Земля - киноактриса

Александр Дидуленко
  Всеми возрастами правит, окрыляет наши чувства, - волшебная сила Искусства !!!                                Добавим про себя "киноискусства".



 
Вот здесь всё это размещено с многочисленными иллюстрациями, -
              http://dkchsebetovka.blogspot.com/p/2016.html   

 
                               

     Совершенно не случайно мир чётко запомнил фразу: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». А для создателей настоящего знаменитого словоизречения, большевиков 1917 года, это был государственнообразующий лозунг.  Со времени своего возникновения кино сразу же стало играть в жизни людей  и государств  колоссальную  роль. И это понятно: даже самому неграмотному человеку, не умеющему читать и писать, с помощью кинофильма можно объяснить всё, сагитировать на любой подвиг, на любой поступок, даже самый безрассудный.

    Так получилось, что Кара-Даг с округой, в истории мирового кино сыграл и успешно продолжает играть очень и очень заметную роль. Этот маленький кусочек земли, с морем впридачу, который обладает целым рядом чудесных неповторимых особенностей, абсолютно чётко и неоспоримо владеет ещё одним волшебным качеством,  -  это  «земля-киноактриса».

   Кажется, на весь мир прогремели знаменитые кинофильмы Леонида Гайдая. А наш отечественный зритель, можно смело говорить без преувеличения, вырастает и воспитывается вместе с ними. В весёлом, задорном и очень добром фильме «Спортлото-82» невозможно не запомнить турбазу «Орлиный приют», которой руководит симпатичный директор (всеми любимый киевский актёр Борислав Брондуков), ничего не делающий без своей, ещё более симпатичной, помощницы Аллы Дмитриевны (очень яркая, краcивая актриса Луиза Мосендз), опекающая своего любимого директорчика  с  «высоты  себя»:
        У входа в турбазу «Орлиный Приют». Директор лично провожает героев-путешественников, яростно ищущих потерянный заветный билет спорт-лото.  А ведь это «биостанция» , где  разместилась  штаб-квартира  Карадагского  Природногo  Заповедника.
   
    Ниже на страницах, рядом с кадрами из к/ф «Спортлото-82», мы показываем старую, ещё дореволюционную, почтовую открытку «из Оттуз».
   Так модно выражались в начале 1900-х многочисленные отдыхающие, посещая эти места. «Модность» курорта, вплоть до высшей аристократии царского двора, определялась прежде всего тем, что через Феодосию  в  Новый Свет (к своему другу и подданому, князю Л.С. Голицину), на завод шампанских вин, часто наведывался последний император тогдашней России  Николай II, вместе с семьёй и многочисленной свитой.
    Сопровождавшие императора офицеры охраны и генералы («генералы свиты: славою покрыты, шрамами увиты, только не убиты …, следом дуэлянты, флигель-адьютанты, блещут эполеты. Все они красавцы, все они таланты, все они поэты…) старались наперебой угодить царю и придворным барышням во всём. Да и сам великий император не прочь был посоперничать во вкусе по пути в «Парадиз» (бывшее итальянское название урочища Новый Свет, что значит «Рай»). 
    И вот под такой шумок предприимчивые люди выпускали самую разнообразную художественную продукцию специально для этих мест. Огромной популярностью пользовались наборы почтовых открыток с фотовидами и репродукциями картин самых известных художников. Например, только для Феодосии был издан набор в 500 открыток (современн. наборы художественных фотооткрыток по 12-15 шт.). 
    Здесь мы показывем редкое издание (его даже нет в местных музеях, вплоть до феодосийского Музея Древностей, где собраны почти все такие «картинки») с работы  Г.О. Калмыкова, известного художника «киммерийской школы живописи», созданную великим Айвазовским: «Крымъ. Отузы. Кара-Дагъ  при  лунђ».

     Похоже на то, что вид с незабываемым, ни с чем не спутываемым, сюжетом «королевской свиты» на вершине хребта Карагач был особенно впечатляющим и любимым всегда:
   
 Вот  кадры  из  кинофильма  «Спортлото – 82»,  -  это  официальный  вход  на  территорию  КаПриЗа, то есть Карадагского Природного   Заповедника,   с   автобусной  остановки   (конечная станция маршрутного такси «Феодосия  -  Биостанция»).  Здесь  же  расположена  штаб-квартира  заповедника.  А согласно сценарию, в то лето, вот так эффектно был изображён вход  в  турбазу  «Орлиный Приют».

Чёткая графика профиля хребта Карагач, с неизменными «троном», «королевской четой» и «придворной свитой», хорошо видимой с площадки автобусной остановки «Биостанция» (вход на турбазу «Орлиный Приют»), стала хрестоматийной ещё в царской России.  Такие почтовые открытки тех времён давным давно являются библиографической редкостью и одновремённо гордостью  всех  крымких  краеведов.

Все любители кино наизусть знают выдающийся советский боевик «Пираты ХХ века», вышедший на экраны в 1979 году. Его автор сценария: Станислав Говорухин, – мировая знаменитость и ныне крупный государственный деятель  в  демократической  России. В первый же год проката этот кинофильм посмотрели 90 млн. зрителей, были побиты все рекорды популярности в то время. Создатели фильма и актёры, уже известные в нашей стране, мгновенно приобрели мировую славу. И слава эта не увядает  до  сих  пор:

Многие эпизоды этого популярного киноприключения разворачиваются на фоне легко узнаваемых карадагских  пейзажей:

     На этом кадре из «первого советского супербоевика», где герои пробираются по горному гребню  «пиратского острова»  сразу же угадывается знаменитая и популярнейшая «Экологичекая Тропа» Кара-Дага, знаемая миллионами людей  и  даже  заноминированная  в  ЮНЕСКО.

  А вот на другом кадре, который ниже этих строк, «пиратская деревня на острове». И здесь также безошибочно угадывается известная многим Тихая Бухта, откуда открывается потрясающий вид на Кара-Даг, и которая отделена от «модно-курортных» коктебельких пляжей мысом Хамелеон. Этот мыс известен как чудо природы, полностью состоящий из лечебной сероголубой глины (научное название «кефекилит» - дословный перевод «глина из Феодосии»). Из-за этого носящий ещё одно название  Топрах-Кая (Грязевая Скала).
            
        А вот он и сам, красавец Хамелеон, чётко виден в сцене встречи  «русского капитана» и  пиратов, прервавшими,   из-за этой встречи,   пытки    двух   женщин   с   захваченного   корабля.

