Одно фото

Анна Милушкина
Мне это мое зимнее фото напомнило одно давнее мое посещение зимнего леса...
Я любила гулять в лесу в любое время года. Мама вообще называла меня лесным человеком, так как совершенно была не похожа на ту Анну в быту, которая была неуравновешенным и дерзким на язык человеком, а в лесу становилась молчаливой, задумчивой и очень внимательной к тому, что видела вокруг себя. Если мне приходилось в лесу бывать не одной, а с кем-то, то меня постоянно окликивали и даже разыскивали, боясь, что я заблужусь и отстану от компании.

Именно поэтому я любила и люблю ходить в дальние походы (15-20 км) одна с той скоростью, которая диктовалась необходимостью разглядеть, услышать, понять, зафиксировать в памяти или на фото окружающий мир.

Вот также зимой, еще по молодости, я приехала в свое родное село, правда, уже ни мамы, ни бабушки в живых не было, от остановки, ни к кому не заходя, направилась  на кладбище, что в 2-3 км от Ковриги. Идти нужно было по асфальтированному шоссе, с обоих его сторон колхозные поля, кое-где стояли небольшие копешки сена. Было не холодно, но все равно достаточно ветрено. Снега на дороге почти не было, он заполнял собой  в поле только мелкие неровности-углубления да лежал на дне небольших овражков и около одиночных или кучкой растущих деревьев.

Я, по своему обыкновению,  шла неторопливо, головой крутила на все 360 градусов, отмечая  все изменения в окружающем меня пейзаже, произошедшие после предыдущей поездки в село. Конечно, в нем была разительная перемена, так как до этого я была в сентябре, еще можно было и грибов пособирать и даже костянки попробовать, правда, она уже переспелая и сразу же давилась в ладонях, приходилось оттирать руки травой. А сейчас все кругом голо, серо, тихо. Изредка проезжал транспорт, кто-то останавливался, предлагали подбросить, если по пути. Но я только улыбалась, качала головой и махала вслед рукой! Меня не надо было ни подвозить, ни подбрасывать ни в ту, ни в другую сторону. Я просто была одним из элементов этого пейзажа, безраздельно принадлежала ему всем своим существом, как физическим, так и духовным. Встречные лишь удивленно поднимали брови...

Эти 2-3 км я шла часа 2-2,5. Вот шоссе свернуло в сторону Шадринска, а я пошла все в том же направлении прямо к могильной дубровке, хотя там росли березы, осины, тополя, клены и прочие сопутствующие кустарники. Пошла грунтовая дорога, через полкилометра дорога пошла полем, потом нырнула в очень сильно поредевший (без листвы) прозрачный лесок. Потом я вышла снова к полю, так как могилки мамы и бабушки находились у самой границы лесочка и поля. А вот и сами холмики.

Подошла, вначале мысленно поздоровалась, несколько раз глубоко вздохнула, затем из упавших веток сделала веник, подмела могилки, убрав от них подальше мусор. Затем достала из кармана мешочек с пшеном и на обоих холмиках выложила крестики  ближе к памятникам (они были деревянные и достаточно крепкие, выкрашенные голубой краской, с фотоовалами на стержнях крестов). Из другого кармана вытащила треть булки,  половину раскрошила на обе могилки, остаток съела.
Еще чуток постояла, прочла трижды одну и туже молитву на все случаи жизни:
Господи Иисусе Христе-сыне Божий,
Помилуй меня грешную!
Спаси и помилуй
от всех болезней-напастей,
дай мне силы жить дальше!
Аминь!"
Потом обошла три раза вокруг могилок, трижды каждой поклонилась и отправилась осматривать могилки других умерших родственников - дальних и близких, которых, наверное, было полсела, а я знала и помнила лишь небольшую часть их...

Перед тем как выйти из леса и направиться в село, я увидела березу, которая привлекла мое внимание тем, что на нижних ее ветках кто-то привязал разноцветные ленточки, а рядом с ней сиротливо жалась к стылой земле безымянная могилка с осыпавшимся холмиком без памятника...

Я остановилась, пожалела, что съела весь хлеб, остатки крошек разбросав вокруг себя для воробышек, синичек и прочих лесных птах.  Они для меня почему-то всегда ассоциировались с душами умерших...

Не зная, чем отметить эту безымянную могилку, я отошла от березки на несколько шагов, покрутила головой и увидела куст шиповника, полный ягод. Я тут же сломила несколько веточек с крупными коричнево-бурыми уже съежившимся  от холода и сухости ягодами, подошла к могилке и выложила веточками крестик.  Потом прислонилась к березке, полуобняв ее за ствол, и задумалась:кто бы мог тут лежать, кто привязал эти ленточки, кем он приходится похороненному...

В это время над головой высоко в небе пролетел реактивный самолет (гула я его не услышала), прочертивший прямую белую линию, которую я почему-то восприняла как знак моим мыслям. Пыталась расшифровать ее всю обратную дорогу  до села. И вот что у меня получилось (я связала эту белую березу, белую линю и цветные ленточки в единое целое): безымянная могилка - это мой пока неизвестный мне мой будущий жизненный путь.  Белая береза - это мой родимый край, который мне не стоит покидать ни при каких условиях, ленточки на березе - это вехи, верстовые столбы, узелки на память, чтобы все важное я всегда помнила, самолет в небе - это сама жизнь, белый след - это причинно-следственные связи прошлого, настоящего и будущего...

10.12.2016
0:39