-русские, государственно образующим народом. А значит и проходил вполне естественный процесс вымывания элитной части населения Малороссии-Украины. Потому, что там, в Петербурге и Москве, происходило формирование общей элиты.
 
По моему глубокому убеждению, элита нации - это достаточно успешные и влиятельные граждане, любящие свою страну, уважающие свой народ и делающие все, чтобы их страна была успешной и процветающей. Потому что они знают: только при таких условиях их личный успех, их высокое положение будут не временными. Все остальные, оказавшиеся у власти и мнящие себя элитой -  не элита, не сливки общества, а грязная пена.

К сожалению довольно большая часть украинцев восприняла воссоединение с Россией как присоединение. Ощущение себя народом подчиненным, формировало в их характере такие черты характера как приспособленчество, холопство, а значит и подлость.
С обретением независимости Украина, казалось бы, имела самые лучшие стартовые позиции, но главную роль в дальнейшем сыграли «подводные  камни». А именно: катастрофическая нехватка национальной элиты, недержавный, «мояхатаскрайний» характер большой, если не большей, части населения, унитарность сложно-устроенного государства, активная позиция Западных политиков и их спецслужб, фактическая отстраненность России от домайданных процессов в соседнем государстве. И теперь «мы маемо то, шо маемо».

Остается только высказаться о будущем. Оно будет трудным. Возможно трагичным. Но рядом с Россией всегда будет проживать пусть противоречивый и неблагополучный, порой обуянный завистью и гордынею, но братский народ, историческая судьба которого была совсем иной. Но нам всем нужно помнить прежде всего то, что нас объединяет, а не сеет рознь.