   Существует обширная мемуарная литература (и документальные фильмы) по воспоминаниям кинозвёзд, где рассказывается о разных интересных случаях, связанных с известными фильмами.  Вот пример:
   однокурсник Николая Ерёменко по ВГИКу (и в общежитии жили в одной комнате, вместе увлекались восточными единоборствами) Талгат Нигматулин, по окончании съёмок «Пиратов …», уехал в отпуск в родную Киргизию. А фильм уже победно шествовал во всесоюзном прокате.  И вот молодой Талгат, задыхаясь от счастья, повёл на фильм свою девушку, чтобы показать себя в роли пирата. Для него это был первый большой творческий «взлёт», которым он по праву гордился. Но не тут-то было! Нет билетов, даже стоячих: зал забит. С большим трудом удалось достать у спекулянтов-перекупщиков два билета по 15 рублей каждый (!).  И только на следующий сеанс, промаявшись ещё 2 часа.   А билет в кино тогда стоил  50 коп.   Случай, конечно, очень редкий.
  Но знаменитой киноактрисой вся карадагская округа стала значительно раньше.  Ещё в эпоху Серебряного Века, когда гремело немое кино, здесь снимали чёрно-белые кинокартинки в духе Чарли Чаплина. Тут же находился им и зритель, потому что Коктебель с Кара-Дагом всегда были  «по-европейски  модным  курортом».  А в год начала первой советской пятилетки (1927 г.) вышел на экраны настоящий документальный фильм, предвосхитивший своей жанровостью будущую популярную  телепередачу  «Клуб кинопутешествий».  Называетя он «Кара-Даг»  и  смотрела его вся страна, что называется с чисто советским размахом,  «от Москвы до самых до окраин».
     Но в этой главе, уважаемый читатель, я буду рассказывать о «карадагских» фильмах не в хронологическм порядке, а как придётся.  Потому что их  очень  много  таких  вот  кинофильмов.    Вряд  ли  найдётся автор - крымовед,  способный  выполнить  такую  задачу,  то  есть  перечислить   их   полностью:

    Последуем же за нашим симпатичным кинопроводником - КРЫМОВЕДОМ,  по  местам натурной съёмки любимых кинофильмов. 
                Это  интересно !!!
 Бархатной тёплой осенью 1960 года жители и гости Коктебеля стали свидетелями фантастического зрелища: алые паруса в синем море.   
 
 Так   может   быть   только    в   повести    Александра  Грина:
   
 Но помните знаменитое выражение великого романтика, которое он вложил в
 уста cвоего капитана Грэя: «Делайте, так называемые, чудеса своими руками!»

    По берегам  Коктебельского залива, до самой Тихой Бухты, бегала юная  Ассоль,  высматривая  свою  мечту. А эта самая мечта, в образе молодого  красавца-капитана,  уже поджидала её у входа в таверну  «Лавка Мэнэрса»,  покуривая  трубку.

Так московская киностудия им. Горького, совместно с «Мосфильмом», проводила съёмки фильма «Алые паруса». Этот бессмертный киношедевр гипнотически завораживает каждого из нас ещё с дошкольного возраста и вовсе не нуждается в особом представлении, а тем более  в  комментариях  или  рекламе:
               
Разговаривалала     Ассоль-Вертинская    голосом     Нины Гуляевой

Никому тогда не известная, совсем молодая (16 лет!), начинающая актриса Анастасия Вертинская создала здесь (в этом же возрасте) ещё один бессмертный образ при помощи ленинградских кинематографистов. Это – Гуттиэре, подруга Ихтиандра, в фильме «Человек-амфибия». Сценарий сочинили Алексей Каплер и Юлия Друнина, гуляя по «Тропе Грина», используя одноимённую фантастическую повесть Александра Беляева. Отец Гуттиэре, Бальтазар, вместе со своим  компаньйоном-боссом и официальным зятем Педро Зурита находились в арке Золотых Ворот, когда обнаружили подводную нору у подножия Скалы Маяк, на вершине которой находился дом доктора Сальватора (отца Ихтиандра).
   Этот потрясающий по своей художественной силе и популярности кинофильм также не нуждается в особом представлении, его знают наизусть  миллионы.  Сложены многочисленные легенды о съёмках именно этого фильма вот здесь, на Кара-Даге. Настоящая «кинематографическая мифология», по поводу «Человека-амфибии», здесь устойчиво существует. Это очень сильно напоминает типичную ситуацию, которую мы намерены здесь проиллюстрировать следующим примером:
    Миллионам почитателей урочища Новый Свет, с его заводом шампанских вин, хорошо знакома  ул. Шаляпина и ещё грот Шаляпина (хоть, по правде, это грот Голицина). Фёдор Иванович был «вхож к царю» и во время посещения оного имения князя Л.С. Голицина, бывало, его сопровождал и пел там же. В «его гроте» даже соорудили театральные подмостки (и тут же коллекционная винотека), которые и сегодня показывают туристам. Краеведы и экскурсоводы (в Крыму все краеведы и все экскурсоводы, причём не только местные, но и приезжие) с большим апломбом демострируют всем «убедительные доказательства присутствия» великого певца в гроте, и вот (!) даже для него маленький театр сделали. «Театр» в гроте есть, но Ф.И. Шаляпин там никогда не пел, потому что не бывал в Новом Свете.     В  чём  же  дело ?

   А дело в том, что уже при жизни у таких людей всегда были ярые поклонники (именно так, даже не ярые, а яростные), которые  отслежывали  жызнь  звезды  круглосуточно.
   Пресловутое итальянское  «папара’цы», буквально означает  -  «назойливость».  Имеется ввиду чрезмерно назойливое жужжание комара над ухом, от которого невозможно отмахнуться.
   В самом деле избавиться от этого нельзя, как тогда так и сейчас. И это понятно. К примеру, по М.А. Волошину изданы его «Труды и дни», где расписана вся творческая биография посуточно, подкреплённая выдержками из собственных дневников. С Фёдором Ивановичем Шаляпиным та же история. Слишком публичные люди, чтобы не быть замеченными: где есть, или незамеченными: где нет.   Да, пусть так, Ф. Шаляпин не бывал в Новом Свете, известно точно, но это никак не умаляет ни самого Фёдора Ивановича, ни тех кто распорядился назвать одну из улиц  в  посёлке  его  именем,  по  которой  он  якобы  ходил.

  Вот так и с фильмом «Человек-амфибия» на Кара-Даге. Смотрите: это кадры, которые мы все знаем наизусть ещё с дошкольного возраста (кто родился после 1960 г.):   
          Гуттиэре                Ихтиандр

«Эй моряк! Ты долго плавал, тебя успела я позабыть, мне теперь морской по нраву Дьявол.  Е Г О    Х О Ч У    Л Ю Б И Т Ь  !!! »

 Слова из этой песенки, с характерной и легко узнаваемой мелодией, на стихи Юлии Друниной  и  Cоломона Фогельсона,  мы  также  знаем   наизусть.

