Пловец Пётр Патрушев

Георгий Елин
30 августа 1991 г.
Надя Колюшина познакомила с Петром Патрушевым – легендарным эмигрантом,  20-летним подростком уплывшим из Грузии в Турцию.  Прилетел он из Сиднея  на Первый конгресс соотечественников как раз 19-го августа,  а над ним между  тем здесь ещё висит неотменённый смертный приговор. Публикацию я, конечно, сделаю, но он столь колоритен,  что про него кино нужно снимать (вылитый Джек Николсон из «Полёта над гнездом кукушки»).

18 декабря 1992 г. 
Неделю с Валерой Смирновым снимали в цековском подмосковном санатории фильм про Петра Егоровича Патрушева, уроженца сибирского городка Калпашева, который летом 1962-го эмигрировал из СССР весьма рискованным образом – вошёл в море на грузинском пляже и через день вплавь добрался до турецкого берега. Когда увидел Патрушева в первый раз, поразился его сходству с героем формановского фильма «Полёт над гнездом кукушки» – как внешнему, так и внутреннему: с сумасшедшинкой в глазах человек, необоримый.
В этом году у Пловца-эмигранта двойной юбилей – возрастной «полтинник» и тридцатилетие побега. О том, что он не утонул, а благополучно удрал, наши органы знали – до недавнего времени над ним висел расстрельный приговор за измену Родине. Да, изменил: вещал по «вражеским голосам» в Европе и Англии, потом перебрался в Австралию, где безбедно живёт последние десять лет.
Первый раз прилетел на конгресс соотечественников летом 91-го, и попали они аккурат под августовский путч. Сейчас официально приехал с гуманитарной, как теперь принято говорить, миссией – вести уроки по выживанию в экстремальных условиях. И плавает он до сих пор: всю неделю ежедневно окунался в прорубь, собирая вокруг себя стучащих зубами на морозе зевак.

4 апреля 2016 г.
Когда познакомился с Петром Патрушевым в августе 91-го, поразился его внешнему сходству с героем Джека Николсона, бежавшим из кукушкиного гнезда в фильме Милоша Формана.  И сходство не было случайным: как герой культовой книги Кена  Кизи, Пётр Патрушев – 20-летний подросток из сибирского села Колпашева – бежал из того дома «ку-ку», каким в 1962 году выглядел СССР. Бежал ВПЛАВЬ – с ластами вошёл в море на пляже в Батуми и на вторые сутки, миновав водную стихию в 30 км. и все пограничные кордоны – ступил на берег Турции...
До этого было обыкновенное советское детство:  погибший на фронте отец, скудное житьё вдвоем с малограмотной матерью, техникум в Новосибирске, служба в армии, от которой кое-как откосил, симулируя сумасшествие в психушке Томска. Когда и как решил уйти на Запад и какой путь для этого выбрал – сам рассказал в книге «Приговорён к расстрелу», изданной в Питере в 2005 году.
Если в СССР его сперва сочли утонувшим, а когда узнали, что жив, – приговорили     за измену Родине к ВМН, турки просто не поверили ни одному его слову – посчитали агентом КГБ, коего высадили у их берегов с подводной лодки, и мурыжили полтора года в своих подвалах. Пока наконец отпустили, и Патрушев оказался в желанной Европе. Работал диктором на Би-би-си и «Радио «Свобода», делал собственные передачи, а в конце концов осел в Австралии,  где прожил  всю оставшуюся жизнь.
В Союз впервые прилетел в 1991-м – на Конгресс соотечественников, и попал под самый путч, который в случае удачи был чреват ему смертью (расстрельную статью ещё никто не отменил). Тогда – зимой 92-го, на тридцатилетие побега – мы с питерским документалистом Валерием Смирновым сделали про Патрушева 30-минутный фильм, несколько раз показанный по нашему ТВ (его судьбу – после смерти режиссёра – не знаю), потом он выпустил свою книжку, но и только: возвращаться в Россию Пётр не стал – жил и работал в полюбившемся ему Сиднее. Где и умер 28 марта, получив инсульт после очередного заплыва...


ФОТО:  Пётр Патрушев / Москва, декабрь 1992 г.
© Georgi Yelin
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/

-----