    «Это что? Любовь с первого взгляда?   А разве бывает другая любовь?
            
   «Ну  что  видел  его?                Видел,  но  не  его, а  его  нору»

 «Нора морского дьявола»,  -  это Ревущий грот, здесь же, на одной из верхних скал Мёртвого Города, с моря, увидели дом доктора Сальватора. Так говорят здесь летом, на эскурсиях, повторяя всё это десятки раз ежедневно. Но на самом деле все подводные съёмки «Человека-амфибии» были сделаны в морском аквариуме Севастополя (и рядом), а поймали дявола-Ихтиандра в сеть, и ещё с водолазами, в  бухте Ласпи. В этой же бухте Ихтиандр убил акулу (белугу с советского азово-черноморского рыбозавода), спасая тонущую Гуттиэре.  И чтобы уже не возвращаться к этим фразам, скажем, что город, где действовали герои фильма,  -  это Баку.  А вот жемчуг, что не взяла дочь бедного рыбака, Ихтиандр выбросил в море в Новом Свете, прямо у грота Голицина-Шаляпина.  Это абсолютно точно.  Точно также и несколько секунд экранного времени сцены разговора Бальтазара (мало знаемый советскими зрителями актёр Анатолий  Смиранин) и Зуриты (Михаил Козаков) в лодке, у арки Золотых Ворот и возле одного из гротов под скалой Маяк. Это видно.
         
    А здесь видно, что это не Кара-Даг: светло-серые известняки ЮБК, ближе к мысу Айя и бухте Ласпи, где, в основном , жили участники съёмок  «Человека-амфибии»  в  этих  самых  1960-1961 г.г.

 В этот же самый съёмочный сезон юная Настя Вертинская, только-только вышедшая из 10 класса средней школы, трудилась ещё и над образом Ассоли  в «Алых парусах». Работали, что назывыается, «от и до». Жизнь таких ярких, всеми любимых, артистов, несмотря на красочность и блеск,  очень и очень непроста.  Выдерживает далеко не каждый.

    Анастасия Александровна Вертинская, так блестяще стартовав отсюда чуть ли не на самый киноолимп в юном возрасте, вернулась в карадагскую «страну-киноактрису» уже будучи творчески зрелой кинодивой и яркой взрослой женщиной.   В  26  лет.  В образе Ольги Борисовны, жены Якова Богомолова (того самого «преждевременного человека»):
      
 Но это совершенно особая глава в мировом киноискусстве, состоящая из 3-х страниц.  И рассажем мы об этом особо, выражаясь «дегенератно-академическим сленгом», на диссертационно-реферативном уровне.

   Ещё в конце 1950-х, в эпоху хрущёвской оттепели, после того как «наконец-то он сдох» (автор цитаты: величайшая актриса всех времён и народов, навечно вошедшая в число небожителей киноолимпа, незабываемая Любовь Орлова), многие вещи, запрещённые «отцом советского народа», стали разрешены.   Среди них, незаконченная повесть М. Горького, которую он хотел  переделать  в  пьесу.
   Это  -  «Преждевременный человек  -  Яков Богомолов».  Немного освободившийся от кремлёвской опеки, слегка осмелевший, А.М. Роом решил сделать из этого, никому ещё тогда неизвестного горьковского наследия, художественный кинофильм.  Затея удалась блестяще на студии «Мосфильм».  Да не просто удалась, а органично вошла в чрезвычайно ярко очерченный цикл художественной киноклассики, собранных в трилогию разнородных работ, объединённых одной идеей.

  Настоящую  идею  эту  авторы  фильма  выразили  таким  титром:
               
Пишущий эти строки, боясь обвинения в чрезмерной наглости, позволил себе ювелирную поправку в высказывании великих: «красоте и величию женщины серебряного века»  в  русской культуре.  А музыка там звучит  самого  Александра Николаевича Скрябина.

     Ведь самая первая вещь трилогии, -  кинофильм «Гранатовый браслет», -  прямо с ходу (а почти все первопроходцы, как первые космонавты, погибали) блестяще справились с этой сложнейшей задачей.  Причём в такой сложной и многофункциональной  МегаСистеме, с его невероятными суперпроблемами, как киноискусство.

     Художественный кинофильм «Гранатовый браслет» и одноимённую повесть Александра Ивановича Куприна  многие  кино-теле-зрители  и  читатели  знают  почти-что  наизусть.  Такие работы уже давным-давно составляют  «золотой фонд»  нашей  кинокультуры. Они вошли в учебную литературу, на театральных и кино- курсах  «по ним преподают». Абрам Матвеевич Роом за свои труды по праву удостоен государственной  премии  СССР  и  звания  народного  артиста  России.

 Это правда. И, как говорится, со всеми, вытекающими  из  этого  факта  выводами:
Мы не будем здесь пересказывыать кинофильм. Лучше всего его просто посмотреть.  Тем  более,  это  сейчас  так  просто. В ближайшем интернет-кафе, просто мимоходом, или в зале ожидания вокзала, а лучше  на  своём  домашнем  компьютере,  нажав  несколько  кнопок.

   Авторский коллектив рождал настоящий шедевр тяжело. Это понятно, - поднять тему мирового уровня художественной классики невероятно трудно. Особый вопрос,  -  выбор пейзажной натуры, как говорят операторы, фотографы и художники. И тут, как для многих это вошло уже в привычку, на выручку пришёл  Кара-Даг.  Попали точно, сами герои кино (наверно и сам М. Горький бы не возражал) часто повторяли: «А теперь на холмы!», «Посмотрите как вокруг!».

Вот лодочная прогулка вдоль берега моря, только вдвоём. И разговоры  только  для  двоих  (и  о  чём  же  они  там  говорят?):
  Этот модный, аккуратно одетый молодой человек, с хорошими манерами, оказался настоящим хамом с чисто животными инстинктами (прекрасно сыграл свою роль здесь молодой Валентин Смирнитский).

   Ему было угодно грубо и открыто попрать честь замужней женщины «из общества» (того самого общества, которое для нас уже навсегда «унесено ветром»).  А с её мужем этот «герой» привык сидеть за одним столом  и  вести  модно-философские  беседы  о  высоком:
 
  Вот так, хорошо одетое и ухоженное, высшее общество тогдашней России переживало Серебряный Век. Говорили «о высоком» и в упор, не желая видеть жизнь простого народа, который им накрывал такой роскошный стол, для модной жизни.  Правда среди таких модно-философских разговоров один из этих высокообразованных, очень богатых, и изысканно-ухоженных мужчин, кажется, застрелился (роль талантливо сыграл Александр  Калягин).
   Превосходно известно, что «в кругах», в «сферах», короче говоря, в этом самом обществе, где люди  «из хороших семей», происходят такие события.  А внешне всё благопристойно и размеренно: вышколенные лакеи, красивые богатые дома, одежды прямо с Парижа, и только самой последней моды  («прошлогодние коллекции,  -  это уже дурной вкус»).

   А это дорога в винный погреб знаменитых коктебельских вин помещика Эдуарда Андреевича Юнге, который он создал со своими сыновьями. Современный винзавод в Коктебеле, - исторический  наследник  этого  хозяйства.
  Но не туда направляется муж Ольги Борисовны (тот самый Богомолов).  Съёмки 1970-1971 г.г., молодой Игорь Кваша хорошо смотрится на лошади:  что на фоне Святой (возле «Дома Маугли»),  что  на  фоне  скалы  Зуб.

  Вот уже и сама вывеска перед хранилищем вина, так люба всем коктебельским обормотам,  водимых  здесь Максом  Волошиным:
                Стройтесь  в  роты!   Обормоты!

 Тут же и пляж, где пока ещё купаются «прилично» и купальный костюм не нарушает принятых «устоев общества». Прямо на вывеске погреба, через тело крымчанки в национальном костюме, которая щедро угощает, прочерчены линии как в школьной тетрадке. И вот здесь-то, как и в знаменитых «Бубнах», обормоты чертили свои обормотские эпиграммы:

     «Весь косматый и взъерошен,  -   Макс  КирИенко-Волошин!»,
          «Прохожий  стой!   Я,   -   Алексей  Толстой!»,
     .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 
           «Выпей  вина  и  вместе  со  мною  пой!».

Приличный купальный костюм они, также, отменили, показав пример купаний без одежды вообще (мешает же!).  Но в кинофильме «приличия в обществе» пока ещё держались.
   Да, ведь и в современном пляжном Коктебеле чуть ли не каждый пытается подражать  моде  Серебряного Века,  «приличия»  более или менее соблюдаются. Все знают, что летом в Коктебель отовсюду стекается самая модная, благовоспитанная, приличная и очень высокообразованная публика  И только иногда какая-нибудь грубая матросня читает на «модных» экскурсиях  собственные  стихи:
                Я  был  нуддист   и   прогрессист,
                Ах!   Крепко  ж  заливал  я  «сливу»,
                Тащили «мёртвого» меня, порой, домой!
                И  на  скале,  замкнувшей  зыбь  залива
                Судьбой и ветрами изваян Профиль Мой!

   А история непонятного «преждевременного человека» Якова Богомолова  и  его  жены  Ольги  Борисовны  закончилась   вот  так:
         
 Как раз такие вот преждевременные люди, не вписывающиеся «в общество» выжили после 1917 года, а все «приличные» вымерли как мамонты, от катастрофы.  Но Алексей Максимович Горький рассказал об этом не так как нам преподавали в университетах (особенно на лекциях по истории КПСС), а так как оно действительно происходило перед катастрофой, которую просто не видели «приличные и высокообразованные»  люди  «из общества».  Вот почему сталинская советская власть всё же недолюбливала М. Горького, хотя с самим «отцом народов» он здоровался  за  руку  в  кремле.
 Уважаемый читатель!  Не просто посмотри этот фильм, а запиши его на диск, пусть он украсит твою домашнюю библиотеку, в части той самой,  постоянно  действующей,  «золотой  полочки».

                * * *

   Ну а теперь наш кинокрымовед «передаёт» нас под надёжную защиту странствующего рыцаря, достойнейшего идальго (кто его не знает!), «досточтимого и достославного» Дона Кихота Ламанчского и его верного  оруженосца. Согласитесь, что  в  такой  компании  вы  никогда  не  заскучаете.

 Всем нам памятны жёлтые холмы Ла Манчи, по которым плёлся на своём Росинанте благородный рыцарь Дон Кихот (народный артист СССР Николай Черкасов) вместе со своим верным оруженосцем Санчо Пансой на ослике. Так вот, это коктебельские холмы, которые ничем не отличаются от испанских по признанию самих испанцев.

Все посетители Дома-Музея М. Волошина в Коктебеле неизменно отмечают, рассматривая испанские акварели поэта, что если бы они не были подписаны («Акрополи в лучах вечерней славы», «Кастилий нищих рыцарский покров» и т.д.), то все бы думали, что это Коктебель. А один из эпизодов встречи и стычки Дон Кихота  с каторжниками происходил у входа в «Мёртвый Город» прямо на середине Берегового хребта Кара-Дага, где проходит «Экологическая Тропа»:

Когда кинофильм вышел на экраны, в широкий эфир (разумеется, с огромным успехом), т.е. в 1957 году, прорвав «железный занавес», гуляя по Европам и Америкам,  в СССР прибыла возмущённая группа  испанских кинематографистов. Они были уверены, что какие-то операторы, тайно побывав в Испании, отсняли материал и вывезли его как контрабанду. Потому что то, что они увидели в этом фильме (пейзажи) можно  увидеть  только  в  одной  стране  мира    –    их горячо любимой  Испании:

       А это холмы Татар-Хабурги, занимающей добрую половину обширной коктебельской долины. Там настолько характерный («специфический») пейзаж, что её ещё называют иногда Библейской долиной и даже была попытка сделать фильм о странствиях Иисуса Христа в 1970-х гг. (в советское время!). Но самое удачное её название – это «Холмы Гомеровой Страны», потому что здесь сохранился  «пейзаж  описанный  ещё  Гомером».

    Так вот, в ответ на «справедливые» претензии именитых гостей из Мадрида специально для них устроили экскурсию в Коктебель и на Кара-Даг, предварительно снабдив увеличенными кадрами соответствующих мест в киноленте.

    Даже в кадрах, изображающих сцену «разговора со львом» рыцаря из Ла Манчи, сквозь прутья звериной клетки сразу и безошибочно угадываются отроги Святой Горы в Кара-Даге, которые невозможно спутать ни  с  какими  другими  фрагментами  ландшафта:
   Изумление испанцев было настолько велико, что они даже не решались дальше о чём-то говорить. А вернувшись на родину, рассказали обо всём увиденном не только Испании, но и всему миру.
      
 Карадагские отроги от Святой Горы угадываются и на других планах, в кадрах других кинофильмов.   Это  «Ричард Львиное Сердце» (1992 год), совместный российско-чехословацкий кинопроект. Здесь рыцарь Кеннет (эту роль исполняет «гардемарин» Сергей Жигунов)  из свиты короля сопровождает лекаря султана, призванного вылечить Ричарда.

  Впрочем, легко узнаваемые очертания горы Святой в Кара-Даге «гуляют» в самых разных фильмах.  Разных жанров, студий и стран.  И об этом мы будем говорить ещё не раз в этой же главе путеводителя.

   Вот на следующей странице храбрые рыцари скачут на фоне знаменитого профиля Кок-Каи, вплотную примыкающ. к Святой горе. Как видно, эти два кадра сняты прямо с экрана телевизора (украинский канал «Интер+», особенно часто показывавший «Ричарда Львиное Сердце»):

          Лекарь  великого  султана (Армен Джигарханян) прибыл в лагерь короля Ричарда, сопровождаемый рыцарями. Все красиво смотрятся на фоне коктебельских холмов (это возле Узун - Сырта).  Именно здесь тогда расположилась лагерем съёмочная группа «Ричарда…», тут привольно  и  есть  где  разгуляться  лошадям;  проводить  рыцарские  турниры.
  Прекрасную, светловолосую девушку из кинофильма «Спортлото-82» (актриса Светлана Аманова) мы ещё раз видели среди коктебельских холмов  и  на  фоне  г. Святая,  хр. Сюрю-Кая  и  т.д.
             
Она здесь в шикарном средневековом наряде вместе со своим супругом Ричардом Львиное Сердце (актёр Александр Балуев). Когда он был болен, то сам султан прислал ему лекаря (сыграл эту роль Армен Джигарханян). В этом фильме («Ричард Львиное Сердце») также снимались множество других очень  известных  актёров  театра  и  кино.
          
 Светлана Аманова   в  «Ричарде…»        и       в   «Спортлото-82»               

 А в фильме «Дон Кихот» играли свои роли Бруно Фрейндлих  (отец Алисы Фрейндлих) и Лидия Вертинская (мать Анастасии и Марианы Вертинских, жена того самого А. Вертинского). Роль Самсона Караско  исполнял  Г. Вицин  и т.д.
  Карадагской округе пришлось однажды изобразить одну латиноамериканскую страну (к/ф «Это сладкое слово - свобода») и далёкую Норвегию (в кинофильме «Сердце друга», снимали норвежцы для своей страны, наш зритель этой картины не знает), а также  рождённую фантазией О’Генри Анчурию (к/ф «Короли и капуста»), ковбойский городок американского Дикого Запада (к/ф «Человек с бульвара Капуцинов», где свою последнюю роль в кино сыграл изумительно талантливый и неповторимый Андрей Миронов) и далёкие миры чужой планеты (фантастические фильмы «Туманность Андромеды», «Подземелье ведьм»  и  некоторые  другие).
  Ну и понятно, что главными героями некоторых кинофильмов, снятых на Кара-Даге были «любимцы Посейдона»: дельфины.
   
Как же без них?! К примеру, художественный фильм с элементами фантастики «Люди и дельфины» в 3-х сериях, «Морской щенок» и т.д.
 А хрестоматийно-школьный сюжет известного писателя Юрия Нагибина о мальчике и девочке, бегавших к Чёртову Пальцу слушать эхо? Конечно же, такой фильм можно было снять только на Кара-Даге (к-ф «Девочка и Эхо»):
     По истечении одного года проката (в 1965 году) этот фильм, снятый Литовской киностудией, вызвал множество споров и неоднозначную реакцию властей и зрителей. Эти споры не утихают до сих пор. Поэтому расскажем о нём подробнее. Фильм повествует о верности и предательстве в детской дружбе, когда в активной школьной жизни, особенно во время каникул, происходят яркие события в жизни детей. И эти события помнятся всегда. Так формируется личность. Закладываются основы всей биографии  и  «всех будущих свершений». Тема очень сложная, и хоть создатели кинокартины блестяще справились с задачей, реакция на него была бурной и неоднозначной. В одно время фильм даже был запрещён. Но признание пришло неизбежно, -  это судьба  любой  сильной  вещи,  любого   достойного   произведения.
   Кинофильм «Девочка и Эхо» был удостоен специальной премии Ленинского Комсомола, не говоря о целом ряде других  кинонаград  и  фестивальных  призов.

   В первых кадрах, сразу после титров с названием, показан весь коктебельский залив с частью Кара-Дага, потому что оператор этот план снимал с Южного Перевала.   Вблизи хорошо виден Чёртов Палец, ущелье Гяур-Бах  и  стена Александра Лагорио.  В этом месте живёт то самое  Эхо,  которое  главная  героиня  прибегала  слушать.   В жизни девочки  это  Эхо  играло  важную  роль,  и  искала  она  его  повсюду:
невозможно тут не узнать Лягушачью  бухту,  где девочка, трубя в рог, пытается вызвать эхо. В 1964 году это ещё не был заповедник, а была часть посёлка, где находился рыбацкий домик.  А на коктебельском пляже (тогда говорили в Планерском) были вот такие фонтанчики с краником,  где  можно  было  умыть  лицо   и    напиться:   
    Для решения столь сложной задачи в такой тонкой материи как детская верность в дружбе, авторский коллектив применил очень сильный и неординарный приём.  Первое: на главную роль была выбрана, тогда  мало кому  известная (в будущем признанная актриса), «нестандартная» и, конечно же, «несоветская»  девочка, с которой «трудно ладить».  Второе:  вопреки законам жанра о победе добра и  всепрощении  сюжет  «закручен»  по  другому. Но именно так, через взламывание общепринятых норм советского строя, общепринятой педагогики и морали, советские же авторы создавали  шедевры.
     Зовут  эту  девочку  Лина Бракни’те, которую советский зритель с большим пафосом признал в фильмах: «Три толстяка» (1966), «Дубравка» (1967), «Море нашей надежды» (1971),  «Последний форт» (1972). Но  фильм  «Девочка  и  Эхо»  был  первым  в  этом  ряду,  в  1964 году.
               
Об этом подробно и хорошо говорили в, специально сделанной для этого, программе «Максимум», показ которой состоялся  17 мая  2008 г. на канале НТВ.   Госпоже  Бракните  уже почти 60, но выглядит, как её Дубравка  из  кино.    И  внешний  вид  и  поведение  почти  такие  же.

Хорошо вписалась в отечественную фильмографию приключенческая фантастика, где «гардемарин» Сергей Жигунов в партнёрстве с Мариной Левтовой  скачут на лошадях возле того же Чёртова Пальца (кинофильм «Подземелье ведьм» по произведениям  Кира Булычёва).

    Именно такой съёмочный эпизод хорошо запомнил егерь госохраны заповедника, на этом участке, Виктор Чернышов, сопровождавший киногруппу в 1989 году. Главные герои фильма (дочь вождя и звёздный инспектор, прибывший на изучаемую планету с другой галактики, роли исполн. соответственн. М.Левтова и С.Жигунов) проскакивают верхом на лошадях по Южному Перевалу всего за несколько секунд. А на самом деле этот план с несколькими кадрами снимали много раз в дублях, так что  Виктор Чернышов чуть сам не стал каскадёром, упражняясь   с  лошадьми.

 Здесь, на этой земле,  снимались также художественные кинофильмы: «Салют, Мария!», «Люди в океане», «Большой атракцион», «Приключения Чиполлино», «Укрощение огня», «Разбудите Мухина», «Эй, кто-нибудь!» и многие другие. Их невозможно перечислить полностью. Даже фильмы только по произведениям Александра Грина трудно пересчитать, все они снимались здесь. Не случайно эти края, волошинскую Киммерию, ведущие студии страны облюбовали в качестве постоянно действующей съёмочной площадки. В советское время это были  –  Мосфильм,
               
  Ленфильм,  киностудия  им. Горького  и  многие,  многие  другие.   

  А сейчас  здесь  снимают  все  кому  не  лень  (а  кому  лень  тоже снимают). А однажды «киммерийской киноактрисе» пришлось сыграть роль Новой Земли (той самой, что за полярным кругом).

   Эти самые «хитрости кино» способны на многое.  К примеру, мало кто знает, что хорошо известный миллионам зрителей, ещё с советских времён, кинофильм «Начальник Чукотки» (в главной роли Михаил Кононов) снимали в Новом Свете.  Вдоль берега  Зелёной бухты плавали огромные льдины из белого пенопласта, а на экране это был самый настоящий Тихий Океан возле Берингова пролива, с настоящими льдинами.

      Так вот, этот сильно разрекламированный кинопроект так и назвали «Новая Земля».  Настоящую кинопритчу-антиутопию чрезвычайно смело воплотили в экранную жизнь российская кинокомпания «Андреевский Флаг» совместно со студией «Маяк» в 2008 году.  Талантливые режисёры, сценаристы и художники потрудились на славу.  И актёров пригласили известных и опытных, как отечественных так и зарубежных, а  бюджет  фильма  составил   аж  12  млн.  долларов:

    201? год, отменена смертная казнь во всех странах. Тюрьмы переполнились преступниками, осужденными пожизненно. И вот мировое сообщество решается на  масштабный  эксперимент. Решено разгрузить тюрьмы от такой категории заключённых, изолировав их от общества. Россия предоставляет для этого остров Новая Земля.  Первой же большой партии таких заключённых предложено начать «Новую Жизнь на Новой Земле», где построен целый городок именно для такого «эксперимента».  Но вопреки мировым идеологам вот такой «новой жизни» всё пошло наперекосяк.  Да так страшно, что аж жуть.  На «Новой Земле» в «новой жизни» мгновенно и прочно укоренился культ неслыханной жестокости, кровавых разборок, вплоть до канибаллизма и настоящего  взаимоисстребления  по  принципу  «последний – мёртвый».  Этот  фильм-кинопритча, несомненно талантливо сделанный на злобу дня, заставляет задуматься о многом.  Об очень многом:
               
    Это Лисья бухта, по другую сторону от Кара-Дага  (не в сторону Феодосии, а в сторону  Судака). Место также значимое по многим причинам и знаемое множеством людей (также  по  многим    и   разным   причинам).

  Если со стороны Коктебеля  Кара-Даг знаком миллионам почитателей, прежде всего, ярко и эффектно смотрящимся Профилем Поэта (Синяя Скала: Кок-Кая), то отсюда, из Лисьей, он смотрится совсем по другому. Вот как это видно на другом кадре  из  этого  же  кинофильма   «Новая  Земля»:
 
     Ну а мы, дорогие друзья, уважаемые наши читатели, следуем   дальше,  нас   ведёт   всё   тот-же   неутомимый   кинопроводник - К Р Ы М О В Е Д :
   Имя Максимилиана Волошина неотделимо от Кара-Дага, который чувствовал себя здесь «как кот на чердаке» (собственное признание). Он является истым его певцом, настоящим выразителем  духа этого места. Похоже, что союз поэта с этой землей благословен на небесах. Иначе как объяснить, что прямо на его глазах Синяя скала (Кок-Кая) преобразилась в характерный Профиль Поэта, легко узнаваемый всеми с набережной Коктебеля, где находится Дом Поэта.
   Документальные фильмы о М. Волошине – особая статья в киноискусстве. Сразу же назовем большую работу ленинградских телевизионщиков «Киммерийский затворник» в 2-х сериях (1992-1995 гг). Исключительно удачное произведение. Текст за кадром читают Александр Демьяненко, Олег Ефремов, Игорь Дмитриев, также зритель узнаёт и другие знакомые голоса. «Тяжёлые» архивные материалы даются очень легко, благодаря удачной композиции и хорошо подобранному музыкальному сопровождению, а сложная волошинская поэзия впитывается зрителем прямо с экрана.
  Невозможно здесь не рассказать о работах молодого московского режиссёра Андрея Осипова, который по праву признан сегодня одним из ярчайших мастеров российского игрового документального кино. Вместе с драматургом О. Агишевым он является создателем авторского цикла «Легенды Серебряного Века». Первая полнометражная лента этого цикла «Голоса» (о М.Волошине, 1997 г) удостоена более 20-и кинонаград и фестивальных призов в Европе, Азии и США. Второй фильм – «Охота на ангела» (об Андрее Белом); и третий фильм – «Страсти по Марине» (о Марине Цветаевой, 2003 г). Тексты за кадром читают Александр Балуев, Евгений Дворжецкий, Юлия Рутберг, Евгений Миронов и др., мастерски использован монтаж фрагментов немого кино той эпохи и т.д. Ну, в общем, это надо видеть.
  Отечественный и зарубежный кинозритель хорошо знаком с работами Натальи Бондарчук, - дочери великого Сергея Бондарчука, покорившего западный киномир эпопеей на экране «Война и мир», «Судьба человека» и т.д., и т.д. Наталью Сергеевну мы знаем не только как талантливую актрису, давно покорившую сердца киноманов («Солярис», «Звезда пленительного счастья» и мн. др.), но  и  как автора сценария мастерски сделанных кинопроизведений, большей частью документальных.
  В том же году, когда создавался фильм «Голоса» (1997 г.) вышла её работа, - документальный фильм о М.Волошине «Подмастерье» (45 мин.). Хорошо знакомые события, заученные всеми волошиноведами и теми, кто интересуется вообще Серебряным Веком русской культуры, в этой картине поданы под иным углом, весьма оригинально и непривычно. При этом соблюдена историческая правда, подкреплённая многочисленными документами. В этой работе задействована группа молодых талантливых актёров, вместе с которыми Наталья Сергеевна реализует колоссальный кинопроект «Пушкин в Крыму», объемом в 36 серий. Уже вышли несколько серий, одна из них называется «Пушкин в Феодосии» (2002 г.).
  Её родной брат Фёдор Сергеевич Бондарчук здесь проводил сьёмки своей «9-й роты», о войне советских солдат  в  Афганистане :

  Благодаря этой масштабной кинокартине, с большим бюджетом, карадагские земли стали ещё и Афганистаном. Это видно по отзывам тех кто побывал здесь  и  «там», а таковых великое множество. В киноленте, благодаря удачному монтажу, пейзажные планы настоящего Афганистана и Кара-Дага слиты как одна земля и различить их почти невозможно. Смотрящие фильм и не знакомые с такими ньюансами легко  принимают  всё  за  чистую  монету.

  Жители и гости Коктебеля, а также всех окрестностей, хорошо запомнили съёмки  «9 роты».  Потому-что  незаметить  и  незапомнить  такое  невозможно.  Фильм вызвал много споров, потому что здесь живут многие участники той войны, также хорошо знающие историю той самой «9 роты» не понаслышке. Но, всё-же, авторы-создатели настоящего художественного кино получают свои звания и награды не зря.  Такие фильмы  нам  очень  нужны.
 
    Сразу же, в первых планах этой сильно нашумевшей кинокартины, сделанной  с голливудским размахом (бюджет фильма такой), ещё в титрах, мы видим на соответствующих кадрах ни с чем не спутываемые отроги Святой Горы и острые зубцы Сюрю-Кайи.  Это летят советские боевые  вертолёты  на  задание.  Именно  советские,  и  именно  боевые,  и  как  раз  на  боевое  задание.
   Особенно громко и часто по этому поводу выступал с телеэкрана  известный кинодеятель Никита Михалков: «Ну как это у Фёдора получилось ! Невероятно ! Купились даже многие «афганцы».  Да, точнёхонько как в Афганистане, а на самом деле это Кара-Даг и окрестности Коктебеля.  Дело в том, что такой «кинозубр» как господин Н. Михалков, каким-то образом, умудряется, вопреки своим коллегам по цеху, упорно не бывать в Коктебеле.  Если бы он сюда «заглянул», то наверняка мгновенно бы оценил возможности таких шикарных «кинодекораций» и для своих проектов, которые ему не дают спать по ночам (беспокойная доля любого профессионала страдающего «муками творчества»).

Скажу уважаемому читателю (и кинозрителю), что рассказывать об этом фильме подробно здесь я не стану.  И понять меня легко.  Все эти события превосходно известны всему миру, что и обеспечило успех на экране «9 роты».  Особенно если учесть: война с тех пор никак не закончиться, мир продолжает за ней следить, но ведут её (как иностранный контингент) уже  американские  солдаты.
 Но всякие разговоры об этом, рассуждения об этой войне, от которой смертельно устал мир, лучше всего продолжить в другом   месте.

  Фильм вызвал острые дискуссии, не утихающие и сегодня, потому что остались в живых  герои-«афганцы»  с  этой  самой  легендарной  9-й  роты.  Количество их значительно превышает число оставшихся в живых по фильму (один человек). Любой художник, это понятно, имеет право на творческую фантазию в своих произведениях, так достигается ряд  авторских  целей.   Но  тема  эта  и  в  самом  деле  очень  острая.

   Фильмов об этой войне в Афганистане, начатой ещё при Советском Союзе, снято уже великое множество.  Ими заполнен кинопрокат и  Internet-форумы, конца-края этой войне, к сожалению, что-то не видно. Так что эти раны, и нынешние и будущие, кровоточить будут ещё долго.  И «аукаться» все эти проблемы будут также ещё очень долго. Ведь ещё Александр Македонский, проходя своими фалангами эту страну (тогда она называлась Бактрия), вызвал волну мировых проблем, с которыми никак не разберутся до сих пор. Но все эти разговоры, повторяемся, лучше  продолжить  в  другом  месте.   А  мы  смотрим  на  Кара-Даг:

               На этих кадрах  прекрасно  видна  работа  кинооператоров  (с разных точек). Сразу видно: настоящие  профессионалы !!!  Сюрю-Кая  узнаваема  отовсюду.
      
 В особенности служба госохраны заповедника (карадагские егеря) хорошо запомнили эти летние и осенние дни 2005 года.  У кое-кого были выходные, мы мирно отдыхали на крылечках своих домов, толкуя о делах дня.

    И вдруг, откуда-то с воздуха, совершенно неожиданно появились два вертолёта, которые тут же стали кружить вокруг купола Святой Горы, на малой высоте.   Под  растопыренными  крыльями подвешен полный комплект боеприпаса, видно было даже без бинокля, а главное,  -  этот жуткий, ни с чем не сравнимый рокот-рёв советского боевого вертолёта (изделия 1980-х г.г.).

  Из местных деревень (Щебетовка, Курортное, Планерское) было, в своё время, призвано много «афганцев», которые вернулись  с  этой  войны  живыми, получив «своё». И этот звук они уж точно  хорошо  выучили,  что  называется,  на  вю  жизнь.

Причём, что характерно, мы наблюдали эти летающие машины смерти вот так, с земли, над своими головами.   А кто любовался видами с бортов,   то  есть,   с  воздуха   (прежде   всего  кинооператоры,  ведущие  съёмку),  видели  вот  такую  картинку:
   
    Да, внизу Кара-Даг, причём самый настоящий, не бутафория с кинопавильйона  и  не  видеообои  с  компьютерной  графикой  на  экране.

  «Вертушки» кружились грамотно и чётко, «точно как там» говорили (видно так требовал сценарий), но мы то ничего не знали …,  и  что думать,  а  главное,  что  делать ?!

   А потом, когда стало «бабахать» на Енишарах (рядом  с могилой Великого Поэта), уже поняли всё: активно расходовали пиротехнику, взрывая бутафорский душманский кишлак, «где засели духи» и ещё: был почти полностью «уничтожен» советский блок-пост на вершинном холме.  Как рассказывали нам вездесущие и всё знающие журналисты «все участники  съёмок сильно старались».  Это уж точно, постарались на славу. 

Ты читатель помнишь, конечно же, какие киносюжеты, на фоне Святой, видел мир.  И вот на фоне профиля этого настоящего Святилища  киношники  устраивали  ещё  и  такое:
     Не то что о всей  «земле-киноактрисе», а только об одном отдельном кинофильме (любом!) можно написать целую книгу.  Это понятно.

     Фёдор Сергеевич Бондарчук  в  самом  конце  второй  серии  настоящего  «кино-голливудо-Оскара»  поместил  трогательное  посвящение.
  Всего две коротенькие строчки в титре.

            Но  дорогого  стоит:
                Вот  за  это  ему  можно  простить 
                всё…,  и  строго  не  судить. 
 
Вот  так  вот,  -  наш   Кара-Даг   с  округой   стал  ещё    и    Афганистаном.
 
   Ну а наш неутомимый  киновед-крымовед  ведёт  нас  дальше.
   Вперёд!
   Излишне говорить, что документальные фильмы о И.Айвазовском, А.Грине, К.Паустовском и т.д., и т.д. невозможны без карадагских пейзажей, ведь Кара-Даг – это «пейзажный центр Киммерии», где эти мастера  жили  и  творили..
   В Коктебеле, у подножия Кара-Дага был снят документальный фильм «Планеры в полёте», где рассказано как дореволюционный и довоенный Коктебель переименовали (в 1944 г.) в советское Планерское. Это понятно, что подобного рода кинохронику создать можно только здесь. Но об одном таком кинодокументе скажем отдельно, – это 6-серийный документальный фильм «Красный космос», показанный по каналу НТВ в период гласности и перестройки в 90-е годы прошлого столетия. В широкий эфир были выпущены секретные материалы об испытаниях первых образцов ракетно-космической техники на плато Узун-Сырт (бывшая закрытая база-полигон ЦАГИ). Рассказано о работах С.П. Королёва, которого водили на работу под конвоем и т.д. и т.п. О первых советских космонавтах, начинавших свою карьеру именно здесь (здесь же и погибавших  в  неудачных  полётах).
                Первые  отряды  будущих  космонавтов  начинали  свои  тренировки  именно  здесь (Феодосия). Тогда  это  была  совершенно  закрытая  информация.

   Юрий Гагарин был восьмым, а первые семь погибли. Свой самый первый ракетный двигатель Сергей Павлович назвал «Коктебель», чётко видна эта надпись на обшивке кожуха, показанная крупным планом и т.д. Всё это очень интересно и такое документальное кино сейчас доступно. В Коктебеле есть улица Королева, как, впрочем, и ул. Жуковского. Тот самый Николай Егорович Жуковский, которого «мы проходили» в школе, на уроках физики: «Я верю, что человек поднимется в воздух как птица, но только опираясь не на силу своих крыльев, а на силу своего разума». Он был в Московском обществе Х.С. Леденцова вместе с В.И. Вернадским, и им (т.е. Обществу) Т.И. Вяземский передал в дар своё детище – Карадагскую Научную Станцию.
  С карадагских хребтов прекрасно виден огромный холм Тепе-Оба, за которым Феодосия, а на нём белые купола бывшей астрокосмической обсерватории АН СССР. Мы об этом говорили уже, в соответствующей главе путеводителя. В последнюю советскую пятилетку там стали строить запасную взлётно-посадочную площадку для «Бурана». Такой себе маленький резервный космодромчик. По известным причинам этот проект не состоялся. Чего только здесь ни делали, ну и сейчас интерес к этой земле не ослабевает, в том числе и космический: совр. Проект подспутникового полигона со штабом в Феодосии – очень важная программа для народного хозяйства, напрямую «завязанная»  на  экологический  мониторинг.
         Вот  почему  заповедание  этой  земли  –  её  спасение.
      Ведь  земля  эта  не  просто  заповедна,  она  -
   Кино-Актриса!!!               
 Полностью  закончить  эту  главу  вряд  ли  удасться,  и вот почему.  О многих известных и малоизвестных фильмах,  съёмки которых тут проводились,  мы здесь не рассказали.  Сотни миллионов кинозрителей, конечно же, хорошо помнят двух красивых молодых женщин в экипаже советского корабля «Нежин» (к/ф «Пираты XX века»).  Очень правдоподобно поставлена сцена их пыток в пиратском плену, на острове, так что всё это невозможно забыть. Эпизод снимали в Тихой бухте, что за мысом Хамелеон.  Актриса Майя Эглите, игравшая одну из героинь в этом фильме, побывала здесь ещё раз уже в главной роли,  в другой кинокартине «Бешенное золото».   На этом же самом песчаном пляже изображалась другая детективная история, которую также знают миллионы, потому что играли очень известные актёры: Валентин Гафт, Николай Олялин, Олег Стриженов, Борис Иванов, Ольга Яковлева и мн. другие.

   По произведениям писателя-фантаста Александра Беляева, кроме одноимённого фильма «Человек-амфибия», сняты также и другие. Один из них «Завещание профессора Доуэля» (по повести «Голова профессора Доуэля»). Ряд эпизодов в этом кино снят в Коктебеле, и на некоторых кадрах здесь чётко просматривается Кара-Даг. Конечно же, в этом ряду трудно обойти вниманием двухсерийный художественный фильм Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского «Коктебель».  Об этом фильме можно многое рассказать, и о нём так любят рассуждать многочисленные москвичи, давно и прочно облюбовавшие летний Коктебель для своих совершенно безумных, сумасшедших тусовок. И многие, многие другие известные и не очень известные кинофильмы, получившие   «путёвку  в  жизнь»   именно   отсюда. Если обо всём этом рассказать, то настоящая глава превратится в отдельную большую книгу, по объёму больше чем сам путеводитель.  И это  понятно.

  Фильмография Коктебеля успешно продолжается, всех кинокартин, частично или полностью снятых здесь невозможно подробно перечислить. Их насчитывается уже более 100. В 2014 году закончена работа над фильмом «Зеркала», который полностью посвящён Марине Цветаевой. «Зеркала» — российский фильм 2013 года режиссёра Марины Мигуновой. Это первый историко-биографический игровой фильм, в центре которого — трагическая судьба поэтессы Марины Цветаевой. Премьера фильма состоялась в рамках российской программы на 35-м Московском кинофестивале в 2014 г. Вот кадр с этого кинофильма:

  Май 1911 г., среди камней бухты Лягушачьей, что у мыса Мальчин, встречаются юная Марина и Сергей.

  Коктебель всегда претендовал на звание популярного и очень модного курорта международного уровня. Эта тенденция устойчиво сохраняется и сейчас, несмотря на гримасы и неприкрытую дикость сегодняшнего времени.  Ну а из всех искусств для нас, по-прежнему, важнейшим является кино, и здесь это чувствуется особенно.  Так что пожелаем нашему неунывающему другу, киноведу-крымоведу, долгих  лет  и  вечных  успехов !!!
               




  Это здесь -  http://dkchsebetovka.blogspot.com/p/2016